Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Господа, пытаться нападать на Православие, перечисляя случаи извращения Православия, то же самое, что есть мух, не трогая котлету. На любителя, конечно.
Русская национальная идея проста -- Русь Святая, храни веру православную! В чём же ещё жизненный подвиг святого благоверного князя Александра Невского? А он ведь только школьный пример из неисчислимого сонма. Вот вопрос: почему наша Русь, обычно, что кокетничать, далеко не святая, а при этом всё же как-то, но хранит? Божья воля, не наша заслуга. А всего-навсего требуется лишь выучить славянский в пределах понимания на слух, отстоять (больным отсидеть) полтора часа в неделю Литургию Общее делание. Попоститься в меру сил, исповедаться тому, кому Христос дал власть ╚связывать и развязывать╩. Причаститься с миром. И Миру. Тогда и поймёшь, что ╚закостенелость русской Церкви╩ - просто намозоленный лозунг сектантства всех видов и размеров. Посему ╚православным╩ подписываться, вообще-то, в праве хотя бы начинающий, пусть лишь желающий воцерковляться, а не мечтатель и грезёр, о каковых упоминал о. Виталий (32650). Духовная жизнь основана на практике.
Уважаемый Андрей, да, да, да, душа творится Творцом, но неужели глухой, слепой или иной увечный от рождения и есть тот ╚универсальный человек╩, в самостное зарождение и существование коего Вы верите? Он, как раз и не автономен, и, как раз как никто другой, продукт отношения к нему общества.
- Георгий Граев:
На мой взгляд, между русским и еврейским миросозерцаниями, уходящими корнями в православие и иудаизм, есть объективное взаимонепонимание Разобраться в этом было бы очень полезно...Именно в этом корень вопроса. Если вести разговор серьёзно и по существу, то, конечно, необходимо было бы для начала дать (хотя бы и в первом приближении) рабочие определение таким, например, важнейшим понятиям как "еврей" и "антисемитизм". Ведь очень часто происходит неявное отождествление понятий "иудей" и "еврей" (фактически - подмена), а критика иудаизма отождествляется с антисемитизмом. Причём само понятие "антисемитизм" тоже не определяется (я думаю, что И.Р.Шафаревич прав в том, что это делается сознательно; при отсутствии четкой дефиниции "антисемитом" можно объявить любого, кто по той или иной причине не нравится).
Вот вам навскидку фраза из одного сочинения (а сочинений таковых - море): Нападки на евреев за убийство Христа содержатся уже в Новом Завете: "И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" .
Видите: нападки на евреев. Как будто не евреями были апостолы и мужи апостольские и, в частности, написавший эти строки евангелист Матфей.
Вам и мне совершенно очевидно о ком сказаны Христом эти слова: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8, 44); или эти: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8,11-12). Мы знаем, о ком речь - о "книжниках и фарисеях". И именно нынешние "книжники и фарисеи" (хаберы по Кожинову; Вы понимаете, полагаю, о чем речь, поскольку читали его работы) сейчас и осуществляют эту подмену. Дело доходит до того, что христианство обвиняется едва ли не виновным в нацистском геноциде евреев.
Еще одна цитата: Антисемитизм древнее христианства. Его проявления можно наблюдать в таких странах, где нет или почти нет христиан. Поэтому было бы неверно считать христианство единственным источником ненависти к евреям, а Евангелие -- прямой причиной Освенцима. Т.е. христианство, по мнению автора, хоть и не единственный, но все же источник ненависти к евреям, а Евангелие - не прямая, а косвенная причина Освенцима (это со всей очевидностью следует из дальнейшего текста). Приведенные цитаты взяты из статьи Е.Берковича "Можно ли христианину мыться в бане с евреем?" (между прочим, опять то же отождествление: в соответствии с 11 правилом Шестого Вселенского собора следует говорить о мытье в бане с иудеем).
Итак, говорю я, прежде всего следовало бы выработать четкие дефиниции. И тогда стало бы ясно, что существо вопроса - это неснимаемые противоречия между христианством и иудаизмом. Это - взаимоисключающие друг друга мировоззрения. Это разделение принес в мир Христос. На Голгофе, у Креста произошло разделение евреев на две части: на малое стадо избранных, "остаток" (Рим. 11, 2-5), ставший началом Церкви и на другую, бóльшую часть ожесточившихся, к которым относятся слова пророка Исайи: Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали... И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем (Ис. 65, 12,15). Это иное имя - христиане.
Для христианства Христос - Бог и его распятие - грех Богоубийства, лежащий на "книжниках и фарисеях". (Уместно заметить, что и в этом случае хаберы утверждают, что это римская власть де распяла Христа, а синедрион и первосвященники здесь ни при чем). Алексей Степанович Хомяков немного по другому поводу написал слова, которые очень точно отражают психологическую подоплеку дальнейшего:
В числе законов, правящих умственным миром, есть один, которого Божественная, строгая правда не допускает исключений. Всякое незаслуженное оскорбление, всякая несправедливость поражает виновного гораздо более, чем жертву; обиженный терпит, обидчик развращается. Обиженный может простить и часто прощает; обидчик не прощает никогда. Его преступление впускает в его сердце росток ненависти, который постоянно будет стремиться к развитию, если вовремя не очистится все нравственное существо виновного внутренним обновлением.
Вот в этом главное - иудаизм возник на почве отвержения Христа как антипод христианства. Но путь к примирению есть и он очевиден (перефразирую опять Хомякова) - вырваться из рационализма, признать, что Христос - Бог, а не "лжемессия", осудить и отвергнуть всё истекшее из этой неправды и войти в Церковь, чтобы мы вместе могли произнести с древней Церковью: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа". (Я прекрасно отдаю себе отчет в утопичности такого "рецепта", но другого я не вижу.)
Вот так очень кратко и очень схематично. (Неплохая статья есть здесь. Там, правда, речь идет об отношении христианства к ветхозаветной религии, а не к иудаизму.)
Я надеюсь я сумел, уважаемый А.Мещекский показать Вам, что дело не в "другом народе" (ибо во Христе нет уже ни иудея ни еллина), а в "другой религии". И здесь Василий Владимирович совершенно прав (32527) - не будет здесь мира до падения антихриста...
- Уважаемый Дворцов! А как же, например, глухие с рождения люди? Я согласен с Вами, в истоке раскрытия человеческой личности было Слово, но несколько в другом смысле.
- Очень точная и правильная мысль М. Дунаева: "Национальная предназначенность к тому вскоре отпечаталась в идее Москвы - Третьего Рима. Эта идея не есть продукт национального чванства, как трактуют лукавые противники Православия, но отражение трагического сознавания, что конечные судьбы мира скрестились с судьбою Руси, и не на кого будет переложить ответственность, ибо "четвёртому Риму - не быть".
С моей точки зрения, это в наши дни и есть идея России как МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ (см. http://www.p-rossii.ru/articles/stat34.phtml и http://www.pereplet.ru/krupnov/31.html#31 ).
Единственое, что мне кажется не совсем точным и правильным - это вообще слово и идея национального, тут В.В. Кожинов глубоко прав - как правильно и очень своевременно указал Георгий Граев ( 32681 ) - у России нет и не может быть никакой национальной идеи и национального сознания вообще - это не наше, не русское, не полиэтническое, а заёмное и узкое предствление.
- Несмотря на всю спорность, высказанных автором тезисов, можно было бы согласиться со многим. Но идеализация Православной Церкви на бумаге, совсем даже не означает такого же идеала в жизни. Автор слышать не хочет о каких либо реформах в Православии,а ведь закостенелость русской Церкви это уже притча во языцех, и именно эта закостенелость являет собой неодолимый порог для пополнения рядов верующих. Пусть хотя бы придут к одному календарю со всем миром, а уж потом можно будет говорить о Идее. Православный христианин, Александр
- Хотелось бы рассказать Вам один любопытный случай. Как-то раз, на дороге, меня попросили быть свидетелем при разборе ДТП. Ожидая приезда ГАИ, я разговорился с одним из его участников. Он был очень раздражен и даже раздосадован, как будто с ним произошло нечто из ряда вон выходящее. На десятой минуте беседы его все-таки прорвало - только три дня назад машину "посвятил" и на тебе! Я несколько опешил - как это посвятил? Кому посвятил? У священника посвятил, жигули 500 рублей, иномарки 1500! Что теперь идти претензии предъявлять? Претензии предъявлять я его отговорил...
Как далека жизнь от утопических слов автора статьи: "Так это нужно человеку - знать, что есть среди всеобщего одичания хотя бы небольшой уголок, где нет корысти и злобы, где тебя встретят добротою, будут строги к твоим грехам, но и милосердны. Где не обругают, если сделал в храме что-то не так, потому что ты это не по злому умыслу, а по незананию, - и поэтому мягко подскажут, как надо. Где не казённо и сухо отнесутся к твоей беде, где поступятся своим удобством, когда тебе понадобится помощь. Пусть там не будет блеска золота, а священник выйдет в потертой рясе, потому что там тоже небогаты, но зато там можно найти сокровище небесное, укрепляющее среди всех наших земных скорбей и испытаний."
Расскажу и еще один случай, как мне кажется, тоже имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Был я как-то раз, прямо в берлоге зверя, в Нью-Йорке, встречался там с одноклассником. Одноклассник был бодр, полон планов, влюблен в воображаемую пуэрториканку, но раздражителен, неоправданно раздражителен. Да что с тобой? - спросил я его, - синагога достала - ответил он. Как достала, какая синагога? Да приходится строить из себя правоверного еврея, сидеть в синагоге, а то в бизнесе ничего не добьешься. Как, удивился я, и это в Америке, в свободной стране! Вот так, был ответ, не будешь ходить в синагогу, ни поручательств тебе, ни кредитов, здесь двигают только своих. Вот такой "правоверный" бизнесмен, слава Богу не "православный".
- ***
- Чудесный очерк Я. Гришиной.
И очень своеобразная постановка проблемы дома.
- Вечная память погибшим за Родину.
252573 ""
|
2003-06-22 12:38:05
|
[212.164.1.95] Дворцов |
|
- Уважаемый KuB,
человек (хороший он или не очень) начинается с человеческого языка. Помните детей, выросших среди волков и обезьян? Они, не слышав речи до трёх лет, потом уже не стали людьми, а так и умерли зверями. А как появляется речь? Да, ╚в начале было Слово╩. И потом для каждого из нас в начале нашей жизни опять оно - Родное Слово. Нет никакого ╚универсального человека╩, тем более ╚универсально хорошего╩, чтобы без родовой символической фонетики. Разве что ╚средний американец╩. Акцент, диалект, говор - это же не просто передача информации, это кто знает, подскажите!
- Уважаемые собеседники! Я предлагаю вопрос о национальностях и об источнике "хорошести" перенести сюда, и все же начать обсуждение статьи Михаила Михайловича Дунаева. Думаю, что статья важна и актуальна, и будет жаль, если ее обойдут вниманием.
У меня три замечания-уточнения. Первое уточнение - фразу "русская национальная идея" надо очистить от слова "национальная" и вернуться к первоначальному термину "русская идея". Автор термина - Достоевский, который писал именно о "русской идее". У В. В. Кожинова есть статья, которая так и называется "У России нет и не может быть национальной идеи". Наша идея - всечеловеческая, а Православие - всечеловеческая религия. Носителем русской идеи (=Православие) могут быть "евреи, русские, татаре, грузины, немцы и мордва" Всяк сущий в ней язык
Второе замечание: Михаил Михайлович Дунаев пишет об "умножении богоотступничества". Можно ли говорить о богоотступничестве, когда подавляющее большинство живущих в России Бога не знают, когда родились они в атеистическом быту, и то, что кажется "богоотступничеством" - на самом деле симптом острого духовного недоедания? Вот и набрасываются люди на аппетитные гамбургеры западничества, на пропитанные солнцем фрукты неоязычества, на теплый хлеб державности Лучше хоть какая пища, чем никакая Может, задача Православия - не отрицательная (противостоять мнимому богоотступничеству), а положительная (дать голодным пищу, которую они так суматошно ищут)? И если голодные отталкивают протянутую к ним руку, виноваты не они в своей слепоте, а те кто, будучи зряч, не умеет их накормить и просветить?
И, последнее, о выводе автора, который хочется дополнить. Да, недопустимо свою волю ставить выше Промысла, но и не принимать в расчет свою волю при решении задач, которые остро стоят перед человечеством (значит, и перед Православием), преступно. Сердце Православия в Храме, но руки-ноги-голова - в миру. Надо поддерживать православных предпринимателей, и тогда неозападники поймут, что достойная жизнь возможна в России, а не только в Америке, надо лелеять православное искусство, и тогда любители интеллектуально-эстетических игр увидят, как придуманные ими мертвенные формы наполняются светоносным содержанием, надо вернуть красоту изгаженной природе, здоровье человеческому телу, и тогда неоязычники поверят, что Православие не против природы и естества, а за их обожение, надо выдвигать православных политиков, мудрых как змии, и тогда державникам станет ясно, что Православие - это справедливая сила, которая умеет находить ответы на злободневные вопросы Тогда все формулировки чаемой "русской идеи" сольются в одно, и это будет Православие. Тогда можно будет ставить вопрос и о Самодержавности, и о Народности.
Уважаемый AVD, еще раз спасибо за указание на статью и за замечание по поводу пастыря. Во многих вопросах я не очень просвещен, поэтому благодарен за любые толковые замечания.
252571 ""
|
2003-06-22 08:32:21
|
[212.192.33.5] KuB |
|
- Дворцов - 32675 > - Да, неплохо про Колыму. Но откуда же берётся хороший или просто человек, если не из религии, из нации, из семьи и Родины (и родины)?
А откуда он действительно берётся? ну... из воспитания, точно? Если все вокруг умные, добрые, то и вырастет такой же... или не вырастет? И наоборот бывает - всё вокруг "тухляво-мелочно", а человек растёт "упорно-добрый", тянется к свету, добру, знаниям. Ведь вера (религия?) - это тоже система воспитания для поросли (да чего таить - и для взрослого тоже). И может ли быть хороший человек без религии, нации, семьи и Родины? Думается, что может. Где он, этот универсальный источник "хорошести"?
- Попробуйте начать отсюда: http://mega.km.ru/cinema/encyclop.asp?TopicNumber=10487&search=+%C8%F1%E0%E0%EA+%D4%F0%E8%E4%E1%E5%F0%E3%2E+#srch0
252569 ""
|
2003-06-22 01:25:54
|
[212.164.1.44] Дворцов |
|
- Всё, Александр Владимирович, пошёл спать. А вы не забудьте про "выведение". Иначе будет сниться всякая мура. Охота и другое
- Глубокоуважаемый Женя!
Благодарю за высокое внимание. Ни названная Вами пьеса, ни ее автор мне неведомы.
252567 ""
|
2003-06-22 01:03:28
|
[193.124.84.45] AVD |
|
- Василий Владимирович!Не спите?! И я не сплю. Читаю "Аз буки ведал".
252566 ""
|
2003-06-22 00:53:59
|
[212.164.4.106] Дворцов |
|
- Да, неплохо про Колыму. Но откуда же берётся хороший или просто человек, если не из религии, из нации, из семьи и Родины (и родины)?
252565 ""
|
2003-06-21 23:38:47
|
[212.192.33.29] KuB |
|
- Вот думается - а какая разница? лишь бы человек был хороший... ну какая вина может лежать на "нынешнем" немецком народе за Вторую мировую ("Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые. Война гуляет по России. А мы такие молодые." Д.Самойлов)? или за Холокост? и что "вообще" значит "ответственность"? теперь немцам каятся? или украинцам вымаливать за гетмана Богдана? а ведь Богдан герой - боролся за независимость Украйны от поляков... (каких только нет данных о зверствах Хмельницкого - и 100 тысяч вырезал... и 300 тысяч - и тех, что в христианство перейти отказались и просто так - от ненависти... кто знает)... так можно сапсем запутаться - кто кому виноват и что да как...
НО! есть ЧЕЛОВЕК! хороший или плохой, умный или дурной... добрый или злой... а только потом есть национальность... тот же кто за особое достоинство выдаёт свою нац. принадлежность - хм... "по делам судить его будут"... Надо знать свою историю, своего народа. Надо. Но "чёрно-печальные моменты" этой истории переносить в злобу в нынешнее время на совсем иных людей - горько и гнусно, не от большого ума.
евреи, русские, татаре...
грузины, немцы и мордва...
педанты, гении, злодеи...
всех подружила Колыма...
(c) Анатолий Умчаков
- За что люблю аристократов? Выпороли бы на заднем дворе за плодотворную
дискуссию, и вопрос бы сразу решился. И далее, как только возникает вопрос,
так пороть, не глядя на нацио-религиозную принадлежность.
Много воли дали бывшим холопам.
- Приветствую Вас,
Я ищу пьесу Исаака Фридберга "Арена" и в процессе поиска нашел Ваше сообщение двух годичной давности.
Подскажите, где можно разыскать эту пьессу? Надеюсь на Вашу помошь и буду Вам несказанно благодрен.
А дело в том, что когда-то в моем школьном театре мы ставили спектакль по этой пьесе и я играл быка. Мне бы было безумно приятно найти ету пьесу и нигде я ее не встретил. Поделитесь Вашим опытом. Заранее благодарен,
- Глубокоуважаемый Илья Гамзаков!
Тональность Ваших сообщений, простите великодушно, не совсем корректна.
- Уважаемый Илья! Поскольку Вы назвали мои рассуждения "разумными", позволю себе попросить Вас, делая свои выводы, в то же время воздерживаться от бездоказательных замечаний, которые могут быть расценены как оскорбительные. Я Вас очень об этом прошу. Спасибо.
-
- Глубокоуважаемый Илья Гамзаков!
Господин Беркович ни в коем случае не делился со мной "наваром" (!!!???). Эта книга попала мне в руки пару месяцев назад. Не все поведенческик мотивации низменные (многие, но не все). Любая моя статья есть частное мнение по частной проблеме. Вы не поверите, но я всегда пишу именно ТО, что ДУМАЮ. Я никогда не пишу о плохих книгах. Я никем и ничем не ангажирован. Грешно, право. Грех человекоугодия предпочтительней греха человеконенавистничества.
252558 ""
|
2003-06-21 14:48:43
|
[62.118.180.3] Марек |
|
- Андрей, совершенно верное замечание. Беркович все время муссирует одну тему: он докзывает, что все нации и народы виновны перед евреями. И поэтому должны им. Лично Берковичу должны. Те, кто спасал евреев, те праведники.
А если их самих, этих русских-татар и др. нужно было спасать, но не спасли, то туда им и дорога.
- Уважаемый Евгений! Вопреки известному совету, просматривая с утра свежие газеты, я наткнулся на любопытную статью в одном американском издании. Смысл ее довольно прост - а так ли важно, было ли в Ираке ОМП. При всей циничности постановки вопроса, это действительно уже не важно. И почему-то я, навеное тоже с известной долей цинизма, подумал, а так ли важно был ли геноцид именно еврейского народа при Сталине. Наверное был, как был геноцид грузинского, чеченского, русского и многих других народов. Эта страница истории уже перевернута. Что же касается "ангажированности вопроса" в наши дни , то, оценивая ситуацию в целом, приходится признать, что ангажированность все-таки есть. Обратите внимание, почти в каждом голливудском фильме на историческую тему поднимается "еврейский вопрос". Вот например фильм "Враг у ворот". Это фильм о снайпере- герое Сталинградской битвы - Зайцеве. Но главным героем, жертвующим собой, выведен еврей, а все разговоры главных героев сводятся к тому, что девушке Зайцева надо немедленно покинуть Сталинград, чтобы учиться, т.к. она еврейка. Вроде бы ничего особенного, но в итоге получается некая "гегемония" лиц с определенной национальностью, а русским и остальным отведена героическая роль "ведомых". В общем, ясно видно, что кто платит, тот и заказывает музыку. И мотив этой мелодии ясен, если все время твердить " я еврей, я еврей" то тебя будут жалеть и отправят учиться, а если твердить "я русский, я русский" то скажут что ты - фашист и твое место за решеткой.
- Так уж получилось, что я почти никогда ни за что не голосовал. В советские времена уклонялся отдавать голос за нерушимый блок коммунистов и беспартийных, считая, по молодости, что в этом фарсе обойдутся и без меня. В ╚демократической России╩ жить пока не довелось и за Ельцина-Путина я, к сожалению (или к счастью?), тоже не голосовал. В Германии, где живу уже много лет, я иностранец, и на выборы ходить причины нет. Но отдать свой голос за что-нибудь иногда желание возникает. Тем более, сколько хочешь его отдавай - меньше не будет. Тут, как раз, возможность появилась и вопрос интересный быть или не быть монархии в России. Вышел на страничку голосования, а там только ╚да╩, ╚нет╩ или ╚не знаю╩. Два других важных пункта ╚воздержался╩ и ╚не участвовал в голосовании╩ отсутствуют. Недаром говорят, что больше всего претензий к мужикам у старых дев. Вот и я не проголосовал. Но желание осталось. Что делать? Вдруг, совершенно случайно, я вспомнил, что несколько недель назад уважаемый Гурам Сванидзе качнул волну по поводу несправедливости голосования в категории ╚Рассказы╩ за 2002 год. Ну, думаю, надо исправлять положение. Открыл рассказ ╚Пустырь╩, прочитал ... Батоно Гурам, сильный рассказ! Отдаю свой голос без колебаний!
- Посетителям и участникам форума.
Большего лицемерия, чем заявление о том, что праздник меньшинств нетрадиционной ориентации в священном городе трех религий (Иерусалиме) "укрепляет демократию", придумать сложно.
"...Мужеложники царствия небесного не наследуют." (с) Святое писание.
- Глубокоуважаемый Владимир Михайлович,
Пока возился с файлом, прочел
реагирования населения - те, что в конце... Франсуаза Саган, словом...
Примите искреннее сочувствие...
... Похоже, я один из немногих знаю, что если в повести наружу нагло
выпирает рассказчик, который к тому же не без негативизма описывает
своего гороя, то это - не повесть вовсе, а роман-мениппея, и что главный герой в нем не тот, кто волочится за юбками и пускает дымные кольца, а хитроватый рассказчик. Так что факт наличия метасюжета, который необходимо реконструировать путем сопоставления двух фабул романа (а их там две, причем главная - описание истории создания повести "Листья московской осени" неким не шибко скромным и не слишком талантливым Литератором), виден с первых же строк (Боже, причем здесь Франсуаза Саган с ее примитивными конструкциями?)
Ну, а примеры-то - вот они, далеко ходить не надо! Вот вам Джойс, пером подлого рассказчика нарисовавший в "Улиссе" сатирическую карикатуру на себя - главного героя; вот вам Михаил Афанасьевич Булгаков, позволивший своему рассказчику Шполянскому-Шкловскому поиздеваться над собой-Турбиным в "Белой гвардии"; вот Пушкин, создавший "пером" П. Катенина такой же сатирический пасквиль на самого себя в "Евгении Онегине" и "Повестях Белкина"; вот, наконец, Вильям Джонович Шекспир, позволивший своему недругу Горацио поизгаляться в "Гамлете" в свой адрес. Словом, Ваш,
Владимир Михайлович, рассказчик поначалу прямо таки уверил меня, что речь снова пойдет о том, что Вл. Хлумов вслед за Шекспиром-Пушкиным-Джойсом-Булгаковым снова создал мениппею с сатирой на
самого себя - то есть, на Вас-Хлумова...
... Но вот читаю дальше, и стало проясняться, что Литератор и якобы
"главный герой" - одно и то же лицо; что это сам Владимир Дмитриевич
Соломахин описывает свои собственные приключения, из какого-то жеманства
не желая почему-то признаться читателю, что это он самый и есть, в двух
ипостасях - автора и героя своей же повести.
Сомнение в отношении перспективы увидеть необычайную глубину
прорисовки образа главного героя, как это имеет место в мениппеях
Великих, не исчезло даже оттого, что в самом начале
Литератор-Соломахин намекает читателям, что форма подачи материала -
"сон во сне"; что ж, и это уже было - в том же "Мастере дымных колец".
Ведь оставалось под сомнением главное: удастся ли титульному автору
(Вл. Хлумову) найти такой композиционный прием, посредством
которого скелетно прорисованный образ Соломахина вдруг в одночасье
обретет романную глубину? Ведь ни Шекспир, ни Булгаков,
ни Джойс никогда не отождествляли своего главного героя - рассказчика
- с главным героем повествования; у них это всегда - антагонисты. Айрис
Мэрдок такое отождествление сделала в "Черном принце", но
"совмещенный" образ мерзкого рассказчика-героя Брэдли Пирсона
получился далеко не таким емким, какой способна дать мениппея с ее
бифокальным разносом сюжетов-ракурсов: ведь у Великих бифокальность как раз достигается за счет того, что ракурсы видения
одних и тех же событий исходят от разных персонажей, причем
антагонистов. Так что результат попытки Мэрдок никак не обнадеживал.
.....
В такой ситуации спасти образ главного героя и вывести его на уровень
сатирических образов Шекспира, Пушкина, Булгакова, Джойса может разве что
какая-то экстраординарная, невиданная доселе находка; композиционный
прием, посредством которого читатель, ретроспективно переоценивая
прочитанное, неожиданно для себя обнаруживает романную глубину образа и
содрогается от ужаса при осознании его типичности - то есть, наличия у
каждого из нас каких-то низменных инстинктов героя, ни им самим, ни нами
доселе не осознанных. А это и есть та самая жизненная правда, наличие
которой отличает подлинное произведение искусства от графоманской
поделки. Именно для такого шокирующе-гротескного способа подачи жизненной
правды Великие и избрали форму мениппеи. Потому что мениппея, имея форму
неприметной повести с банальным сюжетом и непрорисованными образами
персонажей, позволяет создать в сенсационно малом объеме настоящий роман,
в рамках которого художественные образы обретают потрясающую глубину.
Причем, как и положено всякому гадкому утенку, мениппея всякий раз
превращается в прекрасного лебедя буквально "в самый последний момент",
совершенно неожиданно даже для теоретически подготовленного читателя;
причем шокирующий удар наносится вовсе не там, где его ждешь.
Это Великим удавалось, причем всегда за счет придания антагонистичности
между образами скрытого рассказчика и главного героя его повествования
(большая база "бифокальности"; или паралакс, если угодно). И, хотя
"Черный принц" - тоже мениппея, Мэрдок от этого принципа отошла, и
достичь обязательной для любого романа диалектичности образа Брэдли
Пирсона ей не удалось: получился просто великолепно прорисованный образ
"чистого" мерзавца, без признаков амбивалентности.
... Окончательное разочарование пришло в финале: Вл. Хлумов заставил свою
героиню погибнуть; такое решение вопроса пресловутого "треугольника"
никак не вяжется с богатыми возможностями мениппеи. На этой минорной ноте
можно было и закрыть повесть, которая так и не превратилась в роман...
(Впрочем, судя по откликам, так все и делают. И точно так же чуть было не
сделал и "теоретически подготовленный" автор теории мениппеи - гммм...)
... Но, видимо, одна из граней таланта создателей мениппей как раз в том
и заключается, чтобы довести читателя именно до такого минорного
состояния, лишить его возможности сопротивляться, и, когда, казалось бы,
надежды уже совсем не осталось, в заключительных строчках, в данном
случае - в эпилоге, перевернуть все с ног на голову, вызвав тем самым
шокирующий удар. Впрочем, после такого печального финала, когда эмоции
читателя достигают предела, кто станет читать эпилог - факультативное и
как бы даже не совсем уместное приложение к довольно банальной истории.
Так, пролистать, все еще пребывая под впечатлением трагического финала,
да и сделать вывод об эпигонстве автора, который-де вон как умело
подражает манере Франсуазы Саган в создании сентиментальных женских
романов... ("Это хорошая женская проза, не всякая женщина обладает такой
тонкой и рафинированной психологией, как Ваша. И не всякая писательница
пишет с таким прониманием женщин"). Да еще, так и не обратив внимания на
истинную концовку, приободрить автора - что это-де "экзеркис, разбег, что
автор вырос из этой повести, еще не дописав ее до конца", что "ЛМО была
только взлетной полосой ее Автора"...
Нет, господа-товарищи, это вовсе не "женский роман", никакая не Франсуаза
Саган, и тем более не взлетная полоса Автора. Взять хотя бы последний в
жизни Поступок Ксении: "такая заниженная материалистка" под пулями
рванулась к любимому, презрев опасность - это, знаете ли... Или Автор
никакой не психолог, или же это - характреное для фабулы мениппеи
ключевое противоречие; но в любом случае сложившийся образ "заниженной
материалистки" в самом конце вдруг рассыпается.
"Дочитала ЛМО. Франсуаза Саган рядом отдыхает. Она неразвита рядом с
этой повестью. Но скажите, искушенный Автор, вы убиваете героиню, как
всякий писатель убивает разлюбленных, покинувших или нарушивших
женский долг женщин - Лизу Болконскую, потом Бунин "В жизни
Арсеньева", и далее Анну Каренину - или же Ваша героиня продолжает
грести на московских бульварах осенние листья ножками во французских
туфельках?"
Нет, мадам, "искушенный Автор" убил героиню не поэтому; боюсь, что Вы
все-таки до конца не дочитали - по крайней мере, не вчитались. Смерть
героини - это финал всего лишь повести-исповеди Литератора-Соломахина,
который сделал все возможное, чтобы представить свою исповедь в ключе
слезоточивых романов Саган. И которому все-таки удалось внушить это
читателям. Но это - ни в коем случае не финал РОМАНА Вл. Хлумова, в
рамках которого гибель Ксении - лишь дополнительное средство для глубокой
психологической прорисовки образа главного героя. Мужчины. Увы, одного из
нас. Это - то самое художественное средство, которое в свое время так и
не сумела найти для углубленной прорисовки образа своего героя Айрис
Мэрдок.
Вот ведь что получается. Ничем не выдающийся эпилог романа Вл. Хлумова,
который после трагической концовки "внутренней повести"
Литератора-Соломахина становится как бы еще более неприметным, раскрывая
истинный художественный замысел автора-Хлумова, превращает ловко
сработанную поделку "под Саган" в полноразмерный роман, причем с
совершенно иным содержанием. Ведь что было по фабуле: Соломахин сходит с
ума от любви к "такой заниженной материалистке", но эта любовь, как
шагреневая кожа, имеет свой предел - близкий и жестокий; у него наготове
даже орудие самоубийства - будильник под диваном. В своей ипостаси
Литератора он так убедительно описывает искренность своей любви, что мы
даже верим его трактовке образа Ксении как "заниженной материалистки".
Однако ее последний в жизни Поступок начисто разбивает так тщательно им
описанный и ловко внушенный нам образ. Но, веря предвзятой,
само-апологетической "исповеди" Литератора-Соломахина, который и ведет-то
ее даже не раскрывая своего истинного лица, мы все-таки должны быть
последовательны в своих суждениях. При той своей любви, которую так
красочно, ну прямо по-сагановски описал этот бабник, тем более после
такой трагической развязки, он просто обязан был привести свой будильник
в действие...
А что же произошло на самом деле? Он, наоборот, обрел не просто
спокойствие, а подлинное умиротворение. И не только забросил будильник,
но стал вести совершенно благополучный, с загранкомандировками, образ
жизни - как будто бы та, ради любви которой он "ну вот совсем почти", ну
прямо-таки едва-едва не покончил с собой, не погибла по его собственной
вине. Ведь бросить любимую женщину под пулями и побежать спасать свою
секондхэндную иномарку, на любовное описание которой он потратил едва ли
не меньше бумаги и чернил, чем на описание достоинств возлюбленной, - как
это расценить, господа-товарищи? А та, которую он посмертно (!) так
вальяжно и не торопясь, рисуясь перед читателем выставил на наш с вами
суд как "заниженню материалистку", наоборот, в минуту опасности бросилась
к нему, забыв про пули. За что и поплатилась жизнью. Любой мало-мальски
порядочный человек казнил бы себя за это всю оставшуюся жизнь, а у этого
не хватило совести хоть как-то выразить свой комплекс вины - которого нет
и в помине. Зато у него хватило наглости, ведя после этого как ни в чем
не бывало благополучную жизнь, еще и описывать нам свою очередную жертву
в таких неприглядных тонах, всеми силами выгораживая себя.
Нет, он никогда по-настоящему не любил ее. Его очередное спортивное
увлечение оказалось настолько эмоционально окрашенным по другой причине:
на фоне Жана он оказался в роли "второго мужа", его бесила перспектива
быть брошенным. Мужская ревность, эдакая Ванина Ванини в мужском обличье -
это, кажется, в литературе новое. Единственным выходом для него могла
стать - и стала - ее смерть: только таким образом он мог остаться - и
остался - непобежденным. Отсюда и внутреннее умиротворение вместо
пожизненных мук совести.
Теперь, когда мы знаем, что это сам владелец иномарки серебряного цвета, описывает свой адюльтер, превращая трагедию
всего лишь полугодовой давности в доходный листаж, то, перечитывая
ретроспективно его "лирические отступления", якобы не имеющие никакого
отношения к повествуемому, невозможно не содрогаться от омерзения. Взять
хотя бы самое вступление - такое на первый взгляд неинтересное и не
относящееся к делу... Вот только один "совершенно безобидный" и как бы
вовсе неуместный пассаж из него: "...Та история, которая будет дальше
рассказана, а она еще не написана, конечно, будет совершенно
невыдуманной, а тем не менее, мне ее написать хочется, точно она есть
сплошное произведение фантазии, игра ума, феерия. И коль скоро мне ее так
хочется донести читателю, то уверяю, она будет интересной в не меньшей
степени, чем любое приключенческое чтиво..." Это ж подумать только:
буквально через полгода после того, как из-за его жлобской любви к своей
иномарке погибла женщина, он совершенно спокойно, отстраненным тоном
собирается превратить эту трагедию в обыкновенное гонорарное чтиво,
"интересное в не меньшей степени, чем любое приключенческое".
И вот так - на каждой странице, в каждом абзаце, теперь гротескно и
выпукло проступает мурло обыкновенного пост-советского интеллигента.
Одного из нас. Такого же, как и мы все. И самое страшное в том, что такая
прорисовка образа главного героя Вл. Хлумова - чистейшая жизненная
правда. Это - жизненный тип, и в каждом из нас живет частичка этого
жлоба. Увы. И вот чтобы раскрыть нам глаза на это, талантливые люди и
создают романы. В том числе и в форме мениппеи.
Нет, "Листья московской осени" ни в коем случае не "взлетная полоса ее
Автора". Это - творческая вершина, которая оказалась недоступной даже для
Айрис Мэрдок. И эта вершина находится где-то в окрестностях мениппей
Великих. Что на уровне М.А. Булгакова - это уж точно. И хочется
надеяться, что она у Вл. Хлумова не последняя.
Во всяком случае, Владимир Михайлович, Вам удалось решить
композиционную задачу, за которую не взялись ни Шекспир, ни Джойс, ни Булгаков; задача, которую
решил только Пушкин в "Онегине", и которую пыталась, но не сумела решить Мэрдок. Вот это Ваш ряд. А
Франсуаза Саган... Господи, да кто на такая?..
Рассматриваю "ЛМО" еще и как этюд, как мастер-класс, демонстрирующий, что
композиционные возможности при создании мениппеи Великими далеко не
исчерпаны.
.......
Владимир Михайлович, ваш роман самодостаточен. Каковым и должен быть
всякий роман. Представляется, что две гиперссылки к МДК Вы дали в тексте
напрасно - все и так ясно. Тем более что тот подлец, который за бугром в
таких тонах описывает свою недавно погибшую возлюбленную, быть автором
"Мастера дымных колец" никак не может. А такое Ваше решение нарушат
художественную логику потрясающе глубокого образа и просто сбивает с
толку читателя. Тем более что Хлумов очень уж близко стоит к Липунову...
Здесь Хлумову поступить бы по-пушкински и по-булгаковски: написать, что
получил и издает чужую рукопись, и дело с концом. МДК - всего лишь
талантливо, а ЛМО - гениальный шедевр. И он должен быть шедевром сам по
себе.
Вот пока писал, постепенно сбился на публицистический
стиль. Что ж - это будет черновым заделом к главе о том, как осознание
истинной позиции рассказчика превращает рядовую повесть "под Саган" в
подлинный роман с глубочайшим образом главного героя. Если только
когда-то соберусь собрать свои наработки под одну обложку. Если... А
пока...
... А пока весь МГУ будет продолжать валом ломиться на бесцветные
выступления Умберто Эко, не подозревая о том, что подлинный гений
литературы здесь же, с ними рядом. На фоне которого все эти Эки и Саганы
- просто пигмеи.
... У нас всегда такая трогательная любовь к иномаркам...
С уважением,
А. Барков
P.S. Владимир Михайлович, я как-то уже писал Вам в отношении
отвратительного HTML Ваших материалов. Если это можно как-то терпеть на
фантастике и материалах Переплета, то для мениппеи это просто недопустимо
- оно влияет на смысл. Вот читаю излияния от первого лица Литератора и
все размышляю: то ли эти ошибки - случайные опечатки, то ли
преднамеренный художественный прием Автора, который через своеобразие
стиля Литератора шлифует его творческий портрет.
Или: вижу абзац, почему-то выделенный особым отступом. Поскольку
мениппея, то это выделение может сигнализировать о том, что эта часть
относится к другой фабуле (и таких мест несколько). Которые не знают, что
имеют дело с мениппеей, им легче - не обращают внимания, и все. Готовя
файл для Сети, товарищ почему-то вставил совсем не по делу двойные DIV.
В других местах поразрывал фразы на отдельные абзацы с пропуском строки
между ними...
Владимир Михайлович, Ваши материалы достойны лучшего к ним отношения со
стороны тех. персонала. Но HTML - тоже Ваше лицо. Ноблес оближ... Наймите
специалиста, он за небольшую плату все выправит. И еще студентку с
Литфака на роль корректора.
Гению все прощается?.. - Не скажите: ведь люди пока еще не знают, что
имеют дело с живым гением.
Всего Вам доброго,
аб
P.P.S. Если бы мне предложили защитить диссертацию по теории литературы
"на примере романа...", то выбрал бы не Шекспира, Пушкина или Булгакова,
а "Листья московской осени" - они писались как бы на роль предельно ясной
и доходчивой иллюстрации к теории мениппеи. К тому же, написано
современником, на злобу дня: "Какой же ты, интеллигент, подонок!"
Alfred Barkov
- Эх, эх, милый Илья! Какой уж навар с тиража в 1000 книг, что вы, дорогой!
Тут, я так понимаю, в плательщиках мировой сионизм, не меньше - а вы все копейки считаете.
- Обратил внимание на то, что книга Берковича его вышла в 2000 году. Из рецензии Василия Пригодича следует, что она составлена из отдельных статей, которые уже раньше помещались в сети. Спрашивается, с какой стати через три года петь осанну этому халтурному сборнику? В нем Беркович торгует старыми, при том же не своими, а чужими ранами. Наверняка поделился с Пригодичем наваром и так появился хвалебный отзыв.
В ответ на разумные суждения Георгия Граева, от Берковича только и слышим: всякий, кто просит указать на документы о готовящейся депортации евреев в 1953 году - антисемит. Кожинов - антисемит, Солженицын - антисемит, всякий кто усомнится в гениальности любой строчки Берковича - антисемит. И мало ему своего сайта, так он со своим ядом проникает всюду.
Из всей этой "полемики" следует только одно: большое бесстыдство Берковича. И достопочтенный Пригодич тоже выглядит не лучшим образом
- Очень интересная статья. Научные данные, всё написано чётко, разложено по полочкам, действительно заставляет задуматься. Но и вопросы возникают. Автор сосредоточил суть проблемы на детях. А взрослые граждане России? Надо ли им всё то, что показывают сейчас? Вроде получается: за ребёнком надо следить, а взрослому что ни скорми он всё переварит? Например, сериал ╚Бригада╩ рассчитанная на взрослых вещь, а о страшной сути этого продукта ещё мало пишут: ложная идея благородного бандита, романтизация зла. А фильм для взрослых. И взрослый должен заботиться и о взрослой душе тоже, иначе вот и связь не сможешь оградить и ребёнка. И ещё. Автор пишет о западной культуре и русской. И ненавязчиво так получается, что у западной культуры была против всего этого защита начиная с древности, а у нас нет. И вывод напрашивается: что же это получается значит, мы-то слабину дали? Вроде бы не то автор хотел сказать, но подвёл к выводу, что у нас-то защиту хуже выстроили вот те и русская духовность Вот такой вопрос возникает, но уж дальше ставлю точечку и спасибо автору статьи я вижу за ней человека разумного, не равнодушного к своему народу.
- Уважаемый Евгений, я абсолютно согласен с Вами в том, что "любовь к России не обязательно должна сопровождаться ненавистью к "нерусским". Я бы даже сказал: "любовь к России несовместима с ненавистью к "нерусским" Ненавидеть можно и нужно зло, ложь, слабости и пороки, но не людей.
Поэтому я заинтересован в том, чтобы истина была установлена - хотя бы в маленьком вопросе, прежде чем переходить к вопросам глобальным - о "разгуле" антисемитизма в СССР, о планах фашицизации России, и т. п.
Профессионализм историка, на мой взгляд, состоит в том, насколько добросовестно он отбирает факты и насколько обоснована его методология. Поэтому сомнений в профессионализме В. В. Кожинова у меня не возникает - он дотошен в собирании фактов, методология его вполне согласуется с методологией гуманитарной школы французских философов 20 века, которые на основе наличествующих фактов реконструировали менталитет общественных групп и отдельных исторических персонажей.
Увы, времени не хватает не только на ненависть, но и на многое другое. Книги Костырченко я не читал, но поскольку на нее ссылаетесь и Вы, и Кожинов (довольно часто), постараюсь прочитать. Я не согласен с Вами в том, что историю можно поставить на службу идеологии легче, чем физику или математику. Как раз физику и математику поставить на службу идеологии легче - создавая сверхсовременное оружие и уничтожая представителей других идеологий. Псевдоисторию - да, легче. Историю - значительно сложнее, если историк честен и объективен.
Об антисемитском характере процесса - думаю, что тут Вы правы. Процесс по делу врачей носил антисемитский характер. Но я этого не отрицаю. Я всего лишь привожу парадоксальный факт - русских арестовано было больше. Перебрасывать отсюда мостик к "разгулу антисемитизма" уже проблематично, а Вы это делаете очень легко. Что же это был за разгул? Вот воспоминания Иосифа Бродского, который с болью блудного сына вспоминает о родителях в те годы:
отца демобилизовали из армии, "отцу уже минуло 47, и ему, в сущности, приходилось начинать жизнь заново. Он решил вернуться к фотожурналистике, к своим фоторепортажам" Но в газету устроиться не получалось - "пятидесятые годы были для евреев самыми тяжелыми временами возможности для беспартийного еврея устроиться в журнал или газету представлялись жалкими Несколько лет кряду он разъезжал по стране, заключив в Москве договор с ВДНХ но жалованье выплачивалось более чем скудное, и втроем мы существовали исключительно на материнскую зарплату служащей в райисполкоме. То были самые нищие наши годы, и именно тогда родители начали болеть"
Прошу прощения за многоточия, я постарался выделить факты, опуская мифотворчество. Выходит, "разгул антисемитизма" в данном конкретном случае в том, что - не давали устроиться в газету, нищенская зарплата обернулась потом болезнями Во-первых, почему идти надо было именно в газету (понятно, почему не давали: газета - рупор идеологии)? Другой оплачиваемой работы в стране не было? На заводе, в школе, дворником, санитаром, шофером, служащим в райисполкоме, наконец? Но бывший морской офицер не мог, вероятно, унизиться. Понятная позиция - после 47 уже трудно перестроиться и начать жизнь заново Что же тогда говорить о МИЛЛИОНАХ современных пенсионеров, которые нищенствуют и болеют, и ВЫМИРАЮТ, но стоит лишь заикнуться о жесточайшей несправедливости свершившейся капиталистической революции, в авангарде которых не так уж мало евреев, "революции", которую, по Вашей логике, пора бы уже классифицировать как "репрессии против русских и других народов России", тут же поднимаются крики о фашистской опасности К счастью или к несчастью, у русских другая логика...
Если говорить о расправе над Еврейским Антифашистским Комитетом, то что Вы можете сказать о том факте, что треть его участников были связаны с НКВД-МГБ? Революция пожирает своих детей Ведущие еврейские писатели? Да, шесть человек были расстреляны Это тяжелый факт. Но называть их ведущими? Не так давно я, выступая в ДК РП, признавался публично в том, что один из моих любимых поэтов - Леонид Аронзон Если среди расстрелянных были люди такого же масштаба, я считаю, что надо издавать их книги миллионными тиражами по всему миру и воздавать им должное хотя бы посмертно Также как воздаем мы должное Гумилеву, Мандельштаму, Хармсу и Бабелю, если хотите Но когда я узнаю, что один из расстрелянных Перец Маркиш был автором таких вот строк, написанных в 37 году:
На бойни гнать бы вас, с веревками на шеях
Чтоб вас орлиный взор с презреньем провожал
Того, кто Родину, как сердце выстрадал в траншеях
Того, кто Родиной в сердцах народов стал (то есть Сталина)
- я уже задумываюсь о том, что же это за птица такая - "ведущий еврейский писатель Перец Маркиш" ? И как-то не хочется ближе знакомиться с его творчеством
Я прошу прощения, что сужу о Вашей позиции на основе "реплики" Но Вы продолжаете настаивать, что Ваша фраза верна "по большому счету" Я постарался показать, что она не верна Или, по крайней мере, нуждается в серьезном комментарии Но согласен с Вами, что тут - "сложнейшее явление"
На мой взгляд, между русским и еврейским миросозерцаниями, уходящими корнями в православие и иудаизм, есть объективное взаимонепонимание Разобраться в этом было бы очень полезно, и для русских, и для евреев На эту тему много писал Розанов, причем то с юдофобской, то с юдофильской позиций А хорошо бы разобраться в этом объективно, чтобы не наломать однажды дров Легче всего скатиться на путь наклеивания друг на друга ярлыков
Я не согласен, при всем моем искреннем уважении к AVD, что разговор нужно стушевать или перенести в другое место. Здесь он начался, здесь его и продолжать Если есть о чем еще говорить. Разговор утомительный, но нужный. Меня бы вполне удовлетворило, если бы Вы восприняли верно мои замечания и в дальнейшем более ответственно подходили бы к своим высказываниям - ЛЮБЫМ - даже в репликах. И я был бы Вам чрезвычайно признателен за любые указания на фактические или методологические ошибки уважаемого В. В. Кожинова в любой из его работ. Истина дороже всего.
- Думается мне, уважаемый AVD, на таком пути у нас с вами не много шансов ╚разобраться с проблемами нашего народа╩ - если всем другим народам мы будем навязчиво напоминать, что они - другие. Разве если снова ограничиться княжеством Московским.
Это может прозвучать странно, но я всегда в какой-то степени гордился многонациональностью России если слово ╚гордость╩ вообще здесь уместно. И исход евреев из страны полагал нашей бедой, и еще большей бедой стремление обозначить их ╚другим народом╩. Как, впрочем, и иные народы.
Так, дорогой AVD, мы проблемы будем только множить.
- Вот и опять я прав оказался: 32527
И никакого, qwerty, от этого удовольствия.
- Глубокоуважаемый Георгий,
я обещал не утомлять почтенную публику "Переплета" спорами на темы "еврейской истории" (вот и уважаемый AVD на это тонко намекает), поэтому отвечу коротко. Я готов продолжить разговор хоть в личной переписке, хоть на страницах гостевой книги "Заметок", если у Вас останутся вопросы.
Вы выбрали для анализа моей позиции не самый удачный пример: это никакая не статья (ее нет даже в полном списке моих заметок, он есть на сайте), а РЕПЛИКА на сообщение в гостевой книге альманаха "Лебедь". Согласитесь, судить по отношению к сложнейшему явлению по фразе из реплики не очень серьезно. Но по большому счету моя фраза верна.
Мое отношение к государственному и сталинскому антисемитизму в СССР (если не рассматривать вопрос о возможной депортации) полностью совпадает с мнением уже упомянутогоисторика В.Г.Костырченко (см. его подробнейшую монографию "Тайная политика Сталина", М., 2001) и многих других серьезных (в том числе и "незаинтересованных", по Вашей терминологии) историков. К числу неупомянутых Вами деяний Сталина в те годы относится и расстрел Еврейского антифашистского комитета и ведущих еврейских писателей, и разгром еврейской культуры, и много другое.
Что касается подтасовок и белых ниток, то хороший пример полуправды-полулжи дает Ваша фраза "по делу врачей русских было арестовано больше, чем евреев". Антисемитский характер процесса, когда обвиняемым ставили в вину "связь с еврейскими националистами, и разгул антисемитизма в стране не отрицает ни один серьезный исследователь.
Историю, конечно, можно поставить на службу идеологии значительно легче, чем математику или физику. Поэтому и появляются "исторические труды" литературоведа Кожинова, писателя Солженицына, математика Шафаревича. Я читал их книги, и ангажированность этих авторов для меня очевидна. Сам я доверяю больше мнениям профессиональных историков, им же с руки и критиковать указанных авторов.
Мне понятна и близка Ваша боль за Россию, но ведь любовь к Росии не обязательно должна сопровождаться ненавистью к "нерусским". Спасение, как известно, принесет не ненависть, а любовь.
Всего доброго
- Многоуважаемый Евгений, постараюсь быть максимально беспристрастным и конкретным. Вот Ваша статья "Обыкновенный фашизм или молчание ягнят". Цитата: "Антисемитизм был на вооружении Сталина в послевоенные годы, и только смерть диктатора спасла евреев СССР от новой катастрофы". Хорошенький антисемитизм, когда именно благодаря усилиям СССР (и Сталина, разумеется), было создано государство Израиль! США были против. Даже после смерти советского диктатора в кибуцах продолжали висеть его портреты! Я не профессиональный историк, просто внимательно читал книгу Кожинова "Россия. ХХ век". Вы можете оспорить как-то данный факт, которому я склонен верить? Если нет, тогда Ваша фраза - изящная полуложь. Выходит не в послевоенные годы, а после того, как Израиль из соображений выгоды, стал поддерживать США, а не СССР в противостоянии "холодной войны", родился "антисемитизм" Сталина. При этом "антисемитизме" множество евреев продолжали получать премии и пользоваться благами, которыми одаряло их "советское государство". Много и другой полулжи в этой Вашей работе. Все разбирать недосуг. Например, по делу врачей русских было арестовано больше, чем евреев. На первый взгляд, все убедительно в Вашей работе, а, приглядевшись, видишь кругом торчащие белые нитки. Неужели Вы не читали работ Кожинова? Ну опровергните тогда его выводы, укажите, в чем и где он заблуждался. Фактически и аналитически. Просто, сопоставляя его филигранный анализ и Ваш откровенно ангажированный "труд", полный подтасовок, убеждаешься, что, если нет здесь заинтересованности, то есть, по крайней мере, недобросовестность. Впрочем, это одно и то же, даже если Вы этого не понимаете. Простите за резкость, но достало. Если Вас так беспокоит опасность "прихода фашистов к власти в России", поищите предпосылки такой опасности в мировом раскладе сил (реальных, а не кликушествующих) и в собственной гражданской позиции, если Вы себя ощущаете гражданином России.
- Good!
- Ну-ну, уважаемый Евгений,
надеюсь я достаточно ясно высказался. Больше на эту тему мне не хотелось бы говорить, но поскольку у Вас остается еще один маленький вопрос где это "у себя" (это действительно последний вопрос?), то я отвечу, хотя, на мой взгляд, ответ напрашивается сам собой:
"у себя" означает на том сайте, ссылочку на который Вы приводите в своих записях. Там эти вопросы обсуждаются - пусть они там и остаются.
И Вам всего доброго.
- Уважаемый Владимир, когда на ненависть не хватает времени - хорошо; плохо, когда для любви не находится вечности. Я попробовал читать Ваши вещи, и мне показалось, что в них много духовного гноя. Не смог дочитать до конца и, наверное, не буду. Тяжелое чтение. Не потому, что опасаюсь заразиться, а потому что не мой тип литературы. Вообще линия Гофман - Гоголь - Майринк - Булгаков - на которой, как мне кажется, и Вы стоите, от меня далека, несравненно ближе радостная линия Пушкин - Достоевский - Розанов. Хотя некоторые строки, особенно в "Трех нитях", по заложенному в стиль заряду, близки Платонову, которого я безмерно ценю. Но не хватает того, что, безусловно, было у Платонова, в той же "Реке Потудани", а он, наверное, тоже носил в себе много духовного гноя. Не сочтите за дерзость, просто мысли горе-читателя. Желаю Вам, чтобы духовные раны Ваши перестали гноиться (слова гной и гностицизм не однокоренные ли?), а страдания самонедостаточного собственного существования обернулись радостью вместе с любящими Вас.
- Сегодня, как никогда ранее, представляется важным каким образом православное сознание, воспитанное высоким святоотеческим духовным опытом, находило свое отражение в
культурной жизни современного ему общества.Если угодно - это и есть плоды, порою может быть и горькие, но всегда сладкие в своей исцеляющей силе, плоды торжества Божией правды над человеческой немощью.Именно этой, на мой взгляд,
мысли и послужила высокая и прекрасная в своей смертной красоте великая русская литература, лучшие образцы которой и издаются многоуважаемым издательством Сретенского монастыря. Наше спасение осуществляется не в мире грез, ложной мечтательности или в области той или иной идеологии, ибо вочеловечившийся в мир Богомладенец Иисус Христос - это не греза измученной человеческой души, не сладостная, манящая в неведомые дали мечта, - это абсолютная реальность, выше которой быть ничего уже не может. Подлинные образцы высокой культуры - это всегда преодоление смертной самости, порочного круга эгоизма, - это непрестанный плач человеческой души о неспособности своими силами войти в исцеляющую Красоту Божиего о человеке замысла.
С братской любовью о Господе нашем Иисусе Христе,
многогрешный игумен ВИТАЛИЙ
Назад
Далее