Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Во Втором послании к Тимофею с еще большей остротой звучат
те же мотивы
нетерпимости. Павел наставляет своего сторонника,
что недалеко то время,
"когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим. 4:3-4). Более
того, Павел сообщает, что он уже сам становится жертвой этих лжеучителей.
Он
призывает Тимофея к энергичным действиям: "Проповедуй слово, настой
во время
и не во время, обличай, запрещай, увещевай... Будь бдителен во всем"
(2, 5).
Это "прямо по Дарвину,-
как отмечает Энгельс,- борьба за идейное
существование" заканчивается победой епископального направления, выражавшего
настроения и интересы наиболее богатой и влиятельной
прослойки верующих,
тесно связанной с римской знатью. Оппозиционные
элементы изолируются и
подавляются путем отлучения; вместо разобщенных первоначальных
христианских
общин возникает централизованная церковная
организация, возглавляемая
епископами, главенствующую роль среди которых с течением
времени начинает
играть римский епископ - папа.
Влияние христианства растет
вглубь и вширь, одно временно в него
вливаются мощные эллинистические и восточные течения, привносящие
с собой
элементы враждебных христианству "языческих" учений и верований. Возникают
и
новые ереси. Самые опасные в середине
II в. были ереси гностиков и
монтанистов, против которых в первую очередь
ополчается образовавшаяся
церковная иерархия.
Гностики пытались объединить христианство
с эллинскими мистическими
учениями.
Иное содержание имело монтанистское
учение, названное так по имени его
основателя Монтана. Оно продолжало эгалитарные
и аскетические традиции
раннего христианства.
Борьба против этих учений происходила
в сложной обстановке, в которой
периоды открытой - "легальной" -
деятельности церкви чередовались с
периодами преследований как против нее, так и других христианских
учений, с
которыми она боролась. В силу указанных обстоятельств
борьба эта велась
мирными средствами. Следуя апостольской традиции,
враждующие стороны, не
стесняясь в выражениях, поносили и обвиняли друг
друга во всевозможных
нарушениях христианского вероучения, в различного рода пороках
- в обмане,
лжи, клевете, корыстолюбии, алчности, разврате, короче
- во всех смертных
грехах.
Писания гностиков, монтанистов
и других еретиков были уничтожены
церковью и не дошли до нас. Что же касается полемических приемов сторонников
церкви, то о них можно получить представление по
сочинению "Обличение и
опровержение лжеименного знания (пять
книг против ересей)" епископа
Лионского Иринея, жившего во второй половине II в.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Как мне понимать Вашу фразу: "критические отзывы сопровождайте кратким, но точным
описанием своей личности"? Разве Русский переплет - это Бюро Знакомств или Частное Сыскное Агенство?
- Отголоски внутренней борьбы в раннем
христианстве мы находим в Новом
завете. В наиболее ранних христианских общинах была распространена
вера в
то, что "царство божие" на Земле наступит в самое ближайшее время.
"Истинно
говорю вам,- читаем в Евангелии от Матфея,- есть некоторые из стоящих
здесь,
которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого,
грядущего в
царствии своем" (Мф. 16:28). Можно себе представить, какой энтузиазм,
какой
прилив энергии и фанатизма вызывали подобные
радужные обещания среди
последователей христианства.
Однако проходили годы, десятилетия,
одно поколение христиан сменялось
другим, а эти обещания не осуществлялись,
"милленниум" - тысячелетнее
царство - не наступал. Верующие осаждали
своих проповедников, требуя
объяснить, когда же это наступит. Те же
им отвечали, судя по Деяниям
апостолов: "Не ваше дело знать времена или сроки" (Деян. 1:7).
Подобного рода ответы не могли удовлетворить
недовольных. Руководители
христианских общин стремились всеми имевшимися в их распоряжении
средствами
избавиться от подобного рода "ропотников", ссылаясь на соответствующие
места
Нового завета.
В Евангелии от Иоанна Христос говорит
сомневающимся, непослушным: "Кто
не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет;
и такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают"
(Ин. 15:6). Этот пассаж в
особенности был дорог инквизиторам, ибо оправдывал
использование костров,
венчавших аутодафе.
Столь же нетерпимы к инакомыслящим
и апостолы. Во Втором послании
апостол Павел грозит недовольным жесточайшими карами,
на что также будут
ссылаться впоследствии инквизиторы для оправдания своих
преступных деяний.
Петр как бы предвидит, какие острые формы приобретет
со временем борьба
различных течений в христианстве, когда он
пишет: "Были и лжепророки в
народе, как и у вас будут лжеучители,
которые введут пагубные ереси и,
отвергаясь искупившего их господа, навлекут сами на себя скорую погибель"
(2
Пет. 2:1). Бог, предупреждает Петр, так же беспощадно, как
он карал падших
ангелов, будет карать еретиков, "а наипаче тех, которые идут
вслед скверных
похотей плоти, презирают начальства, дерзки,
своевольны и не страшатся
злословить высших" (2 Пет. 2:10). Говоря о таких людях, Петр не стесняется
в
"острых" выражениях. Он уподобляет
их псам, возвратившимся к своей
блевотине, и свиньям, валяющимся в грязи.
"Это,- говорит разгневанный
апостол,- безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею:
им приготовлен
мрак вечной тьмы" (2:17). Христианской кротостью здесь даже не пахнет.
Такие же высказывания против "ропотников"
и "ругателей" мы находим и в
соборном послании св. Иуды. Напомнив, как господь расправлялся огнем
и мечом
с ослушниками в Ветхом завете, Иуда угрожает: "Так
точно будет и с сими
мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают
начальства и злословят
высокие власти" (Иуд. 1:8).
Не менее строг по отношению к инакомыслящим
и апостол Павел. В Послании
к галатам он предупреждает:
"Но если бы даже мы или ангел с неба
стал благовествовать вам не то,
что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).
В Первом послании к Тимофею Павел ополчается
против "бесовских" ученых
аскетов, "запрещающих вступать в брак и употреблять
в пищу то, что бог
сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали
с благодарением" (1 Тим.
4:3). Там же он сообщает, что предал сатане Именея и Александра,
дабы они
"научились не богохульствовать".
Во Втором послании к Тимофею с еще большей
остротой звучат те же мотивы
нетерпимости. Павел наставляет своего сторонника,
что недалеко то время,
"когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим. 4:3-4). Более
того, Павел сообщает, что он уже сам становится жертвой этих лжеучителей.
Он
призывает Тимофея к энергичным действиям: "Проповедуй слово, настой
во время
и не во время, обличай, запрещай, увещевай... Будь бдителен во всем"
(2, 5).
-
Ересь - это всегда оппозиция
господствующей церкви. Эта последняя,
опасаясь потерять власть, естественно стремится
всеми силами и любыми
средствами искоренить, уничтожить ересь.
Отражая в различные
исторические эпохи противоречивые интересы
социальных групп и прослоек, ереси выступали как против церковной
иерархии,
так и против несправедливости господствующего эксплуататорского
строя, с
которым церковь была неразрывно связана. Ереси
были своеобразной формой
классовой борьбы, характерной для средних веков,
для феодального мира,
мыслившего только религиозными категориями. Ереси выражали
взгляды той или
другой прослойки горожан или крестьян, национальные или местные интересы.
На эти несхожие и часто беспощадно боровшиеся
не только с официальной
церковью, но и друг с другом ереси каждая эпоха накладывала свой собственный
особый отпечаток, уготавливала им различные судьбы.
Религиозная нетерпимость зарождается с первыми
христианскими общинами в
атмосфере той борьбы, которую они вели, с одной стороны,
между собой за
завоевание приверженцев, а с другой стороны - за право
на существование в
римском государстве.
Первые христианские общины, разбросанные
по обширной Римской империи,
представляли пестрый конгломерат самых различных школ и направлений.
Об этом
можно судить и по большому количеству разноречивых
евангелий и посланий,
имевших хождение среди ранних последователей христианства.
Борьба велась среди них
за и против сохранения демократического
устройства христианских общин, за и
против признания существующего
общественного строя, за и против окончательного
разрыва с иудейством, из
среды которого христианство вышло и жесткая обрядность
которого сдерживала
распространение новой религии среди так называемых язычников.
247736 ""
|
2002-07-25 16:19:52
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Самый популярный тусовочный прием: Золя не уважали, а он был великим. Тусовщика Федю не уважают, значит, он тоже великий! Простой народ запускает пятерню в затылок и думает: "Черт его знает, может, этот Федя и вправду гений?"
Чем глупее довод, тем он порой действеннее.
-
ИНКВИЗИЦИЯ ДО ИНКВИЗИЦИИ.
Истоки.
В своих потугах во что бы то ни стало оправдать
преступную деятельность
инквизиции, Жозеф де Местр писал, что
она, подобно всем институтам,
созданным для свершения великих дел, "возникла неизвестно как". Между
тем не
для "великих дел" была создана инквизиция и причины, вызвавшие ее появление,
вовсе не загадочны, они кроются в самой социальной
сущности христианской
религии и церкви, надклассовой по своей теории, апеллирующей
к обездоленным
массам, составляющим основной контингент верующих, но на практике
служащей
интересам эксплуататорских классов.
Одна из особенностей христианства
состоит в том, что его всегда
раздирали острейшие противоречия, в начальный период -
в виде ожесточенной
борьбы между различными направлениями, а
позже - между господствующим
течением, возглавлявшимся церковной верхушкой, и оспаривавшим
ее истинность
и "праведность" бесчисленным количеством самых разнообразных
оппозиционных
течений, которые отражали настроения обездоленных масс
и объявлялись этой
верхушкой незаконными, еретическими.
Связав свою судьбу
с эксплуататорскими классами общества и
их
государством, церковь отвергла мечту ранних христиан о
построении "божьего
царства" на земле и стала освещать
социальное неравенство, призывала
страждущих и угнетенных примириться со своим
положением, обещая за это
загробное воздаяние. Такова одна из важнейших
причин, порождавших на
протяжении столетий самые разнообразные христианские
ереси, оспаривавшие
авторитет и власть церкви и освещавшийся ею эксплуататорский
общественный
строй. Поэтому ересь, точно неотступная тень, следует за
церковью на всем
протяжении ее истории. Она многолика и неистребима. Ее нельзя
было победить
ни уговорами, ни угрозами, ни заклинаниями, ее не
удавалось уничтожить ни
огнем, ни мечом.
247734 ""
|
2002-07-25 16:15:21
|
[24.156.204.198] Линда |
|
- Уважаемый,Юлий Борисович.
Я тоже не совсем вас понимаю.
На ваш пост 27420-/если это серьезно/-в нашей истории уже был сильный лидер,который как раз и оставил груды человеческих костей.
А с постом 27423-я не совсем согласна,а точнее вообще не согласна.
Но пока подробно писать не могу.У нас здесь на несколько часов отключают свет-надо подготовиться.
247733 ""
|
2002-07-25 16:14:56
|
[] ВМ |
|
- Уважаемая Вероника Фосс!
Достаточно десяти заповедей и чувства вины.
Конкретнее: критические отзывы сопровождайте кратким, но точным
описанием своей личности,
чтобы они не смахивали на анонимки.
247732 ""
|
2002-07-25 16:12:32
|
[212.192.35.250] |
|
-
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Не затруднит ли Вас обозначить перечень тем, подлежащих в Русском Переплете Вашей цензуре?
247730 ""
|
2002-07-25 15:59:14
|
[] ВМ |
|
- Веронике Фосс!
Да.
Copyright. Rondo сближает.
- Спасибо, Владимир Михайлович!
Я хотела сразу и проголосовать, но у меня тогда не голосовалось.
Попробую еще раз.
247728 ""
|
2002-07-25 15:58:35
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Уважаемая Атраксия!
Разрешите не согласиться с Вашей подсказкой.
Мельников и ODD NERDRUM
соотносятся
примерно так же как Рембрандт и друг его
юности Ян Ливенс. Просто вкусы того времени, которым потакал Ян Ливенс,
требовали лесировки и выспренности.
Сейчас требуется шарж и эпатаж. В Москве много своих Нердрумов.
например, шаржи Никоса Софронова можно было увидеть
на каждом перекрестке.
Но кто теперь помнит Яна Ливенса?
Хочу подчеркнуть, что это лишь мое частное
мнение.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Означает ли исчезновение моих постингов, что на сайте есть цензура по идеологическим мотивам?
247725 ""
|
2002-07-25 15:47:25
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Тем, кому понравилась замечательная картина Игоря Мельникова, рекомендую ознакомиться с творчеством норвежского художника Одда Нердрума
www.nerdrum.com
- Мне кажется, что есть определенное родство Мельникова с работами Эндрю Уайеса. Можно впомнить также Марию
Башкирцеву. Это полудокументализм (веризм). Если уж сравнивать с работами старых мастеров, то можно
приветствовать продолжение традиций караваджизма (необарокко). Переживание, свет, одиночество, лиризм - мы
видим, все уместно.
- МЕЧ ПРОТИВ НЕБА
Игорь Солунский
═Знаете, как начинаются сказки?
═══Правильно -- "жили-были" или "давным-давно"... Начну
и я.
══Давным-давно, лет пять тому назад, что в
наших условиях весьма немало, мне принесли увесистую папку, плотно набитую
страницами с бледным, едва различимым машинописным текстом.
══-- Не скажу, кто автор,-- хитро усмехнулся владелец папки,-- но очень
рекомендую. Рискуя испортить зрение, я не смог остановиться, пока не прочитал
все от начала до конца.
══"Это подпольный перевод раннего Желязны," -- уверенно решил
я.
══"Гаррисон!" -- не менее уверенно заявил мой коллега, которому
я подсунул загадочную папку на следующий день.
══"Эх вы, знатоки! -- воскликнул владелец папки, когда мы поделились
с ним своими предположениями.-- Это же Генри Лайон Олди!"
И сунул нам под нос извлеченную из кармана биографическую справку. Не удержусь,
чтобы не процитировать:
══"...Генри Лайон Олди родился в Англии, в маленьком городке Вестон-Супер-Мэр,
двадцать седьмого марта 1945-го года. В 1947-м году отец будущего писателя,
миссионер церкви Св. Патрика, переезжает вместе с семьей в Британский протекторат
в центральном районе Гималаев -- в княжество Бутан. В связи с дальнейшей
оккупацией Тибета китайской армией вся семья была интернирована в район
Южной Монголии, откуда вместе с опиумным караваном, после длительных мытарств,
попала в Пакистан. В результате происшедших событий неудавшийся миссионер
проникается идеями буддизма направления "Махаяна"..."
══Я был невероятно заинтригован -- еще бы,
неизвестная мне звезда мировой фантастики! -- и при первой же возможности
предложил прочесть сию таинственную рукопись моим друзьям: Дмитрию Громову
и Олегу Ладыженскому. И вот тут-то выяснилось, что потрясший меня роман
коренного англичанина Генри Лайона Олди "Живущий в последний раз"
Громовым и Ладыженским уже прочитан; причем давным-давно, как и положено
в хорошей сказке. Согласитесь, что трудно не прочесть то, что сам же и
написал.
══А реальный Генри Лайон Олди родился отнюдь
не на берегах туманного Альбиона, а в первой столице Украины городе Харькове
путем кесаревого сечения настоящих имен и фамилий авторов: Г(ромов)енри
Ла(дыженский)йон ОЛ(ег)ДИ(ма). Как удачно выразился один из искренних почитателей
творчества сэра Олди, приславший письмо из вечного города Иерусалима: "...видимо,
пришла пора и Харькову, а то и про Назарет говорили, что ничего толкового
из него выйти не может."
══Но время не стоит на месте, "давным-давно"
незаметно переросло в "сегодня", повести и романы Генри Лайона
Олди успели прочно обосноваться в умах читателей и на книжных полках, а
также в номинациях престижных литературных премий -- таких, как "Великое
кольцо", "Бронзовая улитка", "Интерпресскон",
"Странник" и т. д.; Громову и Ладыженскому были вручены премии
"Старт-94" и "Фанкон-95", а по романам "Живущий
в последний раз" и "Сумерки мира" поклонниками творчества
Олди (которые сами себя не то в шутку, не то всерьез называют "Об-Олделыми")
были проведены ролевые игры.
══Но роман "Путь Меча", издание которого
Вы держите сейчас в руках -- это несомненно новый качественный этап в творчестве
Генри Лайона Олди, в творчестве Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. На
мой взгляд, этот роман вообще не имеет аналогов в мировой литературе.
══О чем книга? О мечах... А что такое, простите,
меч? "Боевое колющее или рубящее оружие, имеющее клинок, изготовленное
из бронзы или железа. Также знак престижа." (конец цитаты из археологического
словаря). Увы, так уж сложилась история беспокойного рода человеческого,
что меч в ней играл всегда едва ли не центральную роль. Три с половиной
тысячи лет меч изо дня в день служил самым универсальным и совершенным
оружием, служил настолько долго и честно, что стал метафорой и символом
войны и воина. "Меч -- душа воина". Умри, лучше не скажешь. Холодный
клинок на Востоке и на Западе олицетворял божественный суд и божественную
справедливость -- не случайно воин мог потребовать высшего суда -- поединка,
исход которого был окончательным и обжалованию не подлежал. И вот тут для
нас, господа читатели конца второго тысячелетия, вместе со многими заблуждениями
и предрассудками прошлого благополучно подзабывших и истины, оплаченные
кровью и жизнями наших предков, начинаются вопросы... Когда человек становится
воином? Когда берет в руки меч? Или нет? А ведь заповеди гласят: "Не
убий!" -- но воин убивает... Так что же, он нарушает божий закон?!
Значит, меч -- зло? Но почему же нас до сих пор гипнотически влечет к этому
сверкающему злу? Вопросы, вопросы...
══Для начала обратимся к старинной японской
притче о мече оружейника Масамунэ и мече оружейника Мурамасы, двух мастеров,
ни один из которых не мог превзойти другого. Когда оба соперничающих клинка
вонзили в дно горного ручья, то все плывущие по течению листья, прикасавшиеся
к мечу Мурамасы, оказывались рассечены пополам; листья же, плывущие к мечу
Масамунэ, огибали его в страхе и оставались целы.
Две ипостаси меча, две ипостаси пути -- путь разрушения и путь мира. Кстати,
одна из школ каратэ так и называется -- "путь мира", по-японски
"вадо-рю". Что же произойдет, если разграничить эти ипостаси?
В романе это, с одной стороны, дикая Шулма, вся культура которой -- гимн
мечу разрушения, мечу разящему; с другой стороны, тысячелетний Кабир --
искреннее, глубинное возвеличивание меча мира.
В средневековой Европе произошло почти то же самое, когда меч разделился
на карающий клинок палача и защищающую честь и достоинство шпагу. А в романе,
в рожденном фантазией авторов Кабире -- впрочем, посмотрите на карту --
не напомнит ли она Вам карту нашей с вами Земли? -- мечи, копья, алебарды,
и любое другое холодное оружие, обладая разумом, успело создать целую цивилизацию
Блистающих, где людям отводится роль Придатков, подобная роли благородных
породистых... скаковых лошадей, которыми можно гордиться, на которых можно
выигрывать скачки, но кому придет в голову вести с лошадью светские беседы?!
Так мы и встретим с первых страниц Чэна Анкора, веселого молодого человека,
в меру -- поэта, в меру -- романтика, в меру -- гуляку и мастера-фехтовальщика;
так мы и встретим Мэйланьского Единорога, прямого меча (да-да, именно "прямого
меча", потому что именно так обращаются к одушевленным существам,
и я отнюдь не путаю падежи), в меру -- поэта, в меру -- романтика, в меру
-- гуляку и мастера Бесед, как между Блистающими называются поединки. Название
это вполне уместно, потому что в Кабире уже восемь веков не льется кровь
-- ибо глупо портить Придатков-людей, как глупо убивать чужих породистых
лошадей или собак.
Но насильственная смерть приходит на тихие улицы Кабира -- и жизнь заставляет
Чэна Анкора и его меч делать выбор.
══Как же я завидую тебе, читатель -- тебе только
предстоит проехать от белостенного Кабира до степей Шулмы, тебе еще только
предстоит знакомство с шутом Друдлом Муздрым, с кузнецом Кобланом Железнолапым,
с двуручным эспадоном Гвенилем, с простоватым копьем Чыдой и взыскующей
власти обоюдоострой Чинкуэдой, Змеей Шэн! Еще одна особенность романа "Путь
Меча", о которой следовало бы поговорить. Все в нем рельефно -- вещь
и тень, меч и человек, событие и суть, правда и неправда. Не случайно в
фантасмагорической биографии Генри Лайона Олди появились строки о влиянии
идей буддизма на его творчество -- авторы и не скрывают своей приверженности
к этой философской концепции. А один из главных принципов Дзэн -- будь
в том, что делаешь. То есть -- искренность. Поэтому если писать -- то так,
чтоб верили. А иначе разгуливают по страницам нашей и ненашей фантастики
герои из "нержавеющей стали", расплодившиеся, аки крысы! И выделывают
оные герои такое, для чего нужно, пользуясь словами тех же Громова и Ладыженского,
"шесть ног и руку -- одну, зато с восемью суставами." И хочется
воскликнуть, подобно Станиславскому: "Не верю!" А здесь -- веришь.
"...и три сабли, брызжа искрами, скрещиваются в том месте, где только
что было, не могло не быть плечо проклятого Мо-о аракчи, и в миг их соприкосновения
они еще успевают увидеть мелькнувшее рядом предплечье Чэна в кованом наруче
работы старых кабирских мастеров, к которому прижался Дзюттэ Обломок, шут,
забывший о шутках -- лязг, визг, и я подхватываю одну из сабель на лету,
как подхватывал Эмрах ит-Башшар Кунду Вонг, и отправляю за пределы нашей
Беседы... Затопчут ведь, глупая!" Потому что так и есть. Потому что
авторы пишут большей частью о том, что знают сами, и знают хорошо. Много
исписано страниц о махании руками и разнообразными предметами, много Конанов-Арнольдов
вертят двуручный меч, как гимнастическую палку -- а много ли авторов пробовали
делать это сами?!
Эти -- пробовали, и очень основательно. Потому что Олег Ладыженский вот
уже полтора десятка лет занимается одной из классических школ каратэ-до
-- Годзю-рю. И честно заработал свой черный пояс и всякие "корочки"
с международными категориями и классификациями -- которые, в отличие от
пояса, так ни разу и не достал с тех пор из тумбочки. И не одна сотня его
учеников, включая и Вашего покорного автора этих строк, кланяется ему в
начале и конце тренировок. В том числе и те, кто сам успел за это время
повязать черный пояс и воспитать собственных учеников.
И не последнее место в выяснении, что же все-таки чувствует строй панцирной
пехоты при атаке орды кочевников, сыграло серьезное увлечение Дмитрия Громова
(тоже занимающегося Годзю-рю с 1985-го года) историческими реконструкциями
и историческими ролевыми играми. Я прекрасно помню свои длительные дискуссии
с Дмитрием о тактике ведения боя и традиционном вооружении тех же кочевников,
о связи атакующего оружия с доспехом и их возможных сочетаниях, о разнице
и сходстве в технике владения самурайским мечом-катаной и европейским эспадоном,
и о многом другом -- в стремлении выяснить, как это происходит на самом
деле, добиться максимально возможной искренности. И не случайно Олег Ладыженский
(по профессии -- театральный режиссер) на репетициях до оскомины в зубах
выяснял у актеров: "А как движется солдат? А стражник? А проститутка?
А как она говорит?!" Так в жизни создавались пластические образы будущих
героев книг. Более того, так родился многочасовый спектакль "Трудно
быть богом", по одноименному роману братьев Стругацких. И опять соавторы
действовали вместе: писал инсценировку и ставил спектакль Олег Ладыженский,
а Дмитрий Громов играл незабвенного разбойничка Вагу Колесо, переодеваясь
в эпизодах в серую штурмовую форму. И после финального занавеса и заключительных
аккордов "Аве Мария" Джузеппе Каччини в зале еще долго царила
мертвая тишина, прежде чем начались аплодисменты... Многие бы рискнули
поставить "Трудно быть богом", что называется, "на театре"?
А они -- рискнули.
══И, опять же, Ладыженский и Громов на мой
взгляд выгодно отличаются от многих, потому что гораздо заметнее влияние
на них ВСЕЙ мировой литературы в самых разных ее проявлениях, и весьма
прочен культурный слой, на котором строится литературная канва их произведений.
А это дает "простор для маневра", позволяя говорить с читателями
разными языками: от иронично-восточного диалекта и певучего сказа до изящной
игры в пост-модерн. Вот, дескать, смотрите -- как это в мировой литературе,
а как -- у нас! И, безусловно, "производит глубокое..." эрудиция
авторов, свободно разговаривающих в своих романах то языком Конфуция, то
Омара Хайяма, а то и скандинавских саг или какого-нибудь "Нюргун Боотура
Стремительного". Или просто реконструирующих нечто совсем иное, стоящее
как бы "до всего" -- первоисточник мифа, легенд и суеверий...
Право же, это нечасто встречается в современной фантастике, усиленно подменяющей
реализм унылыми признаками быта или создающей уж совсем стерильно-отвлеченное
действо.
Может быть, именно поэтому в рецензии одного из редакторов некогда уважаемых
государственных издательств (фамилию позвольте опустить), после сравнения
удивленных авторов с Достоевским и почему-то с Шопенгауэром, был вынесен
вердикт: "Роман элитарен. А посему плохо укладывается в ложе изданий,
рассчитанных на 1ОО-тысячный тираж и коммерческую цену."
══Да, согласен, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский
плохо укладываются в прокрустово ложе псевдокоммерческих изданий. А мы
с Вами, дорогой читатель, мы с Вами в него хорошо укладываемся?! Не жмет?..
══Тогда разрешите откланяться и оставить Вас
один на один с романом Генри Лайона Олди "Путь Меча".
══От рукояти -- в бесконечность.
- Господину Этнографу
Уважаемый господин Этнограф, я не совсем поняла, откуда Вы скопировали тексто государственном строе, но хочу Вам заметить, что его не опубликовало бы ни одно уважающее себя европейское издание, в ом числе и электронное.
- Юлий Андреев. Избранное.
#27396═Wed Jul 24 22:45:19 2002
"Я не могу, например, позволить себе промолчать, когда начинается разлагающий молодые души стеб, антироссийская пропаганда, восхваление фашизма, большевизма или американских порядков."
10.03.2002
"Если принять всерьез дискуссию о монархии"
http://www.pereplet.ru/cgi/obzor.cgi?id=277
"Речь должна идти о том, чтобы отменить выборы, как совершенно ненужный и излишне сложный для современной России метод подавления населения, вытеснить преступный мир из политики, максимально усилить власть президента, возможно, при сохранении декоративной и не очень большой думы, максимально усилить репрессивный аппарат, но настроить его таким образом, чтобы способные люди ни в коем случае не уничтожались. Напротив, следует завести реестр сообразительных господ, чтобы мозги не пропадали втуне, поощрять науки, искусства и ремесла, жестоко подавлять преступность и коррупцию, противиться идеологическими методами межсословным бракам. Народ необходимо воспитывать в страхе и преклонении перед властью, чтобы ликвидировать возможность разрушительных бунтов или криминальных переворотов подобных перевороту 1991 года. Необходимо вести жесткую изоляционистскую политику в области идеологии, но поощрять конкуренцию и открытость в других областях. Православие должно стать официальной религией и отход от православия должен означать потерю надежды на успех в государственной карьере, но при этом сообразительным, но склонным к фронде господам следует оставлять шанс на полезное и хорошо оплачиваемое применение вне системы государственных назначений. Должен быть восстановлен и усилен институт тотального доносительства, чтобы бороться с преступностью и иностранным влиянием.
Так должна выглядеть политическая система России, если задаться абстрактной целью достижения благосостояния граждан и предотвращения их естественного вымирания или уничтожения другими нациями и учитывать при этом особенности русского этноса и исторический опыт."
Ну и как называется "идеальный" общественный строй по Юлию Андрееву?
Sapienti sat...
247719 ""
|
2002-07-25 15:20:39
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Что-то анонимы сегодня летают особенно низко. К дождю, наверное.
247718 ""
|
2002-07-25 15:17:12
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Разводить вино колой нельзя. Это дурной вкус, как, впрочем, и потреблять колу в любом виде. В Европе американские напитки и еда из МакДональдса считаются "мусорными" (junk - хлам, утиль, отходы, отбросы). Белое вино можно развести минеральной водой, а красное - холодной водой, если речь идет об утолении жажды в жаркий день. Но лучше, все-таки, вино отдельно, а воду - отдельно.
- Уважаемый Юлий Борисович!
Обратите внимание на благородный порыв Этнографа.
Его сердце на стороне жертв католической инквизиции.
Он с Галилеем и Джордано Бруно.
Он готов даже заступиться за господина С-кина,
вопреки своей
брезгливости. Как говорил создатель Кандида, он готов
пожертвовать своей жизнью за свободу
слова любого.
Господин Этнограф, я со своей стороны
предлагаю Вам опубликовать
манусукрипт о зверствах святой инкизиции на страницах РП.
Например, в виде отдельного проекта.
Горячее сердце - русский человек.
- Главному Редактору Русского Переплета Юлию Андрееву
Уважаемый господин Андреев, мои московские знакомые порекомендовали мне этот сайт. Но в первый же день я с удивлением вижу на нем не только непарламентскую дискуссию, но и участие в ней Главного Редактора. Честно говоря, меня это удивляет. Стала ли я свидетелем чего-то экстраординарного или такая "полемика" происходит здесь ежедневно?
С уважением, Вероника Фосс.
Извините за не совсем хороший русский язык.
-
ИНКВИЗИЦИЯ ДО ИНКВИЗИЦИИ.
Истоки.
В своих потугах во что бы то ни стало оправдать
преступную деятельность
инквизиции, Жозеф де Местр писал, что
она, подобно всем институтам,
созданным для свершения великих дел, "возникла неизвестно как". Между
тем не
для "великих дел" была создана инквизиция и причины, вызвавшие ее появление,
вовсе не загадочны, они кроются в самой социальной
сущности христианской
религии и церкви, надклассовой по своей теории, апеллирующей
к обездоленным
массам, составляющим основной контингент верующих, но на практике
служащей
интересам эксплуататорских классов.
Одна из особенностей христианства
состоит в том, что его всегда
раздирали острейшие противоречия, в начальный период -
в виде ожесточенной
борьбы между различными направлениями, а
позже - между господствующим
течением, возглавлявшимся церковной верхушкой, и оспаривавшим
ее истинность
и "праведность" бесчисленным количеством самых разнообразных
оппозиционных
течений, которые отражали настроения обездоленных масс
и объявлялись этой
верхушкой незаконными, еретическими.
Связав свою судьбу
с эксплуататорскими классами общества и
их
государством, церковь отвергла мечту ранних христиан о
построении "божьего
царства" на земле и стала освещать
социальное неравенство, призывала
страждущих и угнетенных примириться со своим
положением, обещая за это
загробное воздаяние. Такова одна из важнейших
причин, порождавших на
протяжении столетий самые разнообразные христианские
ереси, оспаривавшие
авторитет и власть церкви и освещавшийся ею эксплуататорский
общественный
строй. Поэтому ересь, точно неотступная тень, следует за
церковью на всем
протяжении ее истории. Она многолика и неистребима. Ее нельзя
было победить
ни уговорами, ни угрозами, ни заклинаниями, ее не
удавалось уничтожить ни
огнем, ни мечом.
- Формально близится довольно интересное событие:
появление на общей ленте РП 10000-й новости (где-то в
понедельник должно). Что стоит за сим числом?
Первой появилась Научная лента - 11 июня 2000 г.
Общей тогда еще не было. Сейчас на НАучной ленте
более 6800 сообщений.
Затем 21 сентября 2000 г. появилась лента Русской культуры,
где сейчас более 2800 сообщений. Одновременно появилась и общая лента.
Видно, что числа не сходятся. Так что реально 10000 новость появиться где-то
к концу августа. Но все равно: "магия чисел".
Да и повод выпить холодненького пива....
Кстати, если уж о способах отмечания в жаркую погоду, то рекомендую
штуку, рассказанную мне испанцами (у них часто жарко).
Сухое красное вино пополам с Колой. Можно не ровно 50:50,
но это уж по вкусу....
И тем не менее ждем-с 10000-й новости!
- Такой метод подачи материала
вполне оправдал себя, ибо лишил возможности
церковников и клерикалов
обвинять ученого в стремлении "опорочить" церковь и колониальные
власти. X.
Т. Медина был исключительно плодовитым ученым. Его перу
принадлежат свыше
300 книг и брошюр и свыше 500 статей. Собранная им уникальная
библиотека в
40 тыс. томов была им подарена государству, которому он также завещал
и свое
собрание документов по истории инквизиции.
Однако труды Медины при его жизни не
получили широкого распространения
в Латинской Америке, главным образом потому, что
они выходили ничтожными
тиражами в 200-400 экземпляров, которые быстро скупались
и уничтожались
церковниками и их единомышленниками.
Только в 1915г. была
переиздана в Буэнос-Айресе работа Медины по
истории инквизиции в вице-королевстве Ла-Плата, и лишь в 1952 г., в
связи со
столетием со дня рождения ученого, в Чили был принят
парламентом закон о
создании "Исторического и библиографического фонда им. Хосе Торибио
Медины",
которому поручалось переиздание всех трудов плодовитого историка.
В том же
юбилейном году были переизданы книги Медины в Мексике и Колумбии
по истории
инквизиции в этих странах.
Труды Медины были широко
использованы Г. Ч. Ли, опубликовавшим
незадолго до своей смерти в 1908
г. книгу "Инквизиция в испанских
владениях". Эта работа была переиздана в 1922 г. На другие языки,
насколько
нам известно, она не переводилась.
В XX в. был опубликован
ряд новых работ, в частности по истории
колониальной инквизиции в Мексике.
Большой интерес представляет
документальный сборник, опубликованный мексиканским историком Хенаро
Гарсией
в 1906 г. под названием "Инквизиция в Мексике, ее происхождение, юрисдикция,
права, процессы, аутодафе, отношение с гражданскими
властями, церемонии,
этикет и другие дела". Новые документы
опубликованы также в книге
аргентинского историка Боласлао Левина "Инквизиция
в Испанской Америке
(евреи, протестанты и патриоты)", изданной в Буэнос-Айресе в 1962 г.
Так были раскрыты и стали достоянием гласности
преступления инквизиции,
но далеко не все и не во всех странах. В 1978 г. в Куэнке (Испания)
проходил
международный симпозиум, посвященный 500-летию испанской
инквизиции. Его
труды, составившие объемную книгу, проливают
дополнительный свет на
преступления св. трибунала.
Многие кровавые деяния
"священного" судилища все еще остаются
погребенными в недоступных исследователям архивах.
247712 ""
|
2002-07-25 14:46:53
|
[212.192.35.250] |
|
-
247711 ""
|
2002-07-25 14:45:26
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Ну какой же вы "оппонент", Юлий, вы именно дурак. Спросите кого угодно.
- Господин Этнограф!
Мне придется закрыть Вам доступ для Высказываний в ДК.
Совершенно очевидно, что Вы способны создать сайт в поддержку С-кина.
Успехов!
- Признались!
- На творчество Даниэля и Синявского тоже пришло много искренних отзывов о "покарании отщепенцев" (они посмели говорить о "тюрьме внутри нас"). Еще хочется вспомнить, как
ханжи пытались приклеить "порнографию" к Золя. С чего Вы взяли, что имеете какое-то ПРАВО указывать, что можно творить, а что нельзя?
Изучение истории многих культур с абсолютной определенностью говорит, что запрещение обсуждения любых проблем ведет к загниванию культуры, люди, столкнувшись
с подобной проблемой, стараются поступать наиболее выгодно для себя.
И наоборот, при изображении проблемы в Художественно Сильном
произведении (м.б. известность Сорокина создана "Идущими вместе") люди фактически часто получают или ее решение или новый взгляд на нее. Пример -"Песнь о Хадубранде", где утверждается превосходство феодальных отношений над родовыми.
Я не читал Сорокина, и НЕ буду читать но если осудят его, я постараюсь
создать сайт, посвященный его книгам.
Только один судья имеет право судить Художника - Всемогущее Время и все люди.
247707 ""
|
2002-07-25 14:26:45
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Тусовка в своем репертуре. Шиншин продемонстрировал свои полемические возможности, обозвав оппонента дураком. Этнограф продолжает плевать в чужие кастрюли. Что за убогий народ!
- Ув.К.Крылов - а автор может отозвать из переплета свои произведения? Сделать так, чтобы там их не было?
Суси ясно сказал, что сайт изменился за четыре года.
Из партий - свободу совести (ненавистную здешнему мракобесию)(и прочие интересы интеллигентов, в том числе Великих Художников Слова) защищает "Яблоко". Крупный капитал -"Единство".
Социальные низы и часть средних слоев - КПРФ.
О свободе совести -как бы Вы запели, если б Вас заставляли
становиться старообрядцем? Ответьте на этот вопрос себе, мне можете ничего не отвечать здесь.
-
В 1883 г. после 17-летнего перерыва были восстановлены
дипломатические
отношения между Чили и Испанией. Секретарем чилийской миссии
в Мадриде был
назначен молодой и весьма
плодовитый историк Хосе Торибио Медина
(1852-1930), автор трехтомной истории колониальной
литературы в Чили и
других исследований.
Приступив к исполнению своих обязанностей
в столице Испании, Медина
поспешил осуществить свою давнишнюю мечту:
посетить замок в селении
Симанкас, неподалеку от Вальядолида, который
по распоряжению испанского
короля Карла V в 1540 г. был
превращен в хранилище государственных
документов, в том числе касающихся управления американскими колониями.
В момент посещения симанкасского
архива Мединой его 51 зал был забит
десятками тысяч различных папок с документами. Разобраться в
этом хозяйстве
было довольно трудно, так как не
имелось никаких описей. Но это не
обескуражило пытливого чилийского ученого,
который, забыв о своих
дипломатических обязанностях, в течение многих
недель рылся в древних
рукописях.
Старания Медины увенчались заслуженным
успехом. В одном из подвальных
помещений, темном и сыром, именуемом "Колодцем
епископа", он неожиданно
натолкнулся на архив колониальной инквизиции, надежды обнаружить который
уже
давно потеряли ученые. Но передадим слово самому Медине: "Когда в конце
1884
г. я переступил порог монументального архива, расположенного
в небольшой
деревушке Симанкас, мне и в голову не пришло, что именно там хранятся
бумаги
трибуналов американской инквизиции или что когда-либо
я займусь подобной
темой. Тем не менее я начал просматривать эти бумаги, в
надежде обнаружить
некоторые важные факты, относящиеся к колониальной
истории Чили... Изучая
их, я все больше и больше убеждался в том, что эти
документы представляют
огромный интерес для познания жизни американских народов, находившихся
под
властью метрополии. Одновременно я убедился, что все написанное
до тех пор
об инквизиции не соответствовало богатству обнаруженных
там документов,
интерес и значение которых выходили далеко за пределы самой темы".
Два года работал Медина в симанкасском
архиве, проделав в буквальном
смысле титаническую работу: он собственноручно
снял копии с тысяч
документов. Собранный им материал образует 65
больших томов, хранящихся
теперь в национальном архиве в
Сантьяго (Чили). Вернувшись с этим
драгоценным багажом на родину, ученый
не покладая рук трудился над
написанием истории инквизиции в Испанской
Америке. О феноменальной
работоспособности Медины свидетельствует тот факт, что в 1887 г., всего
лишь
год спустя после своего возвращения в Чили, он издает
большой двухтомник,
посвященный истории трибунала инквизиции в
Перу. В 1890 г. следует
двухтомник "История священного трибунала инквизиции
в Чили". В 1899 г.
одновременно выходят три исследования о деятельности трибунала
инквизиции в
Картахене, вице-королевстве Ла-Плата и на Филиппинах.
В 1905 г. Медина
издает двухтомник по истории инквизиции в Мексике,
и, наконец, в 1914 г.
выходит в свет его последняя работа -
"Ранняя американская инквизиция
(1493-1569)".
В этих трудах, непревзойденных
по сей день по охвату документального
материала, впервые была раскрыта
во всех подробностях преступная
деятельность инквизиции в
американских колониях Испании. Медина
придерживается "объективистского" метода изложения материала.
Как правило,
он воздерживается от каких-либо выводов и обвинений
по адресу церковной
иерархии и испанских колониальных властей, он воспроизводит
судебные дела,
протоколы допросов и пыток, приговоры "священного"
трибунала, официальные
сообщения об аутодафе и прочие документы из архивов инквизиции, предоставляя
самому читателю делать соответствующие выводы. Такой метод подачи
материала
вполне оправдал себя, ибо лишил возможности
церковников и клерикалов
обвинять ученого в стремлении "опорочить" церковь и колониальные
власти. X.
Т. Медина был исключительно плодовитым ученым. Его перу
принадлежат свыше
300 книг и брошюр и свыше 500 статей. Собранная им уникальная
библиотека в
40 тыс. томов была им подарена государству, которому он также завещал
и свое
собрание документов по истории инквизиции.
Однако труды Медины при его жизни не
получили широкого распространения
в Латинской Америке, главным образом потому, что
они выходили ничтожными
тиражами в 200-400 экземпляров, которые быстро скупались
и уничтожались
церковниками и их единомышленниками.
- Посмотрите у Вальехо или где-нибудь еще в фэнтэзи. Эта тема
часто встречается.
- Со второй половины XIX века, когда дело независимости
стран Латинской
Америки упрочилось и политическое положение
в некоторых республиках
несколько стабилизировалось, начинают
появляться первые работы
латиноамериканских исследователей по истории колониальной инквизиции.
В 1863 г. одновременно были опубликованы
две такие работы. Первая из
них под названием "Анналы инквизиции в Лиме" принадлежит перу Рикардо
Пальме
(1833- 1919) - передовому
перуанскому публицисту и писателю. Это
произведение выдержало много изданий и постоянно
дополнялось автором. Оно
переиздается и в наше время как часть
популярных исторических очерков
автора, объединенных единым названием "Перуанские традиции".
Автор второй
работы - "Чем была инквизиция в Чили"
- чилийский либеральный историк
Бенхамин Викунья Маккенна опубликовал
ее в журнале "Ревиста де
Буэнос-Айрес". Несколько лет спустя, в 1868 г., этот же историк
опубликовал
в Вальпарайсо исследование, посвященное Франсиско
Мойену, одной из жертв
"священного" трибунала в Лиме.
Однако эти и следовавшие
за ними работы носили фрагментарный и
популярный характер. И не удивительно
- их авторам были недоступны
исчезнувшие архивы колониальной инквизиции, а ведь только по
ним можно было
восстановить деятельность "священного" трибунала. Неизвестно,
как долго его
преступления оставались бы нераскрытыми, если бы не счастливый случай.
В 1883 г. после 17-летнего перерыва
были восстановлены дипломатические
отношения между Чили и Испанией. Секретарем чилийской миссии
в Мадриде был
назначен молодой и весьма
плодовитый историк Хосе Торибио Медина
(1852-1930), автор трехтомной истории колониальной
литературы в Чили и
других исследований.
- Различные перипетии сопутствовали и раскрытию
преступлений инквизиции в
Испанской Америке.
После изгнания испанских
колонизаторов и образования независимых
латиноамериканских государств в течение многих десятилетий эти
преступления
оставались нераскрытыми. Причины тому были разные.
Хотя испанцы и были
изгнаны, они не отказались от надежды
вернуться в свои колонии. Поэтому
патриоты, опасаясь реставрации, во
многих местах уничтожили архивы
трибунала.
Инквизиторы в свою очередь,
страшась заслуженной кары со стороны
патриотов, в период войны
за независимость прятали и уничтожали
компрометирующие их документы. Многие документы были расхищены
или пропали
во время многочисленных иностранных интервенций и гражданских
войн, а также
в результате пожаров и землетрясений. Погибли ценные
архивы инквизиции в
Картахене (современная Колумбия) во время стодневной
осады этого города
испанскими карателями во главе с маршалом Морильо в
1815 г. Американские
оккупанты, разграбившие столицу Мексики в 1848 г., утащили
с собой немало
ценных исторических документов, в том
числе и касающихся деятельности
инквизиции. Известно, что священник Фишер, личный
исповедник императора
Максимилиана (1864-1867), во время французской интервенции
в Мексику вывез
во Францию и Ватикан большое количество документов. 12 ящиков с
документами
инквизиции, принадлежавшие американскому полковнику
Дэйвиду Фергюссону,
проживавшему в Мексике, погибли в огне в 1888 г. Ценные архивные бумаги
были
утрачены во время чилийско-перуанской войны.
В начале XX столетия
многие инквизиционные дела были выкрадены
американскими спекулянтами в Мексике и проданы за
большие деньги частным
лицам в США. "Покупка и продажа
оригинальных мексиканских исторических
документов,- отмечает американский историк
Сеймур Б. Либман,- стала
прибыльным бизнесом. Некоторых людей это толкнуло
на кражу материалов из
Национального архива Мексики, а других - на контрабандную переброску
их из
Мексики в нарушение законов".
Хотя часть документов,
относящихся к деятельности колониальной
инквизиции, сохранилась в архивах латиноамериканских
стран, главный ее
архив, хранившийся в Испании, до последней
четверти XIX в. считался
утерянным. Самое большое число документов по истории колониальной инквизиции
собрано в Национальном архиве Мексики,
где их имеется 1553 тома,
охватывающих период с 1521 по 1823 г. Их опись составляет 15 томов.
Со второй половины XIX века, когда
дело независимости стран Латинской
Америки упрочилось и политическое положение
в некоторых республиках
несколько стабилизировалось, начинают
появляться первые работы
латиноамериканских исследователей по истории колониальной инквизиции.
-
Александре Эркулану, романтик,
либерал и антиклерикал, писал свою
работу в "назидание потомству", в ответ тем реакционерам,
которые обвиняли
его современников - сторонников французской революции 1789 г.
и буржуазных
преобразований - в кровожадности, жестокости, терроризме.
"Когда ежедневно
нас упрекают,- писал португальский историк,- в безрассудстве
современных
революций, в эксцессах, вызванных нетерпеливыми людьми,
в преступлениях,
совершенных немногими фанатиками и, если вам угодно, немногими
лицемерами,
провозглашающими новые идеи, безусловно мы вправе привлечь
прошлое к суду,
чтобы посмотреть, не станем ли мы вновь жертвами
реакционных течений, и
чтобы убедиться, обеспечат ли нам ультрамонтанные
и сверхмонархические
устремления порядок, мир и счастье, если
мы вновь откажемся от прав
свободных людей и доктрин терпимости..." И далее,
упоминая о 40 тыс. дел
португальской инквизиции, сохранившихся в
архивах, Эркулану отмечал:
"Провидение сохранило их для того, чтобы они выступили
в роли мстителей за
многочисленные преступления инквизиции, и мы (то есть те,
кто разоблачает
действия инквизиции.-И. Г.), хотя и считаем,
что действуем по своей
собственной воле, может быть, выступаем
всего лишь в роли инструмента
божественной справедливости".
Исследование Эркулану, основанное на источниках
архива Торре ду Томбу,
директором которого он был в течение многих лет, до
сих пор не утратило
своего научного значения.
-
Хотя в XX в. публикация документов,
относящихся к истории инквизиции в
разных странах, значительно увеличилась по своему объему,
то, что вышло в
свет,- ничтожная толика хранящихся в архивах материалов, большинство
которых
все еще недоступно исследователям. Достаточно сказать, что в государственном
испанском архиве в Симанкасе (Испания)
хранится около 400 тыс.
неопубликованных дел "священного" судилища,
а в национальном архиве
Португалии в Торре ду Томбу таких дел насчитывается
около 40 тыс. Многие
документы португальской инквизиции не
уцелели. Дворец инквизиции в
Лиссабоне, где эти дела раньше хранились, дважды горел; в 1755
г. он сильно
пострадал от землетрясения, а в период французской оккупации
(1808-1812) в
нем находился штаб оккупационных войск; в 1821 г.
дворец инквизиции был
разрушен восставшим населением
португальской столицы. О сохранении
сколь-либо полного инквизиционного архива в этих условиях
не могло быть и
речи. Подавляющее большинство этих дел никем еще
не изучено. В частности,
предстоит еще много сделать для
изучения португальской инквизиции,
крупнейшим исследователем которой был Александре Эркулану
(1810-1877). Его
сочинение по истории учреждения инквизиции в
Португалии положило начало
научному изучению деятельности "священного" судилища в этой стране.
Назад
Далее