"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")
"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | человек. |
247260 "Инквизиция перед судом Истории" | 2002-07-15 11:32:17 |
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту |
247259 "Инквизиция перед судом Истории" | 2002-07-15 11:31:10 |
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту |
Существуют самые различные мнения
о том, что, собственно говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
Если под инквизицией понимать осуждение
и преследование господствующей
церковью инакомыслящих - вероотступников,
то хронологические рамки
инквизиции следует расширить на всю историю
христианской церкви - от ее
возникновения по настоящее время, ибо
епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили себе право
осуждать и отлучать от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
Некоторые исследователи толкуют
этот вопрос еще шире, считая, что
инквизиция является характерным атрибутом не
только католической, но и
протестантской и православной церквей.
Если же инквизицию понимать в более узком
смысле, подразумевая под этим
термином деятельность особых трибуналов католической церкви,
преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в
XII-XIII
вв. до их повсеместной отмены в первой половине XIX в.
Но и после этого в
системе папской курии в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала
конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
Сторонников "широкой" и "узкой"
трактовки инквизиции можно найти как
среди церковных, так и светских историков.
Первым, кто сформулировал "широкую" точку
зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший
в 1598 г. в
Мадриде книгу на латинском языке "О
происхождении и развитии святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом по
истории инквизиции,
написанным с точки зрения официальной доктрины
католической церкви. Он
служил как бы ответом
на появившуюся протестантскую литературу,
разоблачавшую ужасы инквизиции. В своем
усердии оправдать деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал его историю чуть
ли не с сотворения
мира. Первым инквизитором, уверял он, был
сам господь бог, а первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая
провинившихся
перед ним Адама и Еву, предварительно
учинив им тайный допрос и суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,- следуют точно такой же процедуре,
которую
они переняли от самого бога".
Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам
и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -
позорящим
одеянием, носить которое приговаривались жертвы
инквизиции, а изгнание
прародителей рода человеческого из рая он называет первой
конфискацией...
"вечного блаженства", прототипом тех более осязаемых конфискаций,
которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
Всего этого богу, по-видимому, показалось
недостаточно; он осудил людей
терпеть вплоть до "страшного суда" бесчисленные болезни,
эпидемии, потопы,
землетрясения, холод и голод, войны; бог
приговорил людей рождаться в
нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный
в поте лица своего и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника
полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
Но если так жестоко поступил бог
с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали средневековые апологеты инквизиции,
то его гнев по
отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама
и Евы вообще не знал
предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество,
пощадив
только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем
все население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем серу и огонь" (Быт. 19:24)
(сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии);
разве не
истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать
против Моисея во время
странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых
змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не убил он
50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
По сравнению с этими
массовыми побоищами библейского бога - а мы
перечислили только их незначительную толику - преступления Торквемады
могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
Библейский бог был не только
непреклонно беспощадным и сверх меры
жестоким к тем, кто отходил от его заповедей
или ошибочно толковал его
таинственные "неисповедимые пути", он требовал
от своих последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем
отступникам,
в особенности в тех случаях, когда они пытались "совратить"
правоверных.
"Если,- поучал бог своих последователей в Ветхом завете,- будет
уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя,
говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои"..,
то не
соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его
глаз твой, не жалей
его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде
всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым
инквизитором Нового завета.
Он приступил к обязанностям инквизитора
на третий день после своего
рождения, когда сообщил через трех королей-волхвов, что
явился на свет, и
потом, когда умертвил Ирода, заставив червей
съесть его... После Иисуса
Христа св. Петр, св. Павел
и другие апостолы занимали должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,-
"древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились его корни и ветви по
всему миру, и приносило оно
сладчайшие плоды".
Естественно, что подобного рода ссылки на
Библию позволяли церковникам,
с одной стороны, доказать
"законное", "божественное" происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
Точка зрения Парамо на инквизицию
на протяжении столетий перепевалась
на разные лады церковными авторами. Ее повторяет, например,
Марино Марини,
один из ближайших сотрудников папы Пия IX
в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над Галилеем. Марини утверждал:
"Инквизиционный
трибунал столь древний, что следует считать
самого Иисуса Христа его
основателем и законодателем".
Современные апологеты церкви также признают,
что она на протяжении всей
своей истории преследовала ереси и еретиков. Уже
цитированный нами У. Т.
Уолш пишет, что церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость
ко
всякого рода ошибкам, где бы они ни проявились,
в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким образом, нетерпимость
не является
ее наиболее типичной особенностью, это
просто оборонительное оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар
стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит
к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла,
отлучали
от церкви и предавали анафеме христиан, отклонившихся,
по их мнению, от
официальных доктрин.
Разумеется, в более ранний
период церковь была лишена возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками.
Только в
IV в., когда господствующей религией в Римской империи
стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
247258 "Инквизиция перед судом Истории" | 2002-07-15 11:30:32 |
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту |
247257 "Cкончался известный российский геофизик Анатолий Васильевич Рыков" | 2002-07-15 10:44:08 |
[195.208.220.1] ВМ |
247256 "" | 2002-07-15 10:22:21 |
[209.249.147.215] Торквемада | 26985 |
247255 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" | 2002-07-15 01:03:40 |
[212.186.150.131] Yuli |
247254 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" | 2002-07-14 23:46:20 |
[195.208.220.1] |
247253 "" | 2002-07-14 22:19:18 |
[212.186.150.131] Кот Вася |
247252 "" | 2002-07-14 20:50:36 |
[193.229.159.3] Суси |
247251 "" | 2002-07-14 15:10:26 |
[62.158.105.79] Александр Воронин | Господину Липунову |
247250 "" | 2002-07-14 14:33:29 |
[212.186.150.131] Yuli |
247249 "" | 2002-07-14 14:26:11 |
[212.186.150.131] Yuli |
247248 "" | 2002-07-14 12:19:59 |
[212.48.131.171] Aleks |
247247 "" | 2002-07-14 11:52:51 |
[209.249.147.215] inquisitive |
247246 "" | 2002-07-14 10:27:02 |
[212.186.150.131] Yuli |
247245 "" | 2002-07-14 10:20:23 |
[209.249.147.215] ... |
247244 "" | 2002-07-14 10:08:52 |
[209.249.147.215] Торквемада |
247243 "" | 2002-07-14 06:36:40 |
[212.164.4.34] Дворцов | 26956 Торквемаде |
247242 "Инквизиция перед судом Истории" | 2002-07-14 02:45:23 |
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту |
Существуют самые различные мнения
о том, что, собственно говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
Если под инквизицией понимать осуждение
и преследование господствующей
церковью инакомыслящих - вероотступников,
то хронологические рамки
инквизиции следует расширить на всю историю
христианской церкви - от ее
возникновения по настоящее время, ибо
епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили себе право
осуждать и отлучать от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
Некоторые исследователи толкуют
этот вопрос еще шире, считая, что
инквизиция является характерным атрибутом не
только католической, но и
протестантской и православной церквей.
Если же инквизицию понимать в более узком
смысле, подразумевая под этим
термином деятельность особых трибуналов католической церкви,
преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в
XII-XIII
вв. до их повсеместной отмены в первой половине XIX в.
Но и после этого в
системе папской курии в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала
конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
Сторонников "широкой" и "узкой"
трактовки инквизиции можно найти как
среди церковных, так и светских историков.
Первым, кто сформулировал "широкую" точку
зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший
в 1598 г. в
Мадриде книгу на латинском языке "О
происхождении и развитии святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом по
истории инквизиции,
написанным с точки зрения официальной доктрины
католической церкви. Он
служил как бы ответом
на появившуюся протестантскую литературу,
разоблачавшую ужасы инквизиции. В своем
усердии оправдать деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал его историю чуть
ли не с сотворения
мира. Первым инквизитором, уверял он, был
сам господь бог, а первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая
провинившихся
перед ним Адама и Еву, предварительно
учинив им тайный допрос и суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,- следуют точно такой же процедуре,
которую
они переняли от самого бога".
Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам
и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -
позорящим
одеянием, носить которое приговаривались жертвы
инквизиции, а изгнание
прародителей рода человеческого из рая он называет первой
конфискацией...
"вечного блаженства", прототипом тех более осязаемых конфискаций,
которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
Всего этого богу, по-видимому, показалось
недостаточно; он осудил людей
терпеть вплоть до "страшного суда" бесчисленные болезни,
эпидемии, потопы,
землетрясения, холод и голод, войны; бог
приговорил людей рождаться в
нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный
в поте лица своего и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника
полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
Но если так жестоко поступил бог
с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали средневековые апологеты инквизиции,
то его гнев по
отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама
и Евы вообще не знал
предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество,
пощадив
только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем
все население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем серу и огонь" (Быт. 19:24)
(сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии);
разве не
истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать
против Моисея во время
странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых
змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не убил он
50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
По сравнению с этими
массовыми побоищами библейского бога - а мы
перечислили только их незначительную толику - преступления Торквемады
могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
Библейский бог был не только
непреклонно беспощадным и сверх меры
жестоким к тем, кто отходил от его заповедей
или ошибочно толковал его
таинственные "неисповедимые пути", он требовал
от своих последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем
отступникам,
в особенности в тех случаях, когда они пытались "совратить"
правоверных.
"Если,- поучал бог своих последователей в Ветхом завете,- будет
уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя,
говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои"..,
то не
соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его
глаз твой, не жалей
его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде
всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым
инквизитором Нового завета.
Он приступил к обязанностям инквизитора
на третий день после своего
рождения, когда сообщил через трех королей-волхвов, что
явился на свет, и
потом, когда умертвил Ирода, заставив червей
съесть его... После Иисуса
Христа св. Петр, св. Павел
и другие апостолы занимали должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,-
"древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились его корни и ветви по
всему миру, и приносило оно
сладчайшие плоды".
Естественно, что подобного рода ссылки на
Библию позволяли церковникам,
с одной стороны, доказать
"законное", "божественное" происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
Точка зрения Парамо на инквизицию
на протяжении столетий перепевалась
на разные лады церковными авторами. Ее повторяет, например,
Марино Марини,
один из ближайших сотрудников папы Пия IX
в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над Галилеем. Марини утверждал:
"Инквизиционный
трибунал столь древний, что следует считать
самого Иисуса Христа его
основателем и законодателем".
Современные апологеты церкви также признают,
что она на протяжении всей
своей истории преследовала ереси и еретиков. Уже
цитированный нами У. Т.
Уолш пишет, что церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость
ко
всякого рода ошибкам, где бы они ни проявились,
в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким образом, нетерпимость
не является
ее наиболее типичной особенностью, это
просто оборонительное оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар
стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит
к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла,
отлучали
от церкви и предавали анафеме христиан, отклонившихся,
по их мнению, от
официальных доктрин.
Разумеется, в более ранний
период церковь была лишена возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками.
Только в
IV в., когда господствующей религией в Римской империи
стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
247241 "Инквизиция перед судом Истории" | 2002-07-14 02:43:38 |
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту. |
247240 "" | 2002-07-14 01:45:00 |
[24.156.204.198] Линда |
247239 "" | 2002-07-14 01:43:07 |
[24.156.204.198] Линда |
247238 "" | 2002-07-14 01:35:56 |
[212.192.35.193] |
247237 "" | 2002-07-14 00:34:39 |
[unknown] Дедушка Кот | www.prigodich.8m.com |
247236 "Наталья Данилова - Национальное чувство и достойная жизнь источники национального достоинства" | 2002-07-13 23:40:15 |
[81.5.11.60] Станислав |
247235 "" | 2002-07-13 22:14:19 |
[212.186.150.131] Yuli |
247234 "" | 2002-07-13 21:17:10 |
[209.249.147.215] Torquemada |
247233 "" | 2002-07-13 20:55:39 |
[209.249.147.215] Торквемада |
247232 "" | 2002-07-13 20:29:38 |
[212.186.150.131] Yuli |
247231 "" | 2002-07-13 20:22:55 |
[209.249.147.215] Torque | Dixi |
247230 "" | 2002-07-13 20:18:57 |
[212.186.150.131] Кот Вася |
247229 "" | 2002-07-13 19:58:56 |
[212.186.150.131] Кот Вася |
247228 "" | 2002-07-13 19:41:09 |
[212.186.150.131] Yuli |
247227 "" | 2002-07-13 19:35:56 |
[80.68.2.141] Порфирий Иванович Диксикратов |
247226 "" | 2002-07-13 19:31:14 |
[212.186.150.131] Yuli |
247225 "" | 2002-07-13 18:11:36 |
[209.249.147.215] ... |
247224 "" | 2002-07-13 17:51:23 |
[209.249.147.215] Торквемада |
Демонстрация высочайшего уровня лучшего сетевого портала на конкретных примерах.
Псевдоинтеллектуал Paul Korry пользуется словом садист подобно тому, как бабка кричит фашисты! пацанам, обчистившем её огород.
Мнимый интеллектуал Yuli только что прочитал в интернете обстоятельства написания Бетховеном одного из его многочисленных опусов. И посему считает себя вправе пинять Иосифу Бродскому незнанием оных.
Православный интеллектуал Дворцов перепутал трижды лауреата Брежневской премии Евстигнеева с русским профессором Преображенским.
Некий хрен его знает какой интеллектуал (DIXI что ли?) объявил несостоятельными доводы оппонента на том основании, что тот подписался зоофилом.
247223 "" | 2002-07-13 17:46:45 |
[217.195.92.231] О`Санчес |
247222 "" | 2002-07-13 16:46:12 |
[unknown] Дедушка Кот | www.prigodich.8m.com |
247221 "" | 2002-07-13 12:33:45 |
[212.186.150.131] Yuli |
247220 "" | 2002-07-13 12:24:37 |
[212.186.150.131] Yuli |