Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
-
В "Сердитых Стрелах Сердюченко" (pereplet.ru) начата электронная публикация отдельных глав скандального документального романа С. Яковлева. Бывший заместитель главного редактора "Нового мира" вводит читателя в кулуарные причины распада старейшего литературного журнала страны.
- Ну что же, давайте о "Жажде". Убил на рассказ утро. Где болевая точка наших дней? Ответ растолкован даже детям: Чечня. Одни смотрят телевизор и радио, другие учатся в школе с детишками беженцев, бело- и черноголовиками. Что делает автор, жаждущий популярности? Правильно, не упусти тему В общем, говоря совсем откровенно, конъюнктурная вещь. Езда на теме. Много писать о таких шедеврах не хочется. В Чечне Андрей Геласимов вряд ли был, да и в БТР, возможно, никогда не залезал. В шкуру героя у него залезть тоже не получилось, хотя поначалу создавалось впечатление, что вот-вот получится. Да, есть метко подмеченные детали, есть характерность в диалогах персонажей - да, катило поначалу, чувствовалась крепкая литературность, опора на хемо-сэлинжерскую традицию, потерянное поколение, да, водка, много водки, дорогой и паленой, деньги, да, пятьдесят тысяч баксов, религия, дети, джипы, да, Эль Греко, да, отцы и дети, таланты и поклонники, снова дети, да, иуды и савлы, жопа, бабло, морковь-компот, ё-мое, - утомило вконец. Неискренне, неглубоко, интонационно однообразно, вторично. Приемы не спрятаны, а от белых ниток в глазах рябит. Вопроса "как сделана шинель" не возникает. Узорчатый, аляповатый сарафан с галифе вместо рукавов. Хотя сносно, особенно если носить такое ради литпопулярности очень хочется. Самое неприятное, что конъюнктурно. Скажете - злословлю, нет, могу порекомендовать действительно гениальный рассказ о Чечне, умный, тонкий, выворачивающий душу - на другом сайте, впрочем. А Геласимова "Чужую бабушку" почитаю еще, которая в рейтинге рассказов на первом месте. Если и там то же мытье-катание на коньках по застывшей словесной глади, выводы о "выдающемся" сетевом литературном журнале современности придется делать самые нелицеприятные. За что голосуем-то?
- Ты не неси из кумирни
В келью суфия свечу
Враг - пусть он в дружбе клянется
Скрытен,коварен ,жесток.
В прошедшие эпохи было выражение -"пытаться согласовать колесо с Карлом Марксом"-:)
- Это не отголоски Чеченской войны, это просто жизнь такая. Рассказ очень сильный. Встречал я таких ребят, у кого Сирия была у кого Ангола, кого-то в Йемене угораздило... Работал у меня вездеходчиком такой парень, легкие на платиновых заклепках держались. В поле сухой закон и физические нагрузки приличные, было у них место для отхода. Мне лет 15 потом звонил домой, всегда на день геолога поздравлял, спрашивал когда книжка выйдет, последние лет 8 уже всегда пьяный, последние 2 года уже не звонит...
- Я хорошо знал Татьяну Николаевну Кладо (1889-1971), совершенно прелестную старую даму, дочь царского адмирала. публициста, теоретика морской войны Н.Л.Кладо, переводчицу трудов Л.Эйлера. Жизнь ни в чем не уступает талантливым пьесам: Т.Н.Кладо "отсидела" ДВАДЦАТЬ лет.
-
- Уважаемый Василий Дворцов! Благодарю Вас за теплый отзыв о моем рассказе - Вы очень тонко сформулировали суть - о чем пишешь, такие же слова и находи. Ваша пьеса написана прекрасно, фоновые сцены умело иллюстрируют характеры героев и дают читателю шанс проникнуть в мир их чувств. Вы изящно балансируете на тонкой грани "Форма-содержание", определенной Вами единственным возможным образом. Я видела всех Ваших героев. Я слышала их. Единственное замечание - пьеса эмоционально тяжелая. Погружаясь в нее испытываешь... как бы это сказать - сопротивление материала. И также тяжело из нее выйти. Но иначе об этом говорить нельзя. Нельзя говорить легковесно о трагедии Чести, Родины, Любви.
"Анна: Я тоже просила, чтобы меня расстреляли вместе с ним. Просила как о милости. Просила как милостыню.
Оленин: Но ее оставили в живых. Если можно назвать жизнью тридцать семь лет лагерей и тюрем. Тридцать семь! Тридцать семь лет посреди урок и вертухаев, убийц, воров, проституток и извращенцев - с ее-то изысканным петербургским воспитанием и памятью о легендарном адмирале Русского флота. В лагерной зоне ссучеными уголовниками был забит насмерть ее сын Алексей. А она все жила.
Жила! Вы слышите: она жила! Ибо это очень достойная человеческая жизнь и прекраснейшая женская судьба - быть счастьем адмирала Колчака."
- Уважаемая Кошка Катя! Спасибо за участие в дискуссии. Вы верно подметили многое, мне было интересно читать Ваши замечания, так как Вы - единственная женщина, высказавшаяся о рассказе. Мне кажется, мы с Вами хорошо понимаем друг друга. Применительно к сплаву ума и красоты, бытует четко сформулированный мужской подход - "Женщины бывают двух типов: прелесть, какие дурочки и ужас, какие дуры". Печать симпатичной женщины - пострашнее лилии на плече, не находите? Однажды, после творческого вечера известного поэта, я имела наглость подойти к нему и выразить свой восторг. Кто-то из компании, с которой я была на вечере, фамильярно бросил: "А Марианна тоже, кстати, пишет стихи." Поэт с изумлением посмотрел на меня и произнес: "Боже мой, Марианночка! Зачем Вам писать стихи, Вы же такая красавица!" Вот так. И, кстати, я тоже - математик.
- Кошмар какой. Сколько я этих "отнерестившихся лососей" в РАН насмотрелся... Немного странно видеть С.Залыгина в роли китайского божка. И читать про поклонение ему. Сам то он писатель ну очень средний.
- Глубокоуважаемый Иван Батраков!
Забыл добавить: (пусть меня обвинят в политнекорректности) - к педерастам я отношусь весьма скверно.
- Глубокоуважаемый Иван Батраков!
Еще раз покорнейше прошу прощения за то, что Вас прогневал. У дедушки Кота с хвостом ящера, рептильного обскуранта частенько происходят "нелады" с висельническим юмором, что не всегда понимает почтеннейшая публика. Свечу я не могу жечь с двух сторон, ибо фитилек и так еле-еле горит. Лучше формулы, чем "П.С.Н.", как Вы изволите выражаться никто на Руси Великой не придумал, включая Г.О.Павловского. Примите мои наилучшие пожелания.
- Добротная, зрелая, хорошо выделанная психологическая проза. Поздравляю и благодарю сердечно.
- Плясун Дедушка Кот! Граф Уваров, быть может, и был прекрасным другом для некоторых своих близких приятелей, но для знакомых с историей имя его прежде всего ассоциируется с реакционной формулой "С. П. Н.", и лишь затем с "прогрессивной" гей-культурой. Полагаю, что и к науке он имел самое посредственное отношение. Позвольте не догадываться дальше, чем вызваны ваши приплясывания и почему сексуальных революций, вопреки Вильгельму Райху, оказалось две. Надеюсь все же, что вы не настолько развращены, насколько был развращен душенька граф. Хоть местная тусовка и являет собой яркую картину полураспада постсталинской империи, хоть ожидать от подобной публики можно всего, чего угодно, умоляю: поберегите себя, не жгите бездумно свечу с обеих сторон, милейший Дедушка Кот! Почтеннейший Владимир Михайлович! Не могу и впредь обещать Вам, что Ваши модераторские таксисы и рефлексы не будут востребованы. Есть шутки и шуточки. Если снобистские шуточки новоиспеченных баричей веселят кого-то, то нормальным, воспитанным на здоровых идеалах людям, не привыкшим делить мир на господ и прочее быдло, они просто-напросто противны. Тем более когда "аппелируют" господа, путающие Майн Рида и Конан Дойла. Тут какие-то комплексы, тянущиеся из безрадостного детства. Виртуальные дуэли мне ни к чему, я донесу зеркало до лиц этих господ и всеми доступными мне средствами распишу их истинную физиономию, не жалея красок. Чтобы смысл марсксистского понятия "отражение" был осознан ими во всей доступной простоте и пролетарской наготе. Картина будет неприглядная, уверяю Вас. Уважаемый Каменный гость! Ваш пример со старушкой великолепен, полагаю, самое яркое выступление из всех тутошних за сегодняшний день: ) A propos, о Кортасаре, его рассказ "Киндберг" считаю шедевром.
239727 ""
|
2002-03-01 23:57:04
|
[134.169.21.19] ZUG |
|
- ой-ой-ой, Кошка Катя, уважаемая! Не зарекайтесь насчёт дураков! Их любят, да ещё как, если у них душа есть. Ну это я, конечно, о необычных дураках, о которых в сказках пишут..
- Кирилл, спасибо за Вашу ссылку - невероятно. Юрьенена постараюсь найти. Спасибо также за Ваше мнение о красоте.
Я разделяю его и в отношении женщин, и в отношении мужчин.
Софи Лорен когда-то рассказывала, что ее первый режиссер,
который делал актрис красивыми, сделал такой и ее. Он говорил: "Красоту дает чувство собственного достоинства при условии приемлемой внешности". Согласитесь, верная мысль.
Ум и неординарность, женственность и мужественность - за
это любят, а не за красоту. Не могу себе представить, чтобы
меня мог хоть в каком-то отношении заинтересовать дурак с любыми физическими качествами,
хотя сделана я не из стали и льда. Не думаю, что другие сильно от меня отличаются.
- Доброй ночи, Пол! Мой здешний профессор, кстати, очень интересуется "drunkard problem". Недавно (ноябрь 2001) была заметка в Nature о том, что задача окончательно решена. Пошлю пдф тебе по почте, на relayer. Может, пригодится..
239724 ""
|
2002-03-01 23:15:01
|
[195.208.47.113] Paul |
|
- Добрывечер Цуг! Какой я бред-то написал про блуждающего пьяницу! N - число шагов; на корень из N умножается длина шага. Все, бегу отождествиться с упомянутым персонажем.
- Уважаемый Андрей Геласимов!
только что дочитал до конца.
у меня нет слов.
спасибо Вам.
- Знаете, уважаемая Кошка Катя, я давно не читал Кортасара; как вышел в середине 90-х тот непомнюсколькотомник, я его прочел; вообще, К. не самый мой любимый писатель, и мне он сейчас как-то не очень вспоминается. Что до "Выигрышей", то там в конце действительно чего-то не хватает, а именно - всего, что ожидалось в начале. Но в этом-то и фишка!
Засим разрешите откланяться.
- Вот оно, мое поколение-то какое, оказывается. Вот не зашла
бы в ДК, так бы, может, и не узнала... Ну я вот завтра
опять буду выпивать за итало-франко-немецко-российскую дружбу, теперь уж другими глазами на них буду смотреть,
повнимательнее!
- Я ведь по заграницам не ездил, сужу об экспортном товаре... Могу еще более интересную историю рассказать. Дело было летом 1989 года в "Химере". Это была такая летняя школа для продвинутых юных химиков - победителей олимпиад и тп; устраивалась она людьми из МГУ. В том достопамятном году там проводили время еще и юные биологи, и, почему-то юные филологи. Лагерь наш располагался на берегу Плещеева озера, напротив Переславля; места, как мне сейчас вспоминается, совершенно волшебные - белый город на далеком холме, свет высоких звезд по дороге домой. А время было самое перестроечное - народная дипломатия, Саманта Смит и т.д. Соответственно, у нас в "Химере" присутствовали и иностранцы - французы, бельгийцы, канадцы; все франкоязычные почему-то. Поселили их вместе с девочками, в кирпичных корпусах (нетрудно догадаться, что за этим последовало); простые же русские люди, напр., я, жили на берегу в палатках. И был среди этих галлов такой белобрысый Альбер; мало того, что он, извините за конкретность, всех девок отымел, какие ему нравились, он еще и любому парню мог за просто так заехать в рыло. И ему за это ничего не было - никто ведь не будет драться с иностранцем.
Вот так я и познакомился с французами.
- В "Выигрышах" мне не нравится композиция романа (сам сюжет, динамика, и концу чего-то не хватает). Т.е. я понимаю, что
это аллегория, но мне это кажется
искусственным. Характеры хорошие, но по сравнению с
"Игрой в классики" более внешние, кинематографические.
Объяснить аргументированно, за что любишь, по-моему, невозможно.
239718 ""
|
2002-03-01 22:42:14
|
[12.234.213.7] К.Крылов |
|
- Дедушке Коту аналогично.
- Что касается моих штампованных взглядов - может быть, они
и штампованные, но мои. Я никогда не читаю предисловий,
критики и прочего до того, как у меня сложится свое мнение
о прочитанном. И вообще мне совершенно все равно, кто
считается в мире великим, а кто нет. Вот, например, я считаю
очень хорошим поэтом Радуле Стийенского, а не знаю, слышал
ли кто в ДК о таком.
- Пол, Вы меня прямо шокировали. Преклоняюсь перед Вашим
опытом и больше не буду эту богему защищать, ну ее.
Мои знакомые прикидывались более невинными. Мы бродили
по Парижу, пили в старых погребках, в одном месте пытались
захватить пианино и сыграть, но не имели успеха, разговаривали о поэзии, музыке, науке, философии и смысле
жизни, танцевали до утра, и если метро еще не было открыто,
спали на полу в комнате у того, чей дом был поблизости, на спальниках по-походному, без всяких там дополнительных
изысков. А у Вас прямо Марсель Пруст какой-то, извините
за выражение.
239715 ""
|
2002-03-01 22:16:02
|
[12.234.213.7] К.Крылов |
|
- О красоте.
Прекрасное Калифорнийское утро, сейчас все цветет, цветут эвкалипты завезенные из Австралии, они здесь прекрасно прижились и уже есть настоящие эвкалиптовые леса, цветут они красными и желтыми цветами и благоухают. Цветут яблони и японские сливы, но более всего заметны цветущие магнолии. Здесь они другие нежели, в Никитском ботаническом саду, где я их впервые увидел. Местные магнолии стоят совершенно голые без листьев, только цветы и этим напоминают Ботичелевскую
Венеру.
Вчера сделал несколько ужасно пошлых, красивых снимков, такие только в офисе или в кафе вывешивать - цветущие магнолии и Гуверовская башня на заднем плане, этакий фаллический символ Стэнфорда. Американский аналог пруда с лебедями.
Полное смешение флор и наций, такова Калифорния, постепенно привыкаешь к разным типам лиц и начинаешь понимать красоту по другому.
Красота, она присутствует везде и в мире неживой природы - группы симметрии, прекрасные кристаллы, но особенно разнообразна она в живой природе, где проявляются и другие виды симметрии L5, L13 совершенно невозможные в кристаллах. Говорят (и правильно говорят), что карта не правильна, если она не красива, думаю, что это так, ведь карта это практически всегда отражение наших представлений о... И
если они могут быть представлены красиво, то значит, что-то такое в нас - неправильное. С опытом приходит ощущение правильности основанное на красоте.,p>
В живой природе основание красоты спрятано достаточно глубоко, оно в красоте двойной спирали. Вы только подумайте как это красиво огромная структура свернутая в двойную спираль. Да геном человека расшифрован, но не понят, как не понята до конца и природа красоты, но в любом случае она несет ген правильности.
Женская красота - даже страшно набирать следующие слова и строчки - это целая Вселенная, кто только не высказывался по этому поводу. Но в этой красоте заключено слишком много, слишком много для всей жизни на Земле, чтобы просто так оперировать цифрами. Тут и падение Трои и невиданный расцвет одного из биологических видов, угрожающий исчезновением всех других и выбор наших спутниц жизни и выбор самой
жизни.
Ум - добавляет красоте очень много, и со временем начинает играть все большую и большую роль, таким образом к 40 годам, все умные женщины становятся красавицами, абсолютно все.
Вчера был на лекции, для аспирантов и пр. люда, читала профессор Э.Миллер, ей около 50, неправильные черты лица, простая одежда, в молодости была хиппи, жесткий характер. В разводе, бедная профессорша, у нее бывший муж сначала отсудил одного пацана, потом другого, мотивируя это тем, что у него доходы выше, и она профессор Стэнфорда не сможет обеспечить достойное его существование. Потом бывший муж женился и пошли новые дети (2), он подал на Элизабет на алименты и выиграл. Теперь она, чтобы увидеть своих детей мотается в Санта Барбару (5 часов, если очень, очень быстро ехать) и еще алименты ему платит...
Обратная сторона эмансипации...
Всегда извиняется передо мной, уезжая в пятницу, что мол некогда заниматься наукой - викенд с детьми. Я киваю, а сам иногда рад, потому как передышка, потому что когда она начинает работать я за ней не успеваю. Просто так профессора в Стэнфорде не дают...
Лекция была о коровых комплексах Кордильер, где Миллер съела, нет не кота, а собаку.
Как же она была красива, рассказывая об этих странных образованиях.
Правильно говорят, что если женщина некрасива к середине жизни, то она скорее всего просто дура. И никакие статистические подсчеты не помогут, просто все красивые женщины средних лет все умницы, каждая по своему, абсолютное совпадение множеств.
Все, заканчиваю, нужно еще разрез по Маметчинскому полуострову, что в Пенжинской губе Охотского моря нарисовать, одна московская девушка по имени Марианна, еще 20 дней назад просила, но разрез должен получится очень, очень красивым, ведь только тогда он будет правильным...
- Здравствуйте, Кошка Катя! Должен с извинением заметить, что Ваши взгляды на литературу довольно сильно напоминают штампы. И, к сожалению, оценочные суждения вроде \\"Выигрыши" не особенно удачная вещь вообще\\ cубъективны и малоинформативны. Я же, со своей стороны, как честный пионер, стараюсь аргументировать свою точку зрения. В "Выигрышах" я вижу каждого персонажа, как живого, да и вообще, эта вещь захватывает; что же до "Классиков", то я, признаюсь, дочитал их с трудом. Можно, конечно, назвать "тоской" это бессмысленное taedium vitae Оливейры, но я бы не стал :)
Тем не менее, у нас, насколько я помню, общие взгляды на творчество Экзюпери.
PS. А с французами мне случалось общаться; приходилось даже долгое время делить с одной парижской богемной девушкой общую возлюбленную. Селяви.
- У меня противоречивые чувства. Уж очень серьезная тема.
Характеры и лица живые. Но когда читаешь, то все время
кажется, что главный герой остался все тем же мальчиком,
которым был до войны; этого не могло быть. Как будто единственное, что случилось с ним на войне - это физический ожог. Может быть, мне и не стоит об этом судить, так как
знать я об этом, к счастью, ничего не могу, но, по-моему,
убивать других людей и видеть смерть ежедневно нельзя без того, чтобы совершенно не измениться душой. Может быть,
можно преодолеть это отчаяние и пустоту, не знаю. Он пьет,
но, может быть, стоило бы более точно описать его состояние.
А может быть, я и совершенно неправа и даже не надо было
писать этот пост. Что-то сказать мог бы, наверное, только
тот, кто вернулся оттуда.
- Глубокоуважаемый Кот Василий!
Осмелюсь заметить: сколько себя помню, всегда был женат на умных-красивых женщинах (одновременно-одномоментно). Ваш родственник - Дедушка Кот с хвостом ящера, рептильный обскурант.
- Здравствуйте, Пол! Ну Вы даете! Интересно, у нас есть
какие-то общие взгляды на литературу?
У Кортасара хорошо сделанные рассказы, в большинстве
случаев интересные, но не более. "Более", это, с моей
точки зрения, "Секретное оружие", "Слюни ангела", и еще
есть рассказ про гениального джазиста, забыла название.
"Игра в классики", с моей точки зрения, стоит на порядок
выше всего остального, что я читала у Кортасара.
Это изумительно сильная вещь, переполненная терпкой тоской,
утраченной, но живой любовью и ласковой иронией.
"Выигрыши"
не особенно удачная вещь вообще.
Что касается прозы Горловой, свое мнение я уже высказывала и
повторяться не стану лишний раз, но меня просто поражает,
как Вы не видите, что напряженность ее рассказов доходит
до боли.
P.S. Пол, парижская богема далеко не так плоха и ординарна, как Вам кажется. Поверьте на слово.
- Я поначалу хотел воскликнуть - какая пафосная статья. С другой стороны - науке нужен пи-ар ничуть не меньше чем любой другой области жизнедеятельности человека.
Причем я не буду говорить про финансирвоание - не в денги все упиратеся (хотя ими и заканчивается), просто нужно доказывать необходимость науки, ее социальную легитимность.
С другой стороны - понятно желание боротся науки с лженауками - лженауки представляют отнологическую угрозу самой науке.
Но вот одного в толк не могу понять - чем астрологический прогноз хуже сотового телефона или атомной бомбы - и то и другое создано для, т.с. улучшения как физического, так и психического самочувствия обывателя.
Ведь чем можно еще доказать легитимность науки, кроме как "заботой о человеке".
Без науки человек проживет, замечательно проживет, что в гашей жизни изменилость после того как построили эти гигантские ускорители? По сравнению с чумом шамана? С тех порн - неичего не изменилось, кроме условий жизни.
А если критерий - это полезность науки, то лженаука - это миф, есть полезное и неполезное, и что неполезное - само исчезнет.
239709 ""
|
2002-03-01 21:40:28
|
[130.126.108.45] Ataraxia |
|
- Milij kot Vasya, vy pishete:
Veroyatnost' byt' krasivoj zhenschinoj - 1%
Veroyatnost' byt' umnoj - 0.1%
Odna zhenschina iz 10000 - krasiva i umna.
Pushistik, chto u vas s matematikoj?
- все-таки музыка удивительная штука, сижу, слушаю Вивальди времена года,
в голове проносятся отношения к прошедшим событиям и мыслям и
довольно сильно грустно ингода... Выстраивается нить отношений к событиям
согласно звукам мелодии. Вот уж удивительная вещь. ... Совершенно
реально, ничто так ясно и подлинно не заставляет думат за жизнь,
как некоторые мелодии... Иные как кружева какие-то, другие еще что-то
молча рисуют, удивительно вобщем.
торжественный вполз
- Вообще говоря, существуют некоторые объективные законы литературы. Борхес справедливо отмечал, что роман держится на характерах, рассказ - на ситуациях. Поэтому, напр., у Кортасара все романы, кроме "Выигрышей" (выходили также под названием "Счастливчики") такие скучные - он умел выдумывать ситуации, а характеры - нет (это действительно чрезвычайно сложно), и, видимо, брал их с натуры. И когда он жил среди парижской богемы (а все они люди примерно одинаковые, с небольшими вариациями), ярких характеров ему взять было неоткуда; соотв., "Классики" - зевотная попытка растянуть ситуацию на роман, все психоделические моменты не спасают. Нет противоречивых характеров - нет конфликта =>> нет движения.
А в "Выигрышах", написанных еще в Аргентине, есть и яркие характеры, и ситуация там весьма удачна. То же самое можно, кстати, сказать о "Графоманах" В.Хлумова.
Вот поэтому мне и понравился рассказ Орловой - в нем есть живые люди и напряженная жизненная ситуация, впрочем, изначально тяготеющая к финалу самой себя. А, скажем, у Н.Горловой, от которой здесь некоторые просто млеют, характеры какие-то аморфные, и, несмотря на энергетически богатую ситуацию (русские и мусульмане живут в одной деревне), сюжета у нее практически нет. У нее вообще ничего нет, кроме вялотекущего малахольного повествования без начала и конца. Ассоциативно напоминает задачу о блуждающем пьянице из тервера - на какое расстояние от исходной точки удалится путник, если направление каждого следующего шага задается случайно? Для тех, кто не знает - корень из N, где N - длина шага. При N стремящемся к бесконечности (или равном 1). Недалеко, короче :)
- Вы, дорогой кот Вася, не только мизантроп,
но еще и пессимист. Кот-меланхолик - это еще хуже, чем
женщина-математик.
- Уважаемый Шурале - по Вашему ценнейшему указанию меры приняты, выщли на базу. Идут интенсивные консультции ЮВ Азия - С Америка по сложившимся чрезвычайным обстоятельствам.
- Вдруг кому-либо любопытны мои стишки:
http://www.art.kolohouse.ru/pages/works/prigodich_01
Дорогой Юлий Борисович!
Карл Поппер (я прочел в свое время "Открытое общество и его враги") - превосходный писатель-фантаст.
- Память странно устроена - иногда месяцы выпадают из памяти,
иногда по прошествии многих лет помнятся дни и минуты.
Вот одна из таких картин. Лето, ближе к вечеру.
Бессарабский дворик, тени листьев
старой толстой шелковицы перемешаны с золотым солнцем,
дрожат и перетекают друг в друга в белой пыли. К шелковице
прикреплены желтые качели. Мне семь лет. Дедушка, высокий,
крепкий, немолодой, красивый, раскачивает меня и, делая
страшные глаза под густыми черными бровями, декламирует:
...Качает и смеется,
Вперед - назад, вперед - назад,
Доска скрипит и гнется,
О сук широкий трется
Натянутый канат.
Снует с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И черт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.
...
В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!
...
В качестве иллюстрации к концу стихотворения я была поднята
высоко в воздух и бережно "уронена" на землю. Вот с тех
пор я и люблю Сологуба...
Мне кажется, что Сологуб - может быть, единственный
настоящий декадент в русской литературе. Его сумрак и
мрак не театрален, и отчаяние истинно, хотя не заявляет
о себе громкими восклицаниями.
- Очень крепко, очень знакомо.
- Сергей Сергеевич, не верить Марксу - это еще не все. Еще хуже верить Попперу.
- Уважаемый Андраник, говорить о том, что некая женщина - не совершеннейшая идиотка, не следует. Это обидно для женщины.
Экий Вы, право, неотесанный.
Назад
Далее