Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"
Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

07.05.2025
16:12

Распыление аэрозолей с Boeing 777F снизит температуру на градус

    Если в течение двух лет распылить 21 тонну оксида серы на 60 градусах северной и южной широт, задействовав 102 авиалайнера Boeing модификации 777F, то среднюю температуру на Земле можно понизить на целый градус. Это приведет к усилению кислотных дождей и неравномерному охлаждению, но не потребует разработки специальных самолетов, а значит, такую стратегию можно реализовать всего за несколько лет. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Earth’s Future.

    Снижение антропогенных выбросов парниковых газов лежит в основе всех рекомендаций по смягчению последствий потепления, но это не единственный способ охладить климат. Аналогичного эффекта можно достичь напрямую с помощью распыления аэрозолей, которые усиливают отражение солнечной радиации. Один из наиболее распространенных видов введения аэрозолей — их распыление в стратосфере (Stratospheric Aerosol Injection, SAI). Он предполагает распыление аэрозолей в стратосфере на высоте около 20 километров с помощью специально разработанных летательных аппаратов, которые могут находиться на такой высоте. Впрочем, с приближением к полюсам высота тропопаузы снижается до 10 километров и даже ниже в летнее время, и не выходит за пределы технических барьеров для коммерческих авиалайнеров и бизнес-джетов.

    Ученые под руководством Алистера Даффи (Alistair Duffey) из Университетского колледжа Лондона оценили эффективность применения SAI в высоких широтах с помощью различных летательных аппаратов. В модели UKESM1 (UK Earth System Model) они симулировали ежегодное впрыскивание 12 тонн оксида серы на протяжении двух лет (2035-2036) в пяти точках — от 30,625 до 70,625 градуса северной и южной широт с шагом 10 градусов на гринвичском меридиане. В стратосфере оксид серы преобразуется в серную кислоту.

    Распыление аэрозолей предполагалось на семи различных высотах. Отметки 12,2 и 12,9 километра покрывались использованием коммерческого авиалайнера Boeing 777F, высоты 14,1 и 15,4 километра — бизнес-джетами Gulfstream G600, а высоты 16, 18 и 20,2 километра предполагали разработку специальных самолетов. Авторы отметили, что проектирование таких конструкций, их сертификация и производство полноценного флота могут занять до 20 лет, в то время как модификация существующих самолетов может быть выполнена за несколько лет.

    Расчеты оптической толщины аэрозолей, времени их жизни и эффективного радиуса показали, что наиболее эффективной стратегией охлаждения является распыление аэрозолей в субтропиках (30 градусов северной и южной широт) на высоте 20,2 километра, что требует больших вложений в создание специального флота. С ростом высоты впрыска эффективность SAI росла на всех широтах за счет увеличения времени жизни аэрозолей в стратосфере. Однако эффективности в 35 процентов от субтропического уровня можно достичь, если распылять аэрозоли на 60 широте и выше на уровне 13 километров с бортов существующих Boeing 777F.

    Охлаждение средней температуры на градус Цельсия в рамках низковысотной стратегии в приполярных широтах потребует 21 тонну SO2 и 102 самолета Boeing модификации 777F. Чтобы достичь того же эффекта через SAI в субтропиках, понадобится 7,6 тонны SO2 и 259 специализированных самолетов, которые пока не доступны. Авторы отметили, что низковысотная стратегия эффективнее охладит климат в полярных областях, в меньшей степени поможет ослабить потепление тропиков и потенциально усилит кислотные дожди в высоких и средних широтах, зато может быть начата быстрее уже доступными самолетами.

    Недавно ученые открыли еще один механизм охлаждения, который сопровождает SAI, и назвали его диффузионным осветлением облаков. Если распылить аэрозоли в стратосфере на высоте 20–21 километра, то они не только отразят часть солнечной радиации обратно в космос, но и будут рассеивать свет, из-за чего тот упадет на облака под более крутым углом и повысит альбедо облаков примерно на 10 процентов.

    По информации https://nplus1.ru/news/2025/05/06/sai-aircraft

    Обозрение "Terra & Comp".

Помощь корреспонденту
Кнопка куратора
Добавить новость
Добавить новости
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100