Новое исследование Еврейского университета в Иерусалиме предлагает основанное на фактических данных объяснение одного из самых значимых поворотных моментов в истории человечества: неолитической революции, связанной с мировым триумфом сельского хозяйства.
Согласно исследованию, проведенному под руководством профессора Амоса Фрумкина и опубликованному в журнале Journal of Soils and Sediments, масштабный экологический коллапс, вызванный лесными пожарами, вызванными изменением климата, и ускоренной эрозией почвы, мог сыграть прямую роль в том, что более 8000 лет назад доисторические общины на юге Леванта отказались от охоты и собирательства в пользу земледелия.
Это последнее исследование бросает вызов традиционному взгляду, что развитие сельского хозяйства было постепенным культурным новшеством или чисто человеческим ответом на меняющиеся социальные или экономические потребности. Вместо этого оно представляет неолитический сдвиг как более срочную и реактивную адаптацию к быстрым и резким изменениям окружающей среды.
Фрумкин и его команда использовали междисциплинарный подход для построения своего дела, опираясь на записи осадочных пород озер, пещерные натечные образования, уровни воды в Мертвом море и профили почв по всему региону. Среди наиболее показательных показателей было наличие микроскопических частиц древесного угля, свидетельствующих об интенсивной лесной пожарной активности в раннем голоцене. Эти пожары, по-видимому, были вызваны участившимися ударами молний от сухих гроз, погодным явлением, связанным с орбитальными изменениями солнечной радиации в то время.
«Эти пожары, вероятно, очистили большие площади от растительности и ускорили эрозию почвы на склонах холмов», — сказал Фрумкин. «Большая часть этой эродированной почвы скопилась в долинах, создавая плодородную и хорошо орошаемую среду, идеально подходящую для раннего земледелия».
Экологическая трансформация, описанная в исследовании, совпала с климатическим событием, которое началось 8200 лет назад, отправной точкой для периода, отмеченного внезапным похолоданием и климатической нестабильностью на большей части Северного полушария. Это событие уже хорошо известно среди палеоклиматологов как потенциальный триггер для сдвигов в моделях расселения людей, но исследование Фрумкина добавляет важные детали о том, как эти сдвиги могли разворачиваться на земле в Леванте (современные Палестина, Израиль, Иордания, Ливан и Сирия).
Цепная реакция, вызванная этим событием, была обширной. Поскольку лесные возвышенности были опустошены пожарами и наводнениями, вызванная деградация почвы сделала традиционную охоту и собирательство менее жизнеспособными. Популяции животных, вероятно, сократились или переместились, а разнообразие растений, возможно, сильно сократилось. Напротив, долины — теперь покрытые богатой питательными веществами, переработанной почвой — предлагали новые возможности. Эти низменные области удерживали воду и имели плодородную почву, что делало их идеальными для посадки и, в конечном итоге, для постоянного поселения людей.
«Это не было постепенным культурным развитием», — пояснил Фрумкин. «Это был ответ на экологический коллапс. Основы сельского хозяйства в этом регионе, вероятно, были заложены по необходимости, а не в результате изобретения».
Археологические свидетельства, по-видимому, соответствуют этому экологическому повествованию. Многие из самых ранних неолитических поселений в южном Леванте сосредоточены в регионах с глубокими почвенными отложениями, особенно вдоль долины реки Иордан. Эти места свидетельствуют о том, что люди намеренно выбирали области, измененные эрозией, места, где плодородие почвы и доступность воды были естественным образом улучшены.
Эта новая интерпретация добавляет сложности к более широкому вопросу о том, как и почему возникло сельское хозяйство. Она предполагает, что люди могли обратиться к сельскому хозяйству не потому, что оно было сразу лучше или проще, чем собирательство, а потому, что старые способы жизни больше не были устойчивыми в изменившейся среде. Другими словами, сельское хозяйство было адаптацией, время которой пришло.
Хотя гипотеза Фрумкина, ориентированная на лесные пожары, обеспечивает убедительную экологическую основу, это лишь одна из нескольких основных теорий, предложенных для объяснения происхождения сельского хозяйства. Каждая из них предлагает свой взгляд на этот поворотный момент в истории человечества, хотя эти конкурирующие теории не являются взаимоисключающими (окончательная истина, вероятно, сложна и многослойна).
Одной из самых ранних является гипотеза оазиса, популярная в начале 20 века. Эта теория утверждает, что засушливый климат после ледникового периода сконцентрировал людей, животных и растения в одних и тех же немногих пригодных для жизни зонах, особенно вблизи надежных источников воды. Сторонники утверждают, что в этих переполненных оазисах люди начали одомашнивать сельскохозяйственные культуры и животных, чтобы обеспечить себе стабильное продовольствие.
Теория давления населения предполагает, что земледелие возникло, потому что количество людей в регионе превысило то, что окружающая среда могла прокормить посредством собирательства. Земледелие в данном случае является технологическим решением демографической проблемы. Однако свидетельства из некоторых ранних неолитических поселений указывают на то, что плотность населения не обязательно была выше, чем у соседних сообществ собирателей, что вызывает сомнения относительно того, могло ли одно только давление населения стать причиной изменений.
Культурные и символические объяснения также играют свою роль. Социальная или ритуальная гипотеза предполагает, что сельское хозяйство эволюционировало для поддержки новых форм социальной сложности, таких как пиршества, религиозные ритуалы или конкуренция за статус, которые требовали большего излишка пищи. Согласно этой точке зрения, раннее земледелие, возможно, было меньше связано с выживанием и больше с социальной сплоченностью и идентичностью. Эти теории сложнее проверить археологически, но они подтверждаются открытиями общинных структур и церемониальных артефактов в некоторых из самых ранних земледельческих общин.
Наконец, модель коэволюции представляет сельское хозяйство не как изобретение, а как долгосрочное взаимодействие между людьми и их средой. Согласно этой точке зрения, люди начали управлять дикими растениями и животными постепенно, выбирая черты, которые соответствовали человеческим потребностям. Со временем эти виды стали все больше зависеть от человеческой заботы, а люди, в свою очередь, стали зависеть от производительности своей возделываемой среды.
Результаты Фрумкина не отрицают эти теории, но добавляют новую структуру для анализа, основанного на фактически научных открытиях. Его работа подчеркивает, как внезапные экологические стрессоры могли действовать как катализаторы, ускоряя изменения, которые уже происходили, или полностью изменяя направление адаптации человека.
Каждая теория выделяет различные движущие силы — климат, культуру, демографию или экологию — и становится все более очевидным, что неолитическая революция, вероятно, имела несколько причин, различающихся по региону и времени. Тем не менее, то, что вытекает из гипотезы лесного пожара, является напоминанием о том, что человеческие инновации часто были реактивными, сформированными давлением и нарушениями меняющейся планеты. Корни сельского хозяйства могут лежать не только в человеческой изобретательности, но и в нашей способности адаптироваться к кризисам, движимой императивом, связанным с выживанием.
По информации https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/181420-jss-neoliticheskaya-revolyutsiya-mogla-byt-vyzvana-massovymi-pozharami
Обозрение "Terra & Comp".