TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


16.03.2007
15:15

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЛЖЕНИЦЫН

    Беглый обзор статьи А. И. Солженицына "Размышления о февральской революции" Сразу стал читать статью с предубеждением. Во-первых, потому что после триумфального . . .

26.02.2007
12:13

Несколько слов об афоризмах, как жанре прозы и средстве манипуляции

    (По публикации А. Тутукова "АССОЦИАЦИИ, НАСТРОЕНИЯ, РИФМЫ И РИТМЫ") Афоризмы порой прелестные, цитировать их и цитировать. Предисловие показалось тягучим рядом с . . .

15.02.2007
16:44

О российском крестьянине

    (несколько соображений после прочтения статьи В. Кириченко "Остановим изничтожение" Должен сказать, Виталий, что ваш публицистический задор мне импонирует в . . .

21.12.2006
15:02

Человек пишущий (часть четвертая)

    Валерий Куклин ЧЕЛОВЕК ПИШУЩИЙ эссе ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Что есть что Никаких прав ЧП-ему никто не дает, каждый ЧП-ий должен добиваться прав себе сам. Как легко . . .

19.12.2006
12:15

Человек пишущий. Часть третья.

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Кто есть кто ЧП во все времена во всех цивилизациях и во всех народах почитались лицами, обладающими особой харизмой. Таким был Гомер в глазах . . .

08.12.2006
16:27

. Кто есть что (часть вторая)

    Жизненный опыт доказывает, что среди ЧП-их не так много ЧЧ-х в полной мере (самая меткая поговорка, иллюстрирующая данный факт, взята из старого анекдота: ╚Чукча √ . . .

04.12.2006
15:47

Человек пишущий (часть первая)

    Эссе ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Что есть кто Одним из самых нелепых заблуждений человечества является твердое убеждение едва ли каждого знакомого с алфавитом индивидуума, . . .

16.11.2006
16:28

МИР ДЕТСТВА - МИР СКАЗКИ - МИР ЧУДЕС

    Скажите, вы любите читать? Просто так, для удовольствия. Получать наслаждения от встречи со словом, радоваться тому, что автор помог вам обнаружить еще одну . . .

09.11.2006
13:08

Зомби пишут для зомби

    Несколько соображений по поводу одной из нелепых дискуссий на ДК Жизнь эмигрантская √ смерть, если расценивать оную по большому счету. Это особенно хорошо . . .

03.11.2006
18:18

О "Знамя"-носной ксенофобии

    О "ЗНАМЯ"-НОСНОЙ КСЕНОФОБИИ Продолжение беседы с заведующей отделом критики толстого московского журнала Как вы скучны, мамзель, в своем нелепом гневе, . . .

18.10.2006
15:31

Откровения душегуба

    Короткий комментарий Речь пойдет об уникальной по своему цинизму и откровенной мерзостями книге так называемого диссидента из Республики Беларусь Олега . . .

17.05.2006
20:14

КОЛОНДАЙКСКИЕ БУДНИ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ или КУДА ПОДЕВАЛАСЬ ДОБРОТНАЯ РУССКАЯ НОВЕЛЛА, ИМЕНУЕМАЯ ПРОСТО РАССКАЗОМ?

    Памяти Сергея Петровича Антонова, автора повести "Дело было в Пенькове" и других произведений ПОСВЯЩАЕТСЯ Чукча - не читатель, чукча - писатель НАРОДНАЯ . . .

20.03.2006
13:30

Не лгите - и не судимы будете

    Посылая своему веб-мастеру материалы для формирования на сайте www.valerijkuklin.narod.ru рубрики "ЦЕНЗУРА", я обнаружил в завалах своих файлов старое письмо. отправленное три . . .

09.03.2006
12:35

Профессия - русский эмигрант

    ... образ жизни и ситуация, складывающаяся вокруг человека, формирует мировоззрение его и философию в большей степени, нежели образование и чтение книг. Я это . . .

13.02.2006
12:43

О романе, как об акте гражданскому мужества и честности русского писателя (о книге Е. Чебалина ╚Гарем для ефрейтора╩)

    Издан роман несколько раз в полном объеме общим тиражом более двух миллионов экземпляров, в последний раз значительный отрывок книги был опубликован в Волгограде . . .

27.01.2006
17:55

Несколько слов вдогон и по теме...

    (письма к В. Дворцову по поводу его статьи "Король голый!" и Алексею Орлову по поводу его статьи "О фашизме, антисоветизме и информационной войне") Василию Дворцову . . .

16.01.2006
15:41

Казахстан √ поле битвы мировоззрений

     

    Незримо на степных просторах Центральной Азии с переменным успехом идут сегодня невидимые сражения. Еще без применения войсковых подразделений, без грохота орудийных залпов и лязганья танковых гусениц.

    Но линия фронта уже обозначена и победитель получает все, что составляет сегодня казахстанское общество: его прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, сегодня можно говорить о втором пришествии Ислама на просторы казахских степей...

    Речь идет о мировоззрении, которое составляет основу любого общества.

    География, история и природные условия Великой степи сформировали определенный этнический тип - казахов, народ, населяющий огромную территорию Центральной Азии.

    "Засушливую степь мог освоить только пастух, но, чтобы выжить там и процветать, кочевник-пастух должен был постоянно совершенствовать свое мастерство, вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и интеллектуальные качества" Так, по мнению авторитетного английского историка Арнольда Тойнби формировалось номадическое мировоззрение, сохранившееся наиболее полно в казахском народе представляя собою особенность казахского исторического наследия. Имя ему - вера в Аруах. Этот феномен позволял казахам обходится в духовном быту без фиксированных канонических учений, без богословских писаний? cохранять языковое и национальное единство, избегать религиозных войн.

    Но прежде, чем анализировать современные мировоззренческие столкновения, связанные с новой экспансией ислама, необходимо вспомнить историю проникновения его в евразийские степи.

    Первые попытки проникновение учения Мухаммада на территорию Великой Степи относятся еще к 8 -10 векам.

    В 8 веке Хан Мухан в на землях Маверанахра (современная территория Узбекистана, Кара-Калпакии и частично Южного Казахстана) собрал под свои знамена представителей всех религий и мировоззрений (манихейцев, христиан несторианского толка, зороастрийцев, буддистов), в белых одеяниях поверх кольчуг и панцирей дал первый вооруженный отпор завоевателям в лице арабов-мусульман.

    Но уже в
    13-14 веках  ислам пришел на территорию Казахстана с
    безжалостными армиями  Тамерлана
    и  на протяжении  последующих трех веков, он закреплялся
    там, используя все доступные способы утверждения.
    Исламизация
    сопровождалась уничтожением традиционной казахской тенгрианской культуры. 
    
    Разрушалось все, что было связано с прежней номадической культурой, то, что содержало письменную культурную память народа: стелы с руническими
    текстами, бал-балы, священные рощи и урочища. Таким образом 
    предавалась   забвению сама
    древнеказахская (древнетюркская)  письменность   Физическим репрессиям подвергались
    баксы-шаманы - носители традиционной духовности и связники с миром Аруахов - 
    
    хранители исторической и культурной памяти степных народов. Народная
    музыка и песни, как наиболее доступная и удобная форма коллективной
    памяти,  оказалась не угодной муллам -
    кобызы публично сжигались, и даже безобидная домбра
    долгое время оставалась под запретом.

    Исламские миссионеры (более успешные, чем представители других религиозных учений, проникающих в Великую Степь) таким образом, столкнулись с серьезными трудностямиочевники-казахи уже имели достаточно стройное мировоззрение, отвечающее всем потребностям их носителей. Они сохраняли коллективную и историческую память.

    Тогда миссионеры ислама прибегли к достаточно простому, но эффективному трюку: они искусно связали поклонение и почитание Аруах с канонами ислама.

    Они выжидали кочующих казахов в тех местах, где были захоронены легендарные казахские прародители и герои, там, где во время перекочевок останавливались кочевники для поминания своих усопших предков. (Это было естественно для народов ведущих кочевой образ жизни и имеющих определенные маршруты и стоянки в своем жизненном пространстве). В этих местах исламские проповедники и миссионеры успешно разыгрывали роль своеобразных носителей и хранителей памяти о предках и сказителей их деяний. Так семена ислама падали в Казахстане на благодатную почву... Исламские проповедники таким образом проникали внутрь структуры верований казахов и занимали важные позиции в иерархической системе духовного управления казахских родов.

    После вхождения
    Казахстана в состав России, (1731г), исламу фактически  открылась 
    административная, имперская дорога дорога в Великую Степь.
    Российской империи было "удобнее" иметь в своем подданстве не
    кочевников, а более управляемых оседлых
    пастухов.
    С  целью принудительного перевода казахов от
    кочевого образа жизни к оседлости, по специальному указу императрицы
    Екатерины II, были посланы сотни  татарских мулл  для обращения  казахов-кочевников в ислам. Расчет был
    прост: ислам предполагает оседлый образ жизни. Была предусмотрена система
    льгот и преференций, татарам на откуп были отданы целиком торговля,
    ростовщичество, образование и ритуальные услуги. Это привело к массовой
    миграции татар и узбеков в Казахстан, в результате чего создалась особая
    каста священнослужителей (род Кожа, ведущий, якобы, свое происхождение от
    самого Пророка). Произошла своеобразная "татаризация"
    орды.
    .Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно
    грозит нам разъединением народа в будущем..." Писал об этом казахский просветитель,
    друг Достоевского, известный ученый и путешественник  Чокан Валиханов. Так  что, скорее
    ислам  временно приспособился к
    верованиям казахов, чем вера в Аруах изменилась в пользу этого религиозного
    учения

    Оставаясь неизменным, Аруах принимал в Казахстане внешние формы то ислама, то христианства, то атеизма. Со временем, эти основы начинали частично разрушаться, лишая кочевой народ традиционных доминирующих основ исторических и духовных понятий памяти. Образование казахов теперь строилось на основе медресе при мечетях, где татарские муллы "образовывали" народ в пользу ислама. Грамотность для казахов XIX века начиналась с вязи арабских букв. Руническая письменность и великие творения древнетюркской литературы, таким образом, исчезали уже с памяти народа. Сохраняясь только в героических эпосах и в поэзии народных поэтов.

    В советский период развития Казахстана распространение
    ислама в его ортодоксальной форме было надолго приостановлено. Сохранялась
    лишь его внешняя,  обрядовая
    сторона,

    После распада Советского Союза и господствующей идеологии произошел всплеск религиозного самосознания.

    Первая волна спала к десятилетию суверенного Казахстана, но за указанный период агрессивные формы религиозного догматизма оттолкнули от себя значительную часть казахов. Тогда были избраны иные формы воздействия - посредством воздействия на незрелое сознание так называемой творческой интеллигенции страны. Исламские эмиссары принялись щедро оплачивать теле - и радиопередачи, издание книг и газет, привлекая и покупая все новые и новые "говорящие головы".

    Арабское проникновение в Казахстане, как нефтедобывающую страну, очевидно. Внушительные денежные средства щедро направляются на создание инфраструктуры ислама - мечети, медресе. Широкое распространение получила религиозная литература, сформировалась организация обучения и паломничеств к мусульманским святыням. Единственным реальным, сдерживающим форпостом этого проникновения, пока еще остается традиционная вера казахов в Аруах, принявшая в свое время мягкую форму ислама, свободную от религиозной нетерпимости, тесно связанная с национальным самосознанием и народным бытоустройством.

    Современные политические интересы определяют территорию Казахстана сферой интереса всех сторон света. Победителем окажется тот, кто "овладеет массами". В нынешней политико-экономической ситуации авторитарного государства идея исламского социального равенства окажется весьма соблазнительной для миллионов обездоленных.

    Одним из вождей исламской экспансии является генерал Комитета Национальной Безопасности Казахстана Кайрат Сатыбалды. Он считает, что только ислам способен решить социальные и национальные проблемы Казахстана. Дважды он совершил хадж в Саудовскую Аравию, в Мекку. То есть первый раз за себя, как мусульманина, а второй - за своего покойного отца, погибшего в автокатастрофе, брата ныне здравствующего Президента Нурсултана Назарбаева, получившего, кстати, новый семилетний мандат народа на управление страной.

    Кайрат Сатыбалды, представляя одну из групп влияния на политическую жизнь республики, основал движение "Ак орда", что в переводе означает "Белая ставка", и одной из провозглашенных его целей является, образно говоря, "мусульманизация всей страны"

    Казахстанское общество, традиционно светское по своему духу, тесно связанное со сводом естественных законов Аруаха, сталкивается сегодня с экспансией так называемого "чистого ислама". Учитывая высокий ранг и родственные узы Кайрата Сатыбалды, чиновники всех уровней и нанятые литераторы и ученые поддерживают все его начинания. К их услугам студенческие аудитории, страницы финансируемых государством газет и журналов, телеканалы...

    В казахстанском обществе все же существует отчетливая позиция упорного сопротивления ортодоксальной исламской экспансии, как политики лишения народа национальной идентификации. Это происходит на уровне народной "катакомбной культуры", которую выражает светское духовное движение "Аруах". Его руководитель - художник-педагог Айдархан Сихаев подвергался нападениям и избиению со стороны воинствующих исламистов-вахабитов. В числе сторонников "Аруаха" - представители всех слоев общества, разных национальностей и вероисповеданий. Всех их объединяет и связывает прошлое, настоящее и будущее казахстанского общества.

    Президент Назарбаев занимает нейтральную позицию, но его стремления по созданию столицы Астаны, как международного духовного центра религий и духовного согласия могут быть подорваны самым неожиданным для него способом: изнутри, усилиями его близкого окружения. Что же касается России, то при традиционном великорусском шовинизме, свойственном и современному Кремлю, все вышесказанное кажется лицам, ответственным за международную Российскую политику, не достаточно важным, а потому, мне кажется, не стоит удивляться, что в скором времени Россия потеряет в качестве союзника и верного друга вслед за Югославией и Ираком еще и Казахстан. Вот это-то и станет катастрофой для России окончательной, повлечет за собой целую цепь трагедий, которые уничтожат славянскую культуру и цивилизацию.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
266959  2006-02-10 06:08:28
Azamat
- Выражатся корректно с такими псевдописателями трудно,но Я постараюсь."Дорогой",не зная истинную историю и быт наций не надо было писать о роде Кожа так не верно!Факты и доказательства неверности ваших слов приведены истории управления Казахской земли,советую почитать!

282061  2008-06-13 12:23:51
Jack B.Z.
- Да уж... Наворотил автор... По теме: 1. Республика Казахстан признана самым толерантным в религиозном отношении государством в мире (ЮНЕСКО 2002 год). У нас запрещены только Аун-Синрике и ваххабизм (кстати, в статье обраное). 2. Большинство населения Казахстана вообще атеисты и считают себя мусульманами или православными исключительно в силу традиций. 3. Для того, чтобы понять ситуацию в Казахстане, нужно пожить здесь лет 10-15. 4. Может автор сможет ответить, почему русские из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии едут на ПМЖ не в Россию, а в Казахстан?

282095  2008-06-14 21:06:32
vladimir
- Jack B.Z от Владмира Полностью с Вами согласен. Сидит девочка на остановке.Брючки,пиджачек,туфельки и всё нежно зеленоватого цвета. А на башке пенджаб.(может что то путаю-в смыле терминалогии.ну такой платок, лоб закрывает до ресниц, а внизу да подбородка ) А рядом ровестницы. Короткие маечки,юбочек вообще трудно увидеть.(ну такие короткие),мобилы,почему-то в руках,оживленные.И такие же казашки. Они ее не видят,она их тоже.Как мне стало её жалко. Зачем они уродуют своих детей. Почему изолируют их от совр менного общества?Если спросить эту бедняжку-ты дейсвительно хочещь в средневековье,в гарем,в рабство?.Что ответит? Да ничего. Она вообще не поймет о чем речь. Таких единыцы. Это на юге казахстана. Категорически с Вами уважаем Jack B.Z.согласен. Эти товарищи не дождутся понаблюдать Казахстан средневековый.

290309  2009-10-18 14:11:53
- Да сейчас на территорий Казахстана увеличивается количество вахабистов.Это течение в исламе считается не правильным.Прочитайте Коран если хотите узнать настоящий ислам.

290315  2009-10-19 11:34:37
Валерий Куклин
- К 290309

Я не понял вашего комментария. Вам что-то не понравилось в этой статье или вы решили заняться пропагандой текста корана среди русских литераторов? Какой из известныъх двух академических русских переводов с арабского на русский вы предлагаете нам прочитать и даже внимательно изучить? Или вы читалди сам Коран на арабском и советуете нам срочно выучить этот язык? Ситуация в этой статье описана с точки зрения эмитгранта из Казахстана на положение на идеологическом фронте этой страны, и отмечаетсяя, что Ислам на этой территории и среди населяющих ее народов никогда не был доминрующей религией. Вы с этим не согалсны? Поясните пожалуйста, свою позицию. Иначе высказанный вами лозунг имеет свойство идеологической провокации - не более того. Я даже не понял: за ваххабитов вы или против них?

10.01.2006
12:18

Вещую, аки оракул

    Чем дольше живу, чем чаще сталкиваюсь с результатами творчества современных литераторов и политиков, тем чаще убеждаюсь, что ╚умные╩ слова служат человеку для . . .

20.10.2005
12:07

Есенин в Казахстане

    Время разбрасывать камни, время собирать камни. Библия. Книга Эккслезиаста 4 октября в городе Таразе Республики Казахстан открылся новый памятник. Событие для . . .

11.10.2005
13:37

Там, где много лет идет война...

    (о романе Валерия Горбаня "... и будем живы" изд-во " Андреевский флаг", Москва - 2005 год) "Потому что ты не понял главный закон командирской жизни: "Жалеть - значит, не . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100