TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


06.09.2007
16:00

Хвостатый гуманизм на экспорт

    Хвостатый гуманизм на экспорт Четвероногое ОГПУ Есть ли на нашем телевидении отчизнолюбивые передачи? Да полно! И все почему-то на <третьем>. Все две . . .

19.06.2007
14:37

Слишком познер или слишком ранер

    Алексей ШОРОХОВ Слишком познер или слишком ранер? <Времена> не выбирают - в них живут и умирают. Не знаю, как насчёт жизни, а вот затянувшееся <умирание> этого . . .

27.02.2007
12:19

Возвращение в Бронзовый век

    Возвращение в Бронзовый век реплика Президент Эстонии, той самой, что рядом с Латвией, недавно высказался. Бедные Би-Би-Сишные радиослушатели! Они же телезрители . . .

06.02.2007
13:24

Прекрасное должно быть величаво

    Прекрасное должно быть величаво

    <Основы православной культуры> как эстетический феномен

     

    Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту

    Сегодня, когда страсти вокруг школьного курса <Основы православной культуры> опять накалены, хотелось бы вернуться к его основной культурологической  составляющей и напомнить один из древнейших эстетических принципов европейской цивилизации; сформулированный ещё в Древней Греции он звучит так: всё прекрасное добро, и всё доброе - прекрасно!

    Не будем забывать также, что греки - только уже византийские - стали ещё и нашими вероучителями. И не только Богооткровенное учение о Христе Спасителе и Благодать Святаго Духа в Таинствах Греко-Российской Церкви (а именно так до Сталина называлась РПЦ) восприняли мы от эллинов, но и верность основным эстетическим принципам родоначальников европейской культуры.

    Поэтому неудивительно, что Гоголь и Достоевский, Гончаров и Лесков, Толстой и Чехов, Мусоргский и Рахманинов, Саврасов и Нестеров искали эстетически прекрасное и законченное именно и только в нравственном и духовном; удивительно другое: даже в годы кровавого богоборчества и невиданных в мировой истории гонений на Церковь Христову, в годы большевистского чужебесия и омрачения России, подлинные творцы русского слова, русской музыки и русской живописи оставались неизменно верны принципу неразрывной слитности эстетически-прекрасного и духовно-совершенного. Причём - что важно! - оставались верными в перевёрнутом вверх дном (буквально) и залитом кровью мире. Такая эстетическая верность великих наших творцов культуры ХХ века сродни исповедничеству! По сути весь ХХ век в русском искусстве - это литургия верных! Это сияющие посреди русской земли несколько пядей русского неба, незатоптанные толпой эстетических пораженцев и онтологических неудачников с наганами за пазухой: всяких там малевичей, бабелей, сельвинских, светловых-темновых и пр. Для верности духу истории перечислю имена верных: это Есенин и Заболоцкий, Клычков и Пришвин, Леонов и Шолохов, Филонов и Корин, Рубцов и Распутин, Свиридов и Гаврилин, Бахтин и Лосев и многие другие творцы эстетического пространства России минувшего столетия.

    Они не выбирали между пролеткультовской красной икрой и номерами в отелях эмиграции, выбор был проще: петля или пуля, как у Есенина и Клычкова или краснозвёздочные деревянные номера ГУЛАГа, как у Заболоцкого и Лосева.

    Но именно Николай Заболоцкий сформулирует в своих стихах неизменность эстетической тематики русской культуры:

     

    А если это так, то что есть красота
    И почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

     

    И именно Алексей Фёдорович Лосев, ослепший на Колыме, но прозревший духовно и тайно принявший монашество, именно Лосев - один из самых глубоких и всестороннейших философов ХХ века, напишет многотомную историю Античной эстетики на русском языке, подтверждая этим пронесённую нами через столетие верность основополагающим принципам Православной культуры Великой России.

     

    Опыт различения духов

    Сегодня Русская Православная Церковь видимо торжествует победу над десятилетиями гонений и атеистического слабоумия. Но, увы, в подобную оценку всегда почему-то закрадывается слово <казалось бы> Может быть, потому что разница между нынешним <светским> и бывшим <советским> государством чудовищно мала и измеряется всего лишь одной буквой <о>, выпавшей из слова <советский> за годы <реформ>?

    Ведь, казалось бы - выбирая между Храмом Покрова на Нерли и <Макдональдсом>, между <Метелью> Свиридова и шаманскими завываниями современности, сдобренными генетически модифицированным электрозвуком, выбирая между осияной музыкой цвета у Саврасова и мрачной адописью постмодерна и компьютерной готики любая нормальная душа человеческая отзовётся на прекрасное. Казалось бы Но действительность показывает другое и будущие жители России, в огромной своей массе, выбирают <Макдональдс> и компьютерную готику в качестве эстетического идеала, <дебильники> на ушах и людоедские <там-тамы> с электронными камланиями - в уши; вместо Рубцова и Крупина - сквернослова и блудописца Ерофеева вкупе с сорокиными, мураками и прочими, несть им числа!

    И не их в том вина! Большинство семей, сложившихся под красным флагом или уже под нынешним триколором просто не в состоянии воспитать в своих детях генетически непрерывное чувство прекрасного, в силу необразованности, в силу собственной всеядности или просто тупого безразличия. Но даже тем, кто пытается <восстановить времён разорванную связь> - очень трудно противостоять катку масс-культуры и трамбовальной машине ТВ, не говоря уже о всепожирающих нетях интернета.

    Только школа, не отделённая ещё, слава Богу, от государства, но отделённая пока от телевизора могла бы как-то препятствовать дальнейшему оскотиневанию и варваризации нашего общества. И за эти годы, когда наша школа, несвободная ни от общества, ни, тем более, от болезней общества - металась между растлением малолетних на уроках сексуального воспитания и пещерным оккультизмом и астрологией современности, такой курс, рассказывающий об этических и эстетических основах Российской цивилизации, культурологический курс, восстанавливающий в правах прекрасное, изгнанное сегодня на задворки жизни, был разработан Аллой Бородиной. Более того, курс <Основы православной культуры> Аллы Бородиной прошёл долгий и, без обиняков, крестный путь от личной инициативы группы учителей-культурологов - сквозь свист и вой радиослужащих заокеанских демократий, сквозь оскаленную и рыкающую толерантность местных <правозащитников> - до всероссийского и, государственного (!) признания.

    Но свист не смолкает, камни по-прежнему летят - и в разработчицу курса, и в Церковь, и в саму Россию. Те самые камни, которые не успели в нас бросить в 1380-м, в 1613-м, в 1812-м и в 1941-м годах Чему же способствуют те, кто сегодня противостоит введению курса <Основы православной культуры> Аллы Бородиной в наших школах? Да ничему иному, как дальнейшему эстетическому и культурному одичанию наших детей! Ведь именно в мутной водице обезображенного мира, мира, лишённого ясного и чёткого понимания прекрасного и доброго, вербуют они детские души и готовят из них наёмных убийц и террористов-смертников или просто штампуют миллионными тиражами унылых и обречённых: наркоманов-смертников, игроманов-смертников, содомитов-смертников, тупых и ограниченных эгоистов, тоже, разумеется, смертников.

    Что же нам делать? Да просто вернуться к эстетике, к своей, подчеркну, эстетике: их тьме и мутности, их сиюминутности противопоставить нашу вневременную, классическую ясность. И, говоря о детях, вспомнить одного из первых и любимейших детей Великой русской культуры, обладавшего воистину эллинской, александрийской ясностью и подлинной русской глубиной - Александра Сергеевича Пушкина. Он нам завещал: <Прекрасное должно быть величаво > А это значит, что мы не будем отстаивать свою правду и красоту, трусливо взрывая дома со спящими жителями, не будем захватывать роддома с беременными женщинами и школы с детьми, и тем более, не поддадимся на лукавые заявления доморощенных идеологов <Аль-Каеды> и их заморских кураторов. Мы не будем подменять названия нашего культурологического курса, где бы вместо <Основ православной культуры> значилось что-либо невразумительное, вроде <Основ духовно-нравственной культуры> или какой-либо другой квазирелигиозной псевдокультуры. Мы будем учить наших детей тому, что весь культурный мир давным-давно считает единственной и подлинной культурой России: <Повести временных лет> и <Слову о полку Игореве>, <Сказанию о разорении Рязани> и <Задонщине>, Пушкину и Достоевскому, Гоголю и Толстому, Саврасову и Нестерову, Мусоргскому и Рахманинову. То есть тысячелетней многонациональной православной культуре России и её основам!

     

    *Текст выступления на Рождественских чтениях 2007 года

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
271319  2007-02-06 16:34:00
-

271358  2007-02-07 11:42:05
Игорь Крылов
- Смотрел ночью фильм Апокалипсис М.Гибсона. Все-таки не любит он богоизбранный народ. Но суть не в этом. Если бы даже представить на миг, что человек мог бы остаться в джунглях, в первобытной первозданной среде обитания, то здравый смысл говорит, что возврат к этому состоянию невозможен, как невозможно снова стать ребенком. Проблема ведь не в том, что одно хорошо, а другое плохо, а в том, что для любого времени действуют одни и те же законы, но для каждого времени есть свой язык и своя система знаков. Все-таки религия - это язык и мировоззрения другого исторического этапа развития человеческой цивилизации. На этом языке еще многие говорят и думаю, многие поступки продиктованы логикой этих опознавательных знаков. Но время уже перешло Рубикон, и обратного пути нет. Значит нужна новая религия, новый язык, новое мировоззрение. Или точнее, обновленные. А вот хватит ли у нынешнего и будущих поколений духовных сил для создания общего языка, общей веры, общей религии соответствующих времени, вызовам, потребностям - это вопрос открытый. Проблема мне видится в том, что главная задача - рационально переопределить религиозные христианские ценности, не снижая планку для этого культурного прыжка. Нелепо предполагать, что познаваемый мир может не содержать в себе всех необходимых ответов. То, что мы их не можем сформулировать как вопросы и решения - не значит что это непосильная задача. И с попыткой лишить нас этой возможности современная цивилизация все равно не сможет согласиться. Победа будет временной и разрушительной. Нельзя слить веру и неверие в одном флаконе. Оно или должно дать новое состояние духа, или породят взрыв антагонистических сил . По моему мнению нынешние религиозные деятели не слышать этого вызова времени, и хотят загнать энергию взрыва внутрь, связать ее рамками устаревших форм. Проблема ведь не в том, что этот учебник не уместен в школе (светском учреждении), а в том что он вольно или невольно становится камнем преткновения для разных общественных сил, разных мировоззрений. И плохо, что общество тем самым отказывается от продолжения выработки научного мировоззрения хотя бы и параллельно с освоением религиозного опыта. Именно этот отказ и становится главным итогом борьбы вокруг, в общем-то, невинного учебника. Проблема же видится еще и в том, что, несмотря на большое число людей, отказавшихся от знания и вставших на позицию веры, не менее значительное число людей никогда не смогут отказаться от попытки познать то, что волнует их умы. Такова природа человека, и она полностью соответствует его возможностям, как творения. Просто линия разделения на тех и этих проходит через души людей, через все общественные структуры. Проблема же падения нравов и безверия именно в этой раздвоенности, в невозможности для многих выбора какой-то одной стороны. И все это отягощается полным безразличием интеллектуальной элиты к задаче формулирования нового адекватного мировоззрения на новом витке развития цивилизации. Изучение основ нравственности тут конечно не поможет.

02.02.2007
23:35

НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ

     Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом международное литературное жюри выдвинуло . . .

24.01.2007
18:51

тЕЛЕАКАДЕМИКИ-романисты

    Телеакадемики-романисты (Юрий Арабов <Флагелланты>, роман) Грустно мне. Такое ощущение, что смотришь телевизор. Или читаешь. Или читаешь и смотришь. Но . . .

12.12.2006
13:32

Тоже люди...

    Тоже люди (Александр Бондарь. <Ночной Кабак>.  Повести и рассказы, -  Монреаль, 2004 г.) 1. Замороженные девяностые Именно такое чувство испытываешь от прочтения . . .

21.11.2006
21:11

Кабала или каббала?

    Кабала` или каббала? Недавно Литературная газета продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества, и, что . . .

06.10.2006
15:00

И снова об "Основах"...

    И снова об <Основах> Детям и внукам православных, кажется, разрешат изучение основ родной культуры 26 сентября в пресс-центре РИА "Новости" прошел круглый стол . . .

25.06.2006
22:12

Святой Тамерлан и компания

    Всероссийские лжемощи Уж и не знаю, кого определить в шеф-повары наших ведущих государственных телеканалов, но блюда из-под их лёгкой руки выходят . . .

26.05.2006
14:50

Сербия после бомбёжек

    Сербия после бомбёжек (путевые заметки) <В каждом сербе есть немного русского>. Сербская пословица Песничка ясень Существует на земле одно место, где тебя любят . . .

16.05.2006
11:07

Природа отдохнула...

    body lang=RU style='tab-interval:36.0pt'> Природа отдохнула  Если верить молве, природа иногда отдыхает. На детях. Правда, не на всех, а только на некоторых. Когда на родителях . . .

25.04.2006
22:40

Два фильма о любви

    Два фильма о любви* Телевизионные будни последних перед Пасхой недель запомнились мне двумя вещами: сагой об основном инстинкте в исполнении отечественных . . .

29.03.2006
11:34

Мёртвые души Андрея Волоса

    Мёртвые души Андрея Волоса* (Андрей Волос <Аниматор>, роман) <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют Необычайную популярность возымели сочинения Николая . . .

19.12.2005
14:24

Современность и поэзия

    Современность и поэзия Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. С. Есенин Оскудение любви Поэт умирает не от того, что у него отказали почки или . . .

08.08.2005
11:40

Тургенев: русский ответ откладывается...

    Тургенев: русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева, по сложившейся традиции, принято считать гениальным . . .

25.07.2005
22:05

Дорогие европеяне!

    Алексей ШОРОХОВ Дорогие европеяне! (доброжелательная реплика) Подсчитали, прослезились России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей . . .

14.02.2005
13:26

Оправдание поэзии

    Алексей ШОРОХОВ. Оправдание поэзии (Сокращенный вариант опубликован <Литературной газетой> за 9-12 февраля 2005 г. - под заголовком <Веянье тонкого хлада>) 1. К . . .

27.01.2005
14:03

Битва за реальность

    Битва за реальность <А небо осталось точно таким же, как если бы ты и не продался > Егор Летов СПОРЫ О РЕАЛИЗМЕ Недавно Петром Алешкиным был опубликован . . .

28.10.2004
13:01

Козлиная песнь

    Козлиная песнь (Виктор Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1. Первые пузыри По слову Пушкина, художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100