TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину,

    Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899.

    никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию взаимной любви, например, в “Осеннем мотиве”.

    И давайте предположим, что дважды остававшийся на второй год в школе, ушедший из неё с 3-го класса, Борисов-Мусатов всё-таки каким-то образом – ну потом когда-то прочитал, скажем – дошёл до знания философии Фалеса. Тогда что тут у него больше изображено движимое или движущее, пассивное или активное? – Наверно же пассивное. Да? – А из этой антиномии “пассивное-активное” и "возникли боги Фалеса, его демоны и души… “по-видимому, и Фалес, как помнят о нем, принимал душу за движущее начало (за начало движения), ибо он признал душу в магните, потому что магнит движет железо”” (Трубецкой. http://www.odinblago.ru/greece_meta/2). – То есть, при нашем диком предположении о знаниях Борисова-Мусатова демонического в фалесовском смысле в его, скажем, “Осеннем мотиве” нету. – Так?

    Тема демона в связи с Борисовым-Мусатовым возникла для меня из-за Поповой:

    "В русском искусстве Серебряного века ярчайшим воплощением “демонического” явились… застывшие маски, символы. По мнению Д. В. Сарабьянова, это означает остановку, паузу: “Демон замер в позе ожидания и созерцания. Это состояние неподвижности может продлиться долго (если не вечность)” (Сарабьянов, 1993: 54). Этот “знак”, символ получил свое развитие в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова” (https://cyberleninka.ru/article/n/demonicheskoe-v-tvorchestve-v-e-borisova-musatova).

    По Поповой этого абзаца демон у художника пассивен, а не активен, как у Фалеса. А Фалеса я захватил, получается, с гаком при своём вникании в демонов всей античности.

    Признаюсь, я взялся проверять верность мыслей Поповой, раз уж она обсуждает Борисова-Мусатова, который, по-моему, пробуддист, а если это верно, то демоническое выглядит для меня натянутым, когда его относят к этому обесчувствленному художнику. Разве что далёкая ассоциация есть такая: без чувств → без сочувствия → без сострадания → аморальность → что-то от демона. Пассивный демонизм, как я и называю обычно пробуддизм и буддизм.

    Итак, не фалесовских демонов имеет в виду Попова.

    "Демоны Борисова-Мусатова, с одной стороны, близки к “даймонам” Сократа. С другой стороны, демоническое наиболее ярко представлено у него в женских образах” (Там же).

    Что такое “даймоны” Сократа?

    Лосев показал, что древние греки раннего рабовладения были так поражены меновой стоимостью и производимого рабом и самого раба, что количественность у них проникла и в искусство, и в философию.

    "…философы, во-первых, представляют тот или иной вид материи в качестве основного эквивалента всех существующих вещей; во-вторых, понимают этот конкретный вид материи вполне непосредственно и даже чувственно (земля, вода, воздух, огонь, эфир)” (http://psylib.org.ua/books/lose001/txt02.htm ).

    Вместе с художниками "принимают в качестве основного метода перехода одних стихий в другие разные количественные процессы и структуры (сгущение, разрежение, ритм, гармония, симметрия)” (Там же).

    Витание в эмпиреях, в общем, неба, которое тоже воспринимается чувственно.

    Так вот Сократ после этого всего, к тому же и запутавшегося, "свел философию с неба на землю и вместе впервые отрешил ее от природы, открыв ей духовную, метафизическую область” (Трубецкой. http://www.odinblago.ru/greece_meta/10).

    (Вернулись как бы к демонам Фалеса.)

    Сократ всех людей рядом и в будущем в итоге сделал рационалистами, доходящими до оценки, что хорошо, а что плохо. А судил он по велению внутреннего голоса, прославленного даймона Сократа, который говорил ему только что делать не надо, что плохо. Получалось, "что истинная человеческая мудрость состоит в сознании своего неведения и в любви к мудрости высшей, божественной” (Там же). Которую как достичь? – Испытывать. – Вечное движение вперёд и выше без достижения. То есть вдохновение идеалом благого для всех сверхбудущего (каким и христианство, родившееся после, стало). Не даром Сократа считают христианином до Христа.

    А это прямо противоположно буддизму Борисова-Мусатова, явлению сверхиндивидуалистическому.

    То есть слова Поповой в высшей степени подозрительны. Она через несколько строчек соскальзывает на "влияние… философии Ф. Ницше”. А уж сверхиндивидуализм и аморализм Ницше – притча во языцех.

    Попова не смогла отрешиться от христианской (негативной) ассоциации со словом “демон”.

    Может, и можно мыслить в духе Сократа, что девушка с картины “Осенний мотив” телепает своему поклоннику, что она его не любит, что с нею он взаимной любви не достигнет, и поэтому ему стоит, как медведь на зиму, залечь на время, переждать исчезновение любви к ней, для возможности, МОЖЕТ БЫТЬ, найти в будущем любовь взаимную.

    Но блеклость всего-всего представляется Абсолютом. Нет на Этом свете взаимной любви! Нет и всё! – То есть куда деваться? – Не на тот свет христианства, потому что Бог создал такой плохой Этот мир. Нет Ему веры и на том свете? – Остаётся только два. Или активный демонизм, ницшеанское метафизическое иномирие, принципиально недостижимое и в том – активность этого демонизма (радость – в создании его образа). Или пассивный демонизм, бесчувствие, пробуддизм. Активность за бледнопись мыслить не хочется. Остаётся только пробуддизм.

    16 августа 2020 г.

     

     

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100