TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по нитке), находить в известном литературоведении подтверждения “своей” теории и истории.

    Я не стану эту свою теорию и историю систематически излагать, стану только описывать подтверждения.

    Нет, кое-что надо всё-таки обозначить. – Художественным я предлагаю считать только то, что имеет кроме эстетической ценности (экстраординарного) ещё и такие текстовые странности и недопонятности, которые есть следы подсознательного идеала автора. Эстетического можно достичь и осознаваемым образом. Назло, скажем. Как Некрасов, выступая против дворянской поэзии (за разночинную), брал и высокими ритмами Пушкина и Лермонтова (бывшими в памяти образованного общества) излагал низменные дрязги людей попроще.

    А Тургенев плевался.

    Так мне привелось (тут, тут, тут, тут и т.д.) обнаружить, что Тургенев в своих знаменитых романах, рассказах и стихах в прозе был не реалист, и ницшеанец. Очень разочарованный автор, убегавший – мимо своего сознания – в метафизическое иномирие, противоположное христианскому тому свету.

    Естественно, что себя он считал настоящим художником, чуя в себе вот это иномирие как ЧТО-ТО, словами с трудом выразимое, вероятно, плохо выраженное им прежде, из-за чего он продолжал писать и писать в надежде, что получится лучше.

    Всё осознававшего в своём творчестве Некрасова он потому не переносил:

    "…г-н Некрасов — поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... нет! Поэзия и не ночевала тут — и бросил я в угол это жеванное папье-маше с поливкой из острой водки” (Эйхенбаум. https://imwerden.de/pdf/eichenbaum_o_poezii_1969_text.pdf).

    Некрасов был по преимуществу творцом произведений прикладного искусства, приложенного к идеям борьбы с царизмом и за избавленный не только от крепостничества, но и от земли, народ. Идеал его был осознаваемым, герценовским – крестьянский социализм. В России из-за отсталости всё стало очень политизированным, вот и сверхценное искалось "в умении быть актуальным, слышать голос истории” (Там же). А это – грубость в области искусства. И обеспечивало – опять – отсталость. То вообще было время начала выхода масс на арену истории. И те, у кого нос по ветру, начали творить массовое искусство. "Нужен был человек, который заговорил бы с народом на понятном ему и любимом языке. ..” (Там же). Или как Вейдле сказал про ХХ век: искусство превратилось "в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/). Или тот же Эйхенбаум: ""Толпа” часто значит гораздо больше в жизни искусства, чем “избранный круг” профессионалов и любителей”.

    И ведь как страстно…

    Я от костей твоих и плоти,

    Остервенелая толпа!

    Прикладное искусство вообще сильнодействующее. За то и нравится массам.

    Но!

    Большой поэт не может что-то в своё произведение не запустить, рождённое всё-таки из подсознательного идеала. Запускает мимо своего сознания. И в статье одной, о “Коробейниках”, мне удалось-таки найти такие примеры. Но там не был описан пример, видный мне теперь, при чтении Тынянова о Некрасове. Тынянов кроме лингвистических и тематических прозаизмов, вводимых в “высокие” ритмы дворянской поэзии под влиянием осознаваемого идеала крестьянского социализма, вводил прозаизмы и в песенные жанры.

    "Песенный стиль не терпит enjambements — выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах… [этот перебой] встречаются” (http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm).

    Угадайте, где?

    Где описывается торжество торгаша:

    Старый Тихоныч так божится

    Из-за каждого гроша,

    Что Ванюха только ежится:

    “Пропади моя душа!

    Чтоб тотчас же очи лопнули,

    Чтобы с места мне не встать,

    Провались я!..” Глядь — и хлопнули

    По рукам! Ну, исполать!

    Где описывается угрызение совести торгаша:

    Что невесел? ох да ох!”

    — В день теперя не отплюешься,

    Как еще прощает бог:

    Осквернил уста я ложию —

    Не обманешь — не продашь!

    Где торгаш жалуется:

    — Нашим делом нынче многого

    Не добыть — не те года!

    Где торгаши нехорошо смеются над бурлаками:

    По реке идут — с бурлаками

    Разговоры заведут:

    “Кто вас спутал?” — и собаками

    Их бурлаки назовут.

    Где перехитрить друг друга хотят торгаши и разбойник:

    "Что вы шепчетесь?” — Да каемся,

    Лучше б нам горой идти,

    Так ли, малый, пробираемся

    В Кострому? — “Нам по пути,

    Я из Шуньи”. — А далеко ли

    До деревни до твоей? —

    “Верст двенадцать. А по многу ли

    Поделили барышей?”

    А перебои ритма, - как и сам ритм, если он оригинален, - рождается из подсознательного идеала (не всё ж ему – крестьянскому социализму у Некрасова – обитать исключительно в области сознания).

     

    Мало новизны получилось: переиначил Тургенева и Тынянова. Ну всё же не ноль…

     

    Из иллюстраций я нашёл единственную, соответствующую негативности по отношению к, увы, неизбежности, похоже, капитализма в России после 1961 года (года написания “Коробейников” и года отмены крепостного права), - негативности, выражаемой в стихах перебоем (enjambements), а в иллюстрации – вдруг падающей сосной.

    Кустодиев. Иллюстрация к "Коробейникам" Некрасова. 1922.

    15 октября 2020 г.

     

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100