TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна.

    Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло.

    Как нет печали и в картине, насмешливо названной “Два вождя после дождя” того же автора.

    Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938. Холст, масло.

    И не потому не печаль, что в 1938 году ещё не было “доноса” Герасимова (10.02.1949 – статьи со словами: "Не раз битый советской художественной общественностью, матерый идеалист и проповедник формализма Н. Пунин вещал, например, в 1946 году”), - в результате чего искусствоведа Пунина репрессировали, и он в лагере погиб (после смерти Сталина, из-за чего авторесса предположения о печали “Летнего дождя”, натягивает, что дате 1950 верить не надо).

    Нет печали и там, и там, потому что одна и та же радость жизни там написана. – Время после дождя как раз и свидетельствует об этой радости. Разве не знаем мы все, насколько свежее воздух после дождя? С какой радостью летом после него распахивают окна (что мы и видим на картине)…

    А разве не любили все в 30-е годы столицу нашей родины Москву? Я, родившийся в том же 1938 году, воспитанный, например, на повести Гайдара “Чук и Гек” (1939)… Какой там конец после всех передряг?

    "–Теперь садитесь,– взглянув на часы, сказал отец.– Сейчас начнется самое главное.

    Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон.

    Большие и маленькие колокола звонили так:

    Тир-лиль-лили-дон!

    Тир-лиль-лили-дон!

    Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.

    И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.

    И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой, слышал этот звон тоже.

    И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.

    Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.

    У меня и сейчас слёзы на глазах выступают от этого чтения.

    И любили мы и Сталина, и Ворошилова. Как-то лично, что ли. Я каким-то чудом помню, с каким благоговением говорили о наркоме путей сообщения Кагановиче удиравшие от фронта беженцы в 1941 году (нам удалось “благодаря ему” уехать из Белгорода в Среднюю Азию). А о репрессиях ни в моей семье ничего не знали, ни я что-то слышал о них вплоть до 1956 года.

    Моя тётя, чуть было не попавшая под репрессии, плакала навзрыд, когда умер Сталин. (Она донесла – все тогда доносили – на начальника, что он ворюга, а нарвалась на его сообщников, которые собрались её арестовать, как врага народа, так она еле отбилась, соврав, что её лично знает Мехлис, и им будет несдобровать.)

    Радость жизни выражал Герасимов, и ему совсем не нужно было притворяться, это почти “в лоб” рисуя, а его зрителям, маленьким тёмным людям, – это переживая.

     

    У меня под это вычитана целая теория.

    Искусство и человек родились синхронно. Мутантам (бесшёрстным, внушаемым и высоколобым) внушал шерстистый вожак отдать на съедение стаду ребёнка. – Стресс: не отдать нельзя (стадо важнее всего – коллективизм) и отдать нельзя (индивидуализм). Умер бы мутант от стресса, если б не высоколобость. В незанятую другими функциями лобную часть мозга противоположные эмоции разряжаются и рождают третье, в стаде не запрещённое. Например, каждая бесшёрстная самка царапает на мягком камне… прямую! – ххххх. Получается орнамент. Его показать внушателю – он в ступор впадёт. Можно ребёнка спасти. – Так и вторая сигнальная система родилась, и искусство. Синкретичное пока. И прикладное (спасён ребёнок), и неприкладное (выражающее подсознательное пока переживание: МЫ – люди), и среднее (выражающее радость жизни). Так прикладное и неприкладное, развиваясь и отделяясь друг от друга, стали историческими, а среднее так навсегда и осталось внеисторическим. На которое стали развившиеся люди не обращать внимание. Только отсталые – обращали. Большинство. Не духовная элита.

    Сталин, Ворошилов и тёмные массы духовной элитой не были. Им Герасимов нравился.

    А Пунину – нет.

     

    Но и Пунин был достаточно косноязычен, чтоб не суметь тёмных, в том числе и художников, просветить. – Ну так кажется теперь мне, вооружённому следствием из теории художественности по Выготскому, что вдохновение творца неприкладного искусства есть подсознательный идеал автора. Эта теория была впервые опубликована в 1965 году. Через 19 лет после тех споров в 1946-м, из-за которых Пунин попал в лагерь.

    Что говорил Пунин?

    Как-то так в интернете устроено, что впрямую прочесть его нельзя, а “донос” Герасимова – можно. (Впрочем и теория Выготского, даже опубликованная, соответственно, никем из искусствоведов не применяется на практике, а художниками применятся стихийно, без осознавания, грубо говоря.)

    Прнчём анекдот заключается в том, что и Герасимов и Пунин были – какое слово применить? – за импрессионистичность (слово применил один в диссертации).

     

    Но отвлечёмся ещё раз на происхождение искусства.

    Неприкладное искусство, рождённое в противоречии коллективизм-индивидуализм, и будучи рождаемо, скажем так, подсознательным идеалом, в ходе исторического развития меняло содержания этого идеала в узком пространстве от коллективизма до идеализма и обратно плавно и всегда в одном и том же порядке: коллективизм – гармония того и другого – индивидуализм – гармония того и другого и т.д., бесконечно повторяясь в веках. А так как всё время этот идеал оставался для художника подсознательным, то он был естественным.

    Для прикладного же искусства идеал был всё время осознаваемым. То есть неестественным. И там нет такой узости номенклатуры идеалов (замыслов, лучше сказать), как с неприкладным.

    Прикладное – понятное, неприкладное – недопонятное. Первое – сильно действующее, второе – тонко. И второе за то стало цениться больше среди элиты.

     

    И тогда становится понятной фраза Пунина о "о задаче импрессионистов “быть искренними и быть современными”” (Википедия).

    Достаточно слово "искренними” заменить словом “естественными”, то есть вдохновлёнными подсознательным идеалом.

    Французские импрессионисты принялись разрушать академизм как искусство довольства победителей (прикладное, от сознания рождённое) повышенной светоносностью.

    А сами академисты свою меру светоносности взяли у Тициана. Так они-то брали это сознательно. А Тициан её достиг под влиянием подсознательного идеала. Тициан боролся с мол-религиозностью Контрреформации. Тициан боролся за торжество тела против аскетов. Чем? – "…света` – цвета` как бы “тлеют изнутри”” (http://www.kakprosto.ru/kak-860749-osobennosti-zhivopisi-ticiana). У Тициана это было естественно и искренне.

    Пунин умолчал о всех этих тонкостях, что я привёл, и потерял убедительность.

    Почему у импрессионистов повышенная светоносность оказалась признаком, названным Пуниным: "живописное напряжение” (Википедия), большее, чем у Тициана, и почему "Это есть то, мимо чего никто из современников пройти не может”?

    Потому так, что повышенная светоностность-то связана у импрессионистов с повышенной аморальностью изображаемого.

    Если понимать мораль обычно, по-мещански, то Тициан был тоже аморален (тогда капитализм делал свои первые шаги и в итоге даже потерпел поражение на век-другой). А во времена импрессионистов он раскрутился до степени империализма. Аморальность стала ого какой.

    Речь Пунин вёл вокруг картины “Завтрак на траве” 1863 Мане.

    Мане. “Завтрак на траве”. 1863.

    Шутка сказать: препровождение времени молодых людей с голыми проститутками преподносится, как ни в чём не бывало. Тициан бесил зрителей, что с разного расстояния глядя разные оттенки виделись. Противоречие (признак подсознательности идеала телесности). А Мане бесит тоже противоречием (тоже признаком подсознательного идеала): светоносность… аморальности. И какой это идеал, если его, нецитируемого, осознать? – Хвала абы какой жизни.

    Пунину б не противопоставлять Тициана и импрессионистов, а уравнять – в подсознательности их идеалов, в естественности их, в искренности. (Он в сущности намекал на неискренность советских художников, вынужденных славить… лжесоциализм.)

    А что сделали советские художники в условиях, когда нельзя быть естественными и искренним? Некоторые…

    Они ударились вообще во внеисторическое.

    Они использовали импрессионистичность (светоносность, в частности, а ещё “мгновенность” – не успевшие высохнуть от дождя тротуар, стекло) для воспевания радости жизни. Не абы какой (страшненькой), как импрессионисты в виду их современности – большей аморальности империализма по сравнению с капитализмом. А радость просто жизни. – Воспевание того, что духовной элитой давно уже не ценится.

     

    А чего ж эта Анна Толстова (из-за которой я стал статью писать) натягивает импрессионистическую ценность на “Летний день”?

    Заметьте, противореча себе натягивает.

    Её статья посвящена оптимизму русского импрессинизма, мол (название статьи: “Музей русского оптимизма. Анна Толстова о том, чем русский импрессионизм отличается от западного”). А вывела она у Герасимова печаль.

    Запуталась вконец!

    Как и Пунин.

    А всё оттого, что не нашло применения в науке об искусстве такое теоретическое допущение как подсознательный идеал автора, следствие теории художественности по Выготскому.

    6 декабря 2020 г.

     

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100