TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое.

    Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого. (С этой формулой, по-моему, все согласны.) Формула должна быть краткая и до нудности одинаковым словосочетанием повторяться всеми и всегда. Как, скажем, формула второго закона Ньютона: F = ma.

    Формула идеостиля импрессионизма – хвала абы какой жизни*. Темой берётся самая разнесчастная жизнь (трупы, проститутки, худородная земля, безрыбное море). А хвала обеспечивается предельной светоносностью. Аж доходят для этого до несмешивания красок и соседства их в мелких мазках. Это открытие импрессионистов. Осознанное. А несчастность темы – подсознательна. Получается подсознательное же выражение очень трезвого типа идеала, не заносящегося ни в какие эмпиреи. Материализм этакий, мелкотравчатость, мещанство, если позволите, и индивидуализм.

    Формула идеостиля психологического романтизма (не путать с гражданским романтизмом) – бегство из ужасной внешней жизни в прекрасную внутреннюю. Тут – идеализм. Из-за какой-то исключительной красоты. Что воспринимается как странность. Доходящая до пронзительной эмоциональности. Субъективизм, идеализм и духовность.

    Если разочарование ещё сильнее, и во внутренней своей жизни не спрятаться, некуда на Этом свете (даже с его религией спасения) бежать, тогда бегут вообще в метафизическое иномрие. Это опять объективность, вне личности, хоть и духовное. Формула – принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Я предлагаю называть такой (подсознательный) идеостиль ницшеанством.

    Если до него докатывается недавний романтик, его публика не принимает, как Тёрнера (Википедия).

    Вот, каким его ещё принимали.

    Тёрнер. Вид на ущелье Эйвон. 1791. Акварель, бумага.

    А вот, каким уже нет.

    Ракеты и синие огни, чтобы предупредить пароходы о мелководье. 1840. Холст, масло.

    Ницшеанцы в конце своего живописного развития (уже в ХХ веке), всё адекватнее выражая своё подсознательное метафизическое иномирие, докатываются до геометрических фигур супрематизма и беспредметности абстракционизма, на что (на беспредметность) уже за 70 лет до них похожи “Ракеты…”. Что и отмечается искусствоведами:

    "Он был… предшественником абстракционистов” (https://www.svoboda.org/a/27922144.html).

    Вот только отказ искусствоведов от формульности идеостилей разрешает им быть беспринципными и называть его "протоимпрессионистом” (Там же).

    Почему искусствоведы так совращаются? – Потому что больше смотрят на стиль (на “текст”), чем на идеостиль (на ЗАЧЕМ ТАК). Ах, мол, свет всё больше пишет Тёрнер – значит импрессионист. А что у импрессионистов нет тематической исключительности, а прямо наоборот, то забывают.

    Вы посмотрите на это чудо: как мог вырасти в такой близости от обрыва такой огромный дуб?

    Нет. В природе такое в принципе бывает.

    Дерево ладана на краю скалы на острове Сокотра, Йемен.

    Тёрнер много ходил по Альпам. Но он мог там видеть только такие сосны. А у него же – дуб. Но в Альпах как раз дуб и не растёт.

    Другое дело, что Тёрнер нашёл образ для ужасной внешней жизни в виде стихии гор и в самой Англии.

    Но на фотографии мы можем убедиться, что на скалах растительность тонкоствольная, немного можно высосать из тонкого слоя почвы. Вот Тёрнер и придумал (для образа прекрасной внутренней жизни) могучесть дуба.

    Воображению – приоритет! И в том – Свобода! Но это – в подсознании. А в сознании ещё классицизм с его Порядком и рационализмом. Вот он и пролез в название: Эйвонское ущелье действительно существует.

    Даже на объективности “Ракет…” Тёрнер – названием – ещё настаивает. – Доказательство, что бегство и в метафизику у него у него подсознательное.

    Англия отличалась от континента. И революция в ней произошла раньше (т.е. и ужасы капитализма проявились раньше, чтоб разочаровать художника раньше), и общество в Англии было пуританское, засилье Порядка. Поэтому восстание против того и другого случилось не только раньше, но и сильнее. И быстрее докатывалось до чего-то приближающегося к выражению метафизического иномирия – размытостью. И – до неприятия Тёрнера отстающим обществом.

    Я узнал об этом неприятии на Яндекс-Дзен-канале “Живопись”. Автор точно заметила роль размытости в неприятии. И поместила размытый вариант репродукции довольно ранней картины в место своего текста, где об этом неприятии писалось.

    Тёрнер. Извержение Суфриерских гор, на острове Сент-Винсент, в полночь, 30 апреля 1812 года. 1815.

    Холст, масло.

    Сказалось незнание, а может, и неприятие формул идеостилей. – Рановато (1815) стала прорезаться размытость (как подсознательный образ метафизического иномирия). – Так и оказалось. Настоящая репродукция этой картины такова.

    Поразительная чёткость (образ красоты внутренней жизни) даже и в такой темноте (образе ужасной внешней действительности). А исключительность – ого, какая: извержение вулкана (образ проявления Свободы). – Это вам не бесплодность почвы, на которую и ступить-то некуда из-за острых камней (образ абы какой жизни).

    Моне. Порт Доннер, Бель-Иль. 1886.

    11 апреля 2021 г.

    *- А "абы что" - это что?

    - Ну вот в этом порту Доннер, по-моему, нигде шагу не ступишь босиком. В "Руанском соборе", учитывая, что Моне часто голодал, абы что - это состояние памороков в глазах от голода. У Мане в "Баре в “Фоли-Бержер”" у вас сердце не обрывается, что девушку на работу приняли, поставив условие, что она должна будет поддаваться домогательствам посетителей. А балерины Ренуара не несчастные существа? А случайность кадрирования у Дега в "Площади Согласия" - это не абы что разве?

    21.04.2021.

     

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100