TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии тогда ещё не так пышно расцвело. Откровенность вседозволенности была ещё в каком-то загоне. Но. Но. Что-то прорывалось. И не только в музыке, которую поди уличи в аморальности. – Шиш. Не получится, если по логике и в лоб.

    Но меня гнетёт, что я пишу и знаю кое-что, чего мой читатель не знает… Оттого он не чует призвуков в моих словах про вседозволенность.

    Поэтому я отвлекусь на свои умопостроения. (Мне очень жаль, но они никем словесно не разделяются, а мне кажется, что они отражают реальность.)

    Реальность в том, что под флагом Ницше немецкие фашисты мыслили очень хорошо устроиться на планете, став во главе мира. Сам же Ницше подсознательно бежал в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, бежал от скуки из-за того, что Этот мир так плох, например он причинен, то есть стесняет сверхчеловека. Это – совершенный пессимизм. Радость от него только в том, что творец может дать образ этому иномирию, а восприемник может воспринять его в виде ЧЕГО-ТО, словами невыразимого.

    Насколько Ницше идеалист, настолько фашисты материалисты.

    Поэтому я разделяю ницшеанцев на настоящих и недоницшеанцев. Фашисты – недо.

    Музыка Вагнера относится к настоящему ницшеанству (жуть слушать некоторые отрывки). А сюжет “Тангейзера” имеет всего лишь странности, выдающие, что подсознательно сочинитель сюжета (сам Вагнер) таки настоящий ницшеанец.

    Особенно странность проявляется в третьем действии.

    "Елизавета ждёт возвращения Тангейзера. Вольфрам с состраданием наблюдает за ней. Наконец, появляются побывавшие в Риме паломники, но Тангейзера среди них нет. Елизавета взывает к милосердию Девы Марии. Она готова умереть ради спасения возлюбленного. Оставшись один, Вольфрам приветствует вечернюю звезду. Появляется Тангейзер. Он в отчаянии: папа проклял грешника, сказав, что спасение столь же невозможно, как невозможно папскому посоху покрыться зелёными побегами. Отвергнутый всеми Тангейзер надеется вновь найти Венеру, но чары богини любви уже не властны над ним: ангельская душа Елизаветы вымолила прощение возлюбленному. Тангейзер умирает. Пилигримы рассказывают о случившемся в Риме чуде: папский жезл расцвёл” (Программка).

    Странность в том, что пилигримы дважды оказываются в одном и том же месте. Первый раз, не зная о чуде в Риме, другой раз – зная. И так сказано, что это не одни и те же пилигримы (первый раз – старшие, как указано в либретто, второй раз – младшие), что зрителю это остаётся неизвестным и кажется, что это одни и те же. Да и промежуток между двумя появлениями их – одна ночь. То есть младшие пилигримы, знающие о чуде, не могли за это время пройти расстояние (900 км по прямой) из Рима в Вюрцбург с зазеленевшим посохом папы, если прощение Тангейзеру получено этой же ночью.

    То есть практически Тангейзер и погрешил, и спасён. Как немецкие фашисты: и вседозволенность исповедовали, и на их бляхах была надпись “С нами Бог”.

    Есть странность и во втором действии. Тангейзер очень нагрешив на соревновании певцов уходит оттуда нетронутым. Реально столь много оскорблённых успели б его убить до заступничества Елизаветы. Тоже что-то фашистское, двуличное, но по-земному победительное.

    И потому соблазнительное.

    И не потому ли сценограф Окунев предложил, а режиссёр-постановщик Стародубцев согласился 18 июня 2021 года в Петербурге, чтоб благочестивое соревнование певцов во втором действии было украшено почти на фашистский лад.

    23 июня 2021 г.

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100