TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

     

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более умелый.

    Беда в том, что я не прочувствовал вот это стихотворение Марии Петровых.

     

    Назначь мне свиданье на этом свете.

    Назначь мне свиданье в двадцатом столетье.

    Мне трудно дышать без твоей любви.

    Вспомни меня, оглянись, позови!

    Назначь мне свиданье в том городе южном,

    Где ветры гоняли по взгорьям окружным,

    Где море пленяло волной семицветной,

    Где сердце не знало любви безответной.

    Ты вспомни о первом свидании тайном,

    Когда мы бродили вдвоем по окраинам,

    Меж домиков тесных, по улочкам узким,

    Где нам отвечали с акцентом нерусским.

    Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,

    Но вспомни, что даже на мусорной свалке

    Жестянки и склянки сверканьем алмазным,

    Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.

    Тропинка все выше кружила над бездной…

    Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..

    Числа я не знаю, но с этого дня

    Ты светом и воздухом стал для меня.

    Пусть годы умчатся в круженье обратном

    И встретимся мы в переулке Гранатном…

    Назначь мне свиданье у нас на земле,

    В твоем потаенном сердечном тепле.

    Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,

    Пока еще слышим,

    Пока еще видим,

    Пока еще дышим,

    И я сквозь рыданья

    Тебя заклинаю: назначь мне свиданье!

    Назначь мне свиданье, хотя б на мгновенье,

    На площади людной, под бурей осенней,

    Мне трудно дышать, я молю о спасенье…

    Хотя бы в последний мой смертный час

    Назначь мне свиданье у синих глаз.

    Вот какие у других любовные страдания в стихах 1930-х годов?

    Корнилов. “Соловьиха”. Как девушка под пенье соловья уходит к любимому от нелюбимого.

     

    И молчит она,

    все в мире забывая, -

    я за песней, как за гибелью, слежу…

    Шаль накинута на плечи пуховая…

    - Ты куда же, Серафима?

    - Ухожу, -

    Кисти шали, словно перышки, расправя,

    влюблена она,

    красива,

    не хитра -

    улетела.

    Я держать ее не в праве -

    просижу я возле дома до утра.

    Подожду, когда заря сверкнет по стеклам,

    золотая сгаснет песня соловья -

    пусть придет она домой

    с красивым,

    с теплым -

    меркнут глаз его татарских лезвия.

    От нее и от него

    пахнуло мятой,

    он прощается у крайнего окна,

    и намок в росе

    пиджак его измятый

    довоенного и тонкого сукна.

    1934

    Как-то нет трагизма. У него на ней белый свет клином не сошёлся.

    А у этого кулаки убили любимую – “Чиж” Корнилова же.

     

    Только радостная, тускнея,

    В замиранье, в морозы, в снег

    Наша осень ушла, а с нею

    Ты куда-то ушла навек.

    .

    Где ты — в Киеве? Иль в Ростове?

    Ходишь плача или любя?

    Платье ситцевое, простое

    Износилось ли у тебя?

    .

    Слёзы тёмные в горле комом,

    Вижу горести злой оскал…

    Я по нашим местам знакомым,

    Как иголку, тебя искал.

    .

    От усталости вяли ноги,

    Безразличны кусты, цветы…

    Может быть, по другой дороге

    Проходила случайно ты?

    .

    Сколько песен от сердца отнял,

    Как тебя на свиданье звал!

    Только всю про тебя сегодня

    Подноготную разузнал.

    .

    Мне тяжёлые, злые были

    Рассказали в этом саду,

    Как учительницу убили

    В девятьсот тридцатом году.

    .

    Мы нашли их, убийц знаменитых,

    То — смутители бедных умов

    И владельцы железом крытых,

    Пятистенных и в землю врытых

    И обшитых тёсом домов.

    .

    Кто до хрипи кричал на сходах:

    — Это только наше, ничьё…

    Их теперь называют вот как,

    Злобно, с яростью… — Кулачьё…

    .

    И теперь я наверно знаю —

    Ты лежала в гробу, бела, —

    Комсомольская, волостная

    Вся ячейка за гробом шла.

    .

    Путь до кладбища был недолог,

    Но зато до безумья лют —

    Из берданок и из двустволок

    Отдавали тебе салют.

    .

    Я стою на твоей могиле,

    Вспоминаю во тьме дрожа,

    Как чижей мы с тобой любили,

    Как любили тебя, чижа.

    .

    Беспримерного счастья ради

    Всех девчат твоего села,

    Наших девушек в Ленинграде,

    Гибель тяжкую приняла.

    .

    Молодая, простая, знаешь?

    Я скажу тебе, не тая,

    Что улыбка у них такая ж,

    Как когда-то была твоя.

    1936

    И опять не мировая катастрофа.

    То же и с его же стихотворением “Как же так?..”.

     

    Как же так?

    Не любя, не страдая,

    даже слово привета тая,

    ты уходишь, моя молодая,

    золотая когда-то моя…

    Ну, качну головою устало,

    о лице позабуду твоем -

    только песни веселой не стало,

    что запели, пропели вдвоем.

    1935

    У Рыленкова спасение в самосовершенствовании (“Концы колышутся кудрей…”). И, может, это даже и вернёт любимую.

     

    Мне стежки будут не легки,

    Когда полюбишь ты другого,

    Но не скажу тебе с тоски

    Я непростительного слова!

    И в час разлуки горевой

    Не задержу твоей руки я,

    Но день за днем перед тобой

    Я буду лучше, чем другие.

    И, может, вспомнишь ты тогда

    На этом поле наши встречи,

    И только вздрогнут

    (ты горда)

    Твои приподнятые плечи.

    Ты только руку мне пожмешь,

    Не скажешь даже ни полслова.

    Но я пойму…

    Созрела рожь.

    Для жатвы поле все готово.

    1938

    И у всех нет никаких поэтизмов. А Тарковский, похоже, наврал, написав:

    "На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца” (https://kulturologia.ru/blogs/210817/35687/).

    То есть я признаю, что слова "на этом свете” своим максимализмом, даже абсолютизмом, тянут за собой слово "столетье” и "трудно дышать”, да и восклицательный знак тоже.

    Но это обычная целостность любого высказывания, даже и не художественного. Речь идёт о чём-то очень значимом – соответственны и слова.

    Другое дело, что их обычность по причинам разная у Петровых и у Корнилова с Рыленковым. У последних – успокоение после революционного возбуждения. Это как бы трезвость реализма наступила после залётов.

    А у Петровых же, наоборот, максимализм. Идеал типа трагического героизма (вот-вот и нателепает лирическая героиня своему возлюбленному, и он таки назначит ей свидание; не в ХХ-м столетье, а завтра). Она верит, как ребёнок, в заклятье.

    Тут могли б быть и необычные слова. А их нет.

    В чём дело?

    В маскировке. И она, пожалуй, от подсознательности идеала.

    Каков он конкретнее?

    Счастлив я, что озарило меня когда-то, что Синусоида Изменчивости Идеалов (СИИ) двойная на всём треке, кроме участков, символизирующих идеал Гармонии (в веках повторяющееся Высокое Возрождение на восходящем треке и Барокко на нисходящем).

    Я пишу так, будто читатель знает что-то про СИИ. А он не знает. А я не хочу отвлекаться, и так много раз рассказывал. Меня влечёт скорей вперёд озарение, что Петровых – на чувственном треке идеала трагического героизма (как бы Позднего Возрождения).

    Если для аналогии, то раздвоение идеала собственно Позднего Возрождения, персонифицированное, такое. Микеланджело – против предательства Гармонии низкого и высокого (Высокого Возрождения) со стороны развратной католической церкви и народа, соответственно, и за акцент на одухотворённости (разврат дан образом излишней телесности). А Веронезе – против предательства Гармонии же Высокого Возрождения со стороны инквизиции, перегибающей с духовностью (ценность чувственности дана образом бравур цвета).

    Только советская действительность (тоталитаризм) давала сколько-то очков вперёд инквизиции. Поэтому Петровых образом раскованной чувственности выбрала силу скованности её. Петровых не была трусом. Наоборот. Но фактически смелость её ушла в подсознание и оттуда оно распоряжалось писать без изысков.

    Единственная странность прорвалась в её стихотворение – "свиданье у синих глаз”. Будто это какое-то заметное место в городе.

    Синие глаза были у Фадеева. У Марии с ним роман был тайный, ибо у него была семья, а совчиновник (он в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР) должен был соблюдать моральный кодекс строителя коммунизма.

    Сравните страдания лирических героев Корнилова и Рыленкова. Там нет ничего аморального. То незамужняя и ничем не обязанная лирическому герою Серафима выбрала другого. Девушка, убитая кулаками, тоже морально чиста перед страдающим от потери парнем. Ещё одна, явно не замужняя, бросила одного парня ради другого. И ещё одна незамужняя разлюбила, а он надеется, что ещё перелюбит. – Всё – морально чисто. Не так, как у лирического я Марии Петровых – с замужним закрутила.

    Я теперь понимаю, почему меня не затронуло её стихотворение. Я как бы за Микеланджело, а не за Веронезе.

    Это моё поражение. Я б должен был почуять тут наличие подсознательного идеала, а я не смог.

    1 августа 2021 г.

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100