TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и победа, как всё более огосудаствлено она празднуется – смотрением по телевизору праздничных мероприятий.

    Сидоров. День Победы. 1975.

    В 1975 году тенденция забывать, наверно, было мало кому заметна.

    "В конце 1960-х годов заработали первые поисковые отряды из тогда ещё пионеров и комсомольцев. Они устраивали походы по местам боёв, создавали в школах комнаты боевой славы, Книги Памяти, музеи героев-земляков. В кинематографе времён “застоя” стало хорошим тоном приурочивать к новому 9 мая посвящённый войне фильм. Именно в те годы на экраны вышло большинство общепризнанно лучших военных отечественных кинолент, вроде: “А зори здесь тихие”, “Баллады о солдате”, “Белорусского вокзала” или “В бой идут одни „старики“”.

    В юбилейном 1975 году программа в Москве состояла из возложения венков к мавзолею Ленина и Могиле Неизвестного Солдата, небольших манифестаций, торжественного приёма, минуты молчания и салюта” (https://tjournal.ru/retro/166778-evolyuciya-9-maya-v-sssr-i-rossii-ot-memorialnogo-dnya-do-masshtabnogo-voennogo-torzhestva).

    Но Сидоров увидел червоточину. А это не заметили грубые люди:

    "Среди картин цикла "Судьбы дома" закономерно появление картины "День Победы" (1975), в которой тема дома прозвучала особенно глубоко и масштабно. Здесь дом воспринимается как символ Родины — это родной дом, родной порог, с памятью о которых уходили на фронт, шли в бой” (https://www.liveinternet.ru/users/lina_frans/post267695297/ ).

    “"Вот 9 мая – ветеран вывесил на своем доме красный флаг – праздник, а сам стоит, как будто в строю, но один. Тема потерянных друзей", - рассказывает историк о картине Валентина Сидорова "День победы"” (https://ria.ru/20191104/1560552675.html).

    Сам Сидоров, как и полагается настоящему художнику, которому вдохновение не дано ясно в сознании, не понял всю глубину собственного прозрения в этой картине:

    "Самое-то главное, что в этом окне [его студии] я увидел свою картину “День Победы”. Вот однажды приехал в мастерскую. Утро было. Солнце во всю тогда сияло. Над всей Москвой, над Красной Площадью. Я открыл окно и услышал сразу же ликование Красной Площади. Была демонстрация. Москва ликовала, праздновала наш святой праздник День Победы. А мне представилось вдруг, что мой сосед по Подолу, мой ветеран, Сергей Павлович Пахолин, стоит, наверно, сейчас с палочкой возле своего дома, у дороги, по которой он ушёл на фронт, возле берёзы, которую он когда-то сажал в детстве. Постоит, постоит один у дороги. Вспомнит своих однополчан. Пойдёт, выпьет свои фронтовые сто грамм. И – весь День Победы. И сколько таких ветеранов?.. Эти чувства мне захотелось передать в этой картине. Эти чувства мне хотелось передать. Я тут же на листочке тему композиционную набросал и скорее на ночной поезд. И на следующий день утром в десять утра, когда начинается демонстрация Победы, мы с Сергеем Павловичем уже работали. [заговаривается, что ли: вчера ж был День Победы] Удивительное дело – ведь я приехал тогда в Подол [наверно, Тверской области] – всё как будто бы мне заранее было расставлено. День был – как по заказу. Ясный, солнечный, чистый. И первая зелень тогда только была на берёзах. Только первая зелень появилась на берёзах. Ласточки, стрижи прошивали небо. Флаг висел на доме. И девчушки прыгали перед домом с открытыми по-праздничному окнами. Всё как будто бы так… просто… словно кто-то чувствовал, что Сидоров должен приехать и всё это написать. И я вот так сразу-сходу холст взял… И самое-то удивительное, что в этой… в этом решении у меня не было никаких поправок. Абсолютно. Я нигде не прибавил, не убавил. А как, говорят, в аккурат было. Всё было, как врезанное” (https://rusmuseum.ru/news/den-pobedy/).

    Творческий восторг. А впечатление-то – пустыни. Жуткого морального одиночества ветерана: всем до лампочки он сам и война, на какой он был. Как этот дом – жутковато одинокий, не вписанный в окружающую обстановку. С этим одиноким флагом… (Для того и девочки в тени еле видны, чтоб не нарушать отчуждение.) – Кричащий ужас на фоне майского сияния и благодати. И этот красный флаг, никак не вписывающийся в общий колорит. Только лужа на дороге кусок его отражает.

    Поразительно! Всё кричит от боли… а как бы нет ничего плохого.

    Я не верю словам Сидорова, что он ничего не убавил, не прибавил. – Дрова-то за зиму не могли так мало израсходоваться, как показано. Просто меньшее количество нарушило б геометрическую сухость, царящую тут кругом. Я не верю, что изгородь, что слева, не была в действительности продлена до дома и не содержала калитку, чтоб образовался двор. Для того же, для образования двора, справа изгородь тоже не такая была, как в картине. И я не верю, что кустов в реальности вокруг дома не было.

    Теперь так. Подол – деревня. "Население в 1980 году составляло 141 человек” (http://vvolochek.tverlib.ru/node/306). “В 1970 году полностью завершена электрификация области” (https://www.karavantver.ru/istoriya-polnaya-sveta/). То есть и наш дом должен был в 1975 году электрифицирован. То есть должна была быть подводка проводов. А их на картине нет. – Для создания впечатления душераздирающего одиночества фронтовиков.

    Остаётся вопрос к себе, радетелю наличия подсознательного идеала у создателей неприкладного искусства: как такой нескрываемый крик мог не восприниматься никем? Неужели это произведение неприкладного искусства?

    Мне подвывать хочется (ну я так устроен) от переживания полной истинности изображённого: световой, хочется сказать: тепловой и влажностной, и вообще не хватает никаких слов.

    Неужели достаточно выражаться наоборот (какая всё материальная прелесть), как получается колоссальный крик: как морально плохо…

    И неужели достаточно такой противоречивости, чтоб современники не понимали, что им хотел сказать художник? А только смутно чувствовали… – Ну подлинное общение подсознаний художника и восприемников.

    12 ноября 2021 г.

     

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100