TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства…

    Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за что он был? Я ж это не выяснил…

    Если “не такие” это недоницшеанцы-сталинцы ему так не по нраву в качестве хамов, то, может, сам он представитель недоницшеанцев-аристократов*? "…потомок ссыльных поляков” (Википедия). А поляки русских варварами считали… Мать, правда, еврейка. Так для евреев в Польше был одно время золотой век, самоуправление было.

    Думаю, потому он в своём фильме от имени Булгакова сделал Сталина более антисемитом, чем у Булгакова.

    Вот как в анекдоте у самого Булгакова:

    "Сталин. Вот уж, и пошутить нельзя! Каганович, чего ты сидишь, не видишь, человек без сапог!

    Каганович торопливо снимает сапоги, но они тоже не подходят. Ну, конечно, разве может русский человек!.. Уух, ты!.. Уходи с глаз моих!

    Каганович падает в обморок.

    Ничего, ничего, встанет!” (https://ukraina.ru/exclusive/20210109/1030170369.html).

    А вот как у Хржановского:

    "Сталин. …Каганович, чего ты сидишь, не видишь, человек без сапог!

    [Каганович торопливо снимает сапоги, но они тоже не подходят.] Ну, конечно, разве могут такие сапоги подойти русскому [выделено голосом] человеку!.. Уух, ты!.. Уходи с глаз моих!”.

    .

    Я применил термин, никем не применяемый – недоницшеанцы?

    Мне пришлось его выдумать из-за того, что я молюсь на наличие подсознательного идеала в качестве вдохновения у создателей-ницшеанцев произведений неприкладного искусства. Тот идеал высокого философского полёта, параллель христианскому тому свету – метафизическое иномирие. Его обладатели презирают остальных людей как мещан. А сниженный вариант, осознаваемый, земной – это вседозволенность сверхчеловеков, презирающих остальных людей, мещан, не замечая, что они тоже остаются особыми, исключительными, мещанами, с обычным для всех мещан идеалом Личной Пользы. Хамы или аристократы – не важно.

    .

    Я вот о чём думаю: не возвысился ли Хржановсий в части фильма, посвящённой анекдоту Булгакова, до неприкладного искусства.

    Ведь Булгаков был попутчиком советской власти. Он, будучи мобилизованным белогвардейцами, для того и не эмигрировал при тех поражении, что видел потенциал власти советов. А ведь дальняя историческая цель коммунистов – сделать всех аристократами при коммунизме. Другое дело, что пошли – пусть это можно объяснить враждебным окружением – в лжесоциализм (с тоталитаризмом). И за то сталинщина в этой части Булгакову не нравилась. Он был бо`льшим коммунистом, чем сами коммунисты. За что и нравился Сталину. И знал это. И потому его анекдот о Сталине какой-то не злой (большинство-то населения репрессии считали обоснованными, Сталина любили, и Булгаков тут был с большинством). И конкурентно (недоницшеански) злому на Сталина и советскость Хржановскому это должно бы не подходить для образного выражения ненависти, - ненависти образца времени Путина, с того возвращением к госкапитализму, что мало отличается от советского лжесоциализма.

    И это – странность: экранизировать как-то всё же просоветского Булгакова. Просоветского, если предположить, что Булгаков, подходя исторически и помня о конечной цели, аристократизм всем, извинял пока-тоталитаризм и пока-хамство лжесоветского периода.

    .

    У Булгакова есть самокритичное:

    "Миша с перепугу снимает туфли [рваные] и уезжает с человеком”.

    “...отвешивает поклон”.

    А в фильме не снимает с перепугу, а был босой, и не отвешивает поклон.

    То есть Хржановский делает Булгакова несгибаемым (каким тот и был).

    Что если всё – для спора с Булгаковым насчёт будущего: ты думаешь, что плохое пройдёт, а ты не прав – не только не прошло, а стало неизмеримо хуже. Смерти пошли не от испуга, как в анекдоте, а от расстрелов. И не единичные, а массовые.

    .

    А можно конкретизировать, в чём не злость булгаковского анекдота?

    Ну хоть в том, как, мол, он подписался в письме Сталину:

    "Ваш Трампазлин”.

    Это расчёт на слушателей-интеллигентов, знающих языки. Trump по-английски – большая шишка. Булгаков английский знал. А по сути – это полное извращение своего настоящего письма Правительству (с большой буквы), очень искреннему и совсем не злящему. И приведшему к тому, что Сталин, который на пьесу “Дни Тубиных” много-много раз ходил, распорядился Булгакова трудоустроить.

    Но одно дело явь, другое – анекдот, призванный смешить.

    Слушателям понятно, что в такой подписи смешок над тем, что Сталин самого распространённого, английского, языка не знает. Но с другой стороны такой и есть простой народ. Он хам и вождь ему соответствует. А интеллигенция посмеивается над тем и другим. На то она интеллигенция.

    Я не знаю датировку анекдота, но, даже если это и после большого террора, то я напоминаю, что большинство его считало оправданным. А насмешка (мол, умерли от одного звонка Сталина) над точно вне подозрений Станиславским и Немировичем-Данченко, говорит, что Булгакова не пугает размах репрессий. Он их считает небольшим, раз можно смеяться над чрезмерным, мол, страхом от них. – Всё в порядке в стране, мол, на самом деле. Свой смеётся над своим.

    Вот потому и "злин” в начале анекдота, что в итоге его – дружба.

    Вот если б Булгаков смеялся над антисемитизмом Сталина – это было б нехорошо. Так зато и крепко спрятано это в анекдоте.

    .

    Хорошо. Вернёмся к вопросу о наличии подсознательного идеала у режиссёра.

    По-моему, отталкивание от того духовно твёрдого, чем является для Хржановского Булгаков, есть довольно ясный рационализм сюжета. А не странность. То есть в подозрении, что фильм движим подсознательным идеалом, надо отказать.

    1 января 2022 г.

    *- Судя по тому, что фильм вышел в 2020 году, можно думать, что Хржановскому стала известна деятельность Шваба. Тот учитывает, что естественным образом ВВП мира перестаёт расти.

    https://ladanov.blogspot.com/2017/08/blog-post.html?_escaped_fragment_

    Человечество спасётся от смерти из-за перепотребления. Но как спасти хотя бы капиталистическую контрастность общества в условиях, когда нельзя спасти капитализм-экономику (рост производства и потребления)? Таким вопросом задаётся Шваб. И придумал такой ответ.

    Если ввести гарантированный доход на очень приличном уровне, то люди (даже и предприниматели) вследствие лёгкости такой жизни на такую жизнь пойдут. Большинство станет неработающим (работать станут высококвалифицированные, искусственный интеллект и роботы). Если обеспечить большинству оболванивание и засекретить высокий уровень жизни меньшинства, то большинство не станет бунтовать, так как в поле зрения этого большинства (видя, как живёт большинство), оно станет думать, что живёт в обществе всеобщего равенства и подчинения сверхспециалистам (как теперь – врачам при пандемии).

    Польской спеси недоницшеанца Хржановского сие, - Швабовский заговор “не таких”, - вполне годится. Вот он и воспел это скрытым образом в своём фильме-ненависти к другим “не таким”, настоящим коммунистам, стремящимся в итоге к аристократизму для всех.

    Для того, возможно, в самом начале того места, где я смотрел в компьютере фильм (вдруг это не собственно фильм, съёмка в самолёте, там показывают куски каких-то фильмов-шедевров, последний – “Мой друг Иван Лапшин”) есть такие слова самого Хржановского:

    "Ты знаешь, Паша, англичане [понимай, аристократическая нация] создали такой список “Сто книг, которые должен прочитать каждый человек, который считает себя культурным, прежде, чем умереть”. И в этот список входит повесть Гоголя “Нос””.

    (Я взял и проверил по Гуглу. – “100 Books to Read Before You Die” - https://reedsy.com/discovery/blog/best-books-to-read-in-a-lifetime . Гуглоперевод. 100 книг прочесть до вашей смерти. На 30-й позиции есть Гоголь при таком тексте: “30. Дневник сумасшедшего и другие рассказы. Вдохновленный одноименным рассказом Николая Гоголя, “Дневник сумасшедшего” сделал Лю Синя одним из ведущих китайских писателей своего времени.” Больше Гоголя нет.)

    Хржановский начинил свой фильм массой кусочков, которые должны распознать аристократы, как он считает.

    (Процитированные его слова он говорит такому человеку.

    Спросив Яндекс: “деятели искусства в Российской Федерации”, я довольно быстро нашёл, что это

    дирижёр Павел Бубельников. Хржановский, пожалуй, считает "не такими", как все, тех, кто сходу узнаёт лицо дирижёра.)

    Съёмка людей в самолёте продолжается такими словами Хржановского:

    "Какая радость в том, что столько замечательных людей летит в одном направлении”.

    И “не такие”, - он думает, - их всех в лицо знают.

    Он вставляет ни к селу, ни к городу репродукции знаменитейших картин. Вот, например.

    Ну знакома, но кто, что это? Хорошо, есть поиск по картинкам. Это оказалось насмешкой (глаза открыты, а не опущены) над “Мадонной с длинной шеей” Пармиджанино. У меня о ней статья есть с репродукцией, а я всё равно не вспомнил. – Так что? Не гожусь в “не такие”?

    2.01.2022.

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100