TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других картин.

    Что делать? Не могу успокоиться.

    Есть один, зыбкий, шанс. Иногда выручал. Это взять и начать писать статью об этих непонятых. Начать жаловаться, что именно не понятно. Чудо, бывало, случалось: меня вдруг озаряло.

    Мне оказалась понятна только первая попавшаяся из серии “Свет в лесу” (см. тут). Она выражала Неизвестность. С большой буквы. Абсолют. То, что за всем ощущаемым чуется. Не материальное, как, например, микромир, не доступный нашим органам чувств непосредственно, или как пока ещё непознанное, например, почему человек умеет читать мысли другого по глазам. Не физическое, а метафизическое. И не христианское, а антирелигиозное (из-за разочарования во всё, в том числе и в религии и вере).

    После первой все остальные картины из серии “Свет в лесу”, попавшие на глаза, я не смог понять как выражающие Неизвестность.

    Ну вот первая из них.

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    Я попробовал думать, что странность в том, что не понятно, с какой стороны солнце светит: слева или справа. Тень-де от центрального дерева двойная: и влево и вправо.

    Но. Почему эти две тени не начинаются сразу от стволов, а немного от них отступают? Ведь натурализм, с которым Васильев принялся играть, требует, чтоб тени начинались сразу от стволов.

    Или подумать, что перед этим стволом растёт высокая трава, попавшая на солнце, и она заслоняет собою начало теней? Но почему это так неявно нарисовано?

    Или неявность это и есть то, чем у Васильева выражается Неизвестность?

    А ну посмотрим на дерево чуть правее и дальше.

    Если заставить себя, то темноту справа от обсуждённого уже дерева (я её укажу стрелкой) можно считать тенью от второго рассматриваемого дерева. Она окажется параллельной соответствующей левой тени от первого дерева. Так? А правая тень от этого второго начинается (очень хорошо!), можно внушить себе, непосредственно от ствола, и она параллельна правой тени от первого дерева. – И всё в порядке! Картина объяснена.

    Но как быть со следующей?

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    А тут, оказывается, если всмотреться, что-то вроде растра в изображении. Как бы кусочки света летят справа под углом 60 градусов.

    Чем выше, тем гуще.

    Чего это образ? – Можно считать, что какого-то иномирия.

    Пока удаётся. Смотрим следующую.

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    Тут тоже растр чёрного, спускающегося на светлое. Предположим, изображена чёрная туча, не успевшая затянуть всё небо, и на горизонте ещё есть открытое небо. Но главная странность, что это открытое небо (распределённый свет) светит словно солнце (гораздо меньшее, чем широкое небо) – и даёт тени от стволов деревьев на земле. – Это странность.

    Далее.

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    Тут, кроме растра из тёмных точек по всей площади картины, ничего странного нет. А сквозь облака вполне натурально пробиваются лучи солнца. Так что это за чёрное затягивает всё-всё? – Неизвестность?

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    А вот тут дела плохи – даже нет спасительного растра.

    На заднем плане, судя по нескольким еловым лапам, густейший еловый лес. Освещение листьев перед лесом – сзади нас (чем ближе к нижнему краю картины, тем светлее).

    О! А почему на земле опавшие листья, если лес – еловый?

    Вот и странность.

    Можно, наверно, умопостигать, что лес смешанный и нам просто не видна лиственная его часть. Но непосредственное восприятие ведь в приоритете.

    Далее.

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    Тут странное – знакомый точечный растр сгущающейся Тьмы. А главное (судя по тому, что диск светила – луны или потухающего солнца – так высоко), - главное то, что этот диск ненормально велик.

    Васильев. Серия “Свет в лесу” II. 1994-7.

    Я не знаю, можно ли тут, кроме знакомого точечного растра, видеть странность в невыдержанности перспективы.

    Ещё странно, что при подписях стоит дата не 94, а 98 и 99. Но это ладно.

    Ну и чернота листов явно подводит к Неизвестному…

    То есть я могу праздновать удачу?

    Какая это сила, однако, взять и начать дело…

    27 января 2022 г.

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

04.03.2022
23:49

Как Шостакович не предал себя

    Заглавие я придумал, а наберётся ли материал для статьи, я не знаю. Потому что как-то принято у нас мутить. А я мути не признаю. Это как один литовец, архитектор, . . .

02.03.2022
13:12

Это не высасывание из пальца…

    Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в . . .

01.03.2022
23:38

Ну что с него взять, с Олега Васильева, он убогий: у Бога 24 января

    Я, наверно, и сам убогий. У меня, как у наивного ребёнка, огромное доверие, что, если я что у знаменитого художника не понимаю что-то пока, то виноват я, а не он, раз он . . .

27.02.2022
16:31

Какой ужас, что так всё скучно…

    Вы прочли название, читатель? Но я начну с ужаса не того, о котором думал, когда название писал. Я начну с мысли, что с некоторой точки зрения ужасна наука. Обедняет . . .

26.02.2022
09:53

Я не смог пройти мимо этой репродукции

    Я не смог пройти мимо этой репродукции. Иогансон. Салют. 1945. Наверно, сработал мой плохой вкус – любовь к разноцветности. Потому что, когда я из осторожности . . .

25.02.2022
06:46

Не зарвёмся, так прорвёмся

    Я поверю нескольким словам Тынянова в 1924 году. Таким: "В “воровской лирике” Сельвинский — это Бабель в стихах” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w50). А Бабель (см . . .

23.02.2022
17:22

Статья из почти одних ругательств

    Включил канал “Культура”, а там фильм начинается – “Небо. Самолёт. Девушка” (2002) Веры Сторожевой. – Взял и начал смотреть. Даже звукозапись плохая оказалось . . .

22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно. Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню . . .

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100