TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или аристократа с отменным вкусом. А может, как раз наоборот: мне энергии самопросвещения придало ощущение моего ничтожества, чтоб ощутить со временем, как я самовоспитался.

    Но вот не хватает чего-то, чтоб толково разоблачить живописную графоманию. Я просто смотрю, и почему-то не волнует.

    Андрияка. Заснеженные сосны. 2007.

    Вот косое предвечернее солнце, мутное, видно (из-за оттепели и пара в воздухе), потому слабое, слабо освещает стволы. Тень еле видна. Снег по краям хвойных лап обтаял.

    Сравнить, что ли с Шишкиным?

    Шишкин. Зима. 1890.

    Шишкин. Морозный день. 1891.

    Я аж думал придраться к Андрияке, что не жёлтые у него стволы сосен. Да вот и у Шишкина они не жёлтые. Чего точно у Шишкина нет – зелени. – Неужели неопадающая хвоя меняет всё же цвет зимой?

    Как на фотографиях?

    Таки нет такой выпяченной зелени, как у Андрияки. У того, кажется, можно пересчитать количеств оттенков зелёного: 1) в тени, 2) не в тени, 3) вдали. То есть, как маляр. У Шишкина во второй репродукции, вроде, побольше оттенков.

    И, кажется, можно угадать, вообще, в чём дело. Андрияка (он сам пишет) перестал рисовать с натуры. От его изображений – впечатление неправды. Он рисует то, что знает, а не то, что помнит. Как ребёнок. Тому предложи нарисовать табуретку – он нарисует её с четырьмя ножками. Он же знает, что их черыре – всё. Андрияка знает, что сосны хвою не сбрасывают на зиму, значит, она остаётся зелёной, значит, он и рисует зелёным цветом.

    Чащу, он знает, надо нарисовать иначе, чем опушку, хотя бы из-за воздушной перспективы. Про то, что в чаще темнее, он забыл. Вот он и рисует чащу просто голубее, чем близь. Она получается ненатуральной.

    У засохших сосен макушки не такие густоразветвлённые, как у Андрияки. В них преобладает ствол.

    То есть я хочу сказать, что человек, повидавший сосновый лес, глядя на лес Андрияки, подсознательно чует, что он ненатуральный, хоть автор такого эффекта не хотел.

    А ещё у Андрияки монотонность какая-то. То ли дело у Шишкина: насколько темно в чаще, настолько светло в прогалине в “Зиме”, насколько как бы обесцвечено всё, настолько цветоносна глина.

    Потом у Шишкина всегда та или иная непроходимость леса. Дебри. То есть образ могучего народа. В картине “Зима” только на первом и втором плане четыре поваленных дерева. Аж невозможно, представляется, там пройти, переступая их. Иначе, но то же в картине “Морозный день”. Там немыслимо преодолеть обрыв. Стихия земли. Выражение могучести народа было социальным открытием (все, наоборот, о несчастном народе тогда плакали). А у Андрияки повалено только одно дерево. Справа там бери и входи в лес. Он не ставил себе задачу что-то лесом выражать. Взял и придумал лес.

    Мертворождённая у него картина.

     

    В хорошем смысле останавливает внимание такой пейзаж Андрияки 1991 года. (Кроме такого ляпа, как втыкание креста колокольни в край картины.)

    Зной в контражуре. – Но в контражуре должен быть обязательно сильный контраст светлого и тёмного.

    Горячев. Контражур. Бумага, акварель.

    И ведь не сошлёшься, что Андрияка не мог дать контраст из-за акварели. Горячев, вот, смог. Что если Андрияка не хотел его дать? Картина тем и странна, что светится даже и в тенях. Что вся – бледно-фиолетовая, точнее – из взаимодополнительных бледно-фиолетового и бледно-жёлтого. Ненатурально, конечно. Даже небо в таких цветах. Но за это ж и ругать нельзя. Человек красоту рисует, а не натуру. И плевать ему, что было в стране в 1991 году? Или всё же нет?

    Я неравнодушен… ЧТО-ТО чувствуется. И ведь ни одного человека на улицах… Огромного города. А Россия ж не Испания с её сиестой… – Губительное для русского народа знойное солнце капитализма…

    И на старуху бывает проруха?

    Или человек "пытается завуалировать внутреннюю пустоту внешней чрезмерностью” (https://vk.com/topic-1504488_38852579). Тут – высветленностью.

    Выдуманность не обязательно плоха, если она лучше всего может выразить то смутное, что просится наружу из души. – Русскость в обмороке… Как брошенный людьми Чернобыль.

    Я искал поисковиком картинок, какое место изобразил Андрияка. Оказалось, что точно такая колокольня и пятиглавый собор рядом есть в Троице-Сергиевой Лавре. Но там вокруг нет такой массы домов. А в Москве на Варварке есть вокруг масса домов, но гораздо больших, чем на картине, и колокольня немного иная. – То есть и тут рисовано не с натуры. – Ему нужна не маргинальная русскость (церковь, удалённая от мирской жизни) и не столичная, а русскость целой страны. – Которая обмерла в ожидании роковых перемен, которых, вроде, и желали, а вроде и боялись.

    29 октября 2019 г.

     

     

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100