TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

     

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет по типам композиции, но есть и слова: "…еще один вид пейзажей Мыльникова, созданных в поздний период его творчества”. Где б я ещё нашёл такое отнесение ко времени. Мне ж интересно, ушёл Мыльников к концу жизни от пробуддизма или нет. Можно, тупо искать репродукции по датам. Но я вот выбрал просто статью о нём. К тому ж она даёт и даёт поводы поусмехаться над формализмом искусствоведа. В данном случае усмешка по отношению отнесения типа композиции к дихотомии:

    "…некий водоем — реку или озеро, обрамленные двумя берегами, — ближним, находящимся на первом плане и дальним, на другой стороне. Интрига данного сюжета заключена в оппозиции или дихотомии этих цветотональных пар — неба и воды, а также двух, разделенных водой, берегов”.

    Ну и, конечно, анализ этот – без никакого прямого или косвенного выхода к мироотношению художника. Только – отдалённым проблеском (в слове "равновесия”):

    "…мастера интересует проблема равновесия, достигаемого не только в его привычно читаемой форме — левое-правое, но также и в направлении вертикальном — верх-низ”.

    Пример картин: “Поздний вечер” (1980), “Белый день” (1979).

    Мыльников. Поздний вечер. 1980.

    Мыльников. Белый день. 1979.

    Мне даже нет охоты доказывать выражение пробуддизма в этих картинах, настолько это для меня очевидно после выведения того же из множества других. В обеих какая-то пустота звенит при всей их наполненности водой, небом и землёй. Можно только удивляться художнику, что он не устаёт выражать одно и то же, одно и то же всегда иным образом.

    К композиции типа “небо – земля – вода – земля” Кудреватый относит и такое:

    Мыльников. Утро. 1972.

    С такими словами:

    "Она [картина] строится на взаимодействии трех основных световых масс — чашеобразного пятна неба, овала зеркальной глади озера и обнаженной женской фигуры. Зеленые берега, обрамляющие озеро, тоже, сами по себе, являются довольно ясно читаемой чашеобразной формой. Возникает едва уловимый зрительный парадокс, игра формы и контрформы, объекта и окружающего пространства. Картина передает состояние утренней тишины и равновесия, хотя бы неустойчивого и временного, но еще присутствующего в этом неспокойном мире. Это — картина-медитация, картина-размышление о судьбе красоты, ее хрупкости и незащищенности. Несомненно, вдохновленный образами Джорджоне и Тициана, живописец вступает с ними в своеобразную полемику, ведет через века диалог со своим великими предшественниками, являя свой образ современной Венеры. Эта диалогичность подчеркнута зеркальным разворотом женской фигуры в картине Мыльникова. Также следует отметить иную роль пейзажа, где преобладание светлых масс воздуха и воды создает эффект растворения человека в природе, в противовес прочтению темы итальянским мастером, когда значительную часть полотна занимает земная твердь, что в некоторой степени материализует, утяжеляет изображение, отличающееся, помимо всего прочего, и более динамичной структурой. Смелость принятия советским мастером такого “вызова времени” говорит о том, что это для него — не постмодернистский эксперимент, не компиляция, не плагиат, а подтверждение исторической преемственности, верности избранного творческого пути”.

    Я прямым шрифтом выделил то, что считаю натяжками и неправдой: “Зеленые” никакие не зелёные, чуть не синие, мрачные и холодные; “неустойчивого и временного” – ничего такого нет, всё неподвижно и окончательно, вневременье; “советским” – никакой Мыльников не советский с 1955 года, а антисоветский художник.

    Диалог с Джорджоне и Тицианом действительно есть. Если идеал первого – гармония высокого и низкого (Высокое Возрождение), а второго – трагического героизма (Позднее Возрождение, вопреки всей победительности инквизиции в Венеции утверждающее победительность тела в борьбе с духом), и если оба идеала – оптимистичны, то им противоположный (этой холодностью тона, какой-то бескрасочностью) идеал малочувствия у Мыльникова смеётся над оптимистическими упованиями великих венецианцев.

    .

    Итожа анализ картин, Кудреватый опять, как и в начале статьи, невольно, как бы тенью, касается сути творчества Мыльникова – пробуддизма:

    "Совершенное владение живописными и композиционными средствами позволяло мастеру выходить на глубокие философские обобщения, претворять явления окружающего мира в емкие вневременные символы”.

    Этой тенью является слово "вневременные".

    Пробуддизм действительно выпадает из времени, так как является мироотношением экстремистским. Разочарование его носителя в действительности слишком велико, уносясь аж в иномирие некое. Вот у романтиков была знаменитая мировая скорбь. Так они удирали всего-навсего в свой прекрасный, мол, внутренний мир. А это не иномирие. Которое таки выходит именно "на глубокие” переживания, будучи малочувствием.

    .

    Но меня будоражит сказать нечто совсем-совсем неожиданное…

    Мыльников. Тишина. 1987.

    Почему эта пара не касается друг друга?

    Потому что в СССР была официальная пуританская мораль. Лживая, как и многое-многое другое, начиная с, мол, социализма, начиная, с, мол, гражданской активности, с, мол, самоуправления. А про любовь: "Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни”. И художник тихо грустит о поверивших официальной пропаганде, как и он, наверно, когда-то. А год 1987-й. "Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новым государственным курсом” (Википедия). И все было встряхнулись. А Мыльников знал наперёд, что на Этом свете спасение одно – отключиться от всего-всего, ибо нет* на Этом свете ничего хорошего.

    7 июня 2022 г.

    *- Как же нет, если художник нарисовал, что есть.

    Сексуальным отношениям естественно не начинаться, пока нет убеждённости в любви. И именно такой момент созревания этой любви и изображён художником. А вы художника извратили. Он оптимист, а не пессимист.

    Он нарисовал хорошее в нереальном мире. То есть он пессимист в мире реальном.

    В чём нереальность?

    В ненатуральности отражения другого берега в воде.

    "Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее” (http://zaholstom.ru/?page_id=2269).

    А тут – без изменения оттенка.

    Очертания отражаемого в воде не повторяются. Дом по горизонтали более вытянут влево, чем на отражении.

    То же самое с линией холмов.

    Можно сказать, что левый холм потому не отражён, что он дальше отстоит от воды, чем правый.

    http://zaholstom.ru/?page_id=2269

    Но повторить-то линию правого холма он в отражении мог же в точности. А не сделал. И ведь рука и глаз у художников очень точные. Если вводится неточность, то она намеренная.

    А чтоб надёжнее обеспечить выражение пессимизма, он отказался от тёплого колорита, который было прикинул в эскизе.

    Мыльников. Тишина. 1986. Эскиз.

    Он и тут было вводил несоответствие отражения отражаемому: светлое в воде отражено слишком уж тёмным. Но счастливый тёплый колорит слишком доминировал. Его ничто не перебивало. И он от него отказался в картине.

    7.06.2022.

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100