TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

     

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие:

     

    напиши про любовь, не пиши про печаль,

    напиши, что я взял Мариуполь.

    Я вскочил и бросился искать это в интернете. Нашёл. Плакал над стихом. Разбирался, в чём механика плача (см. тут). Нашёл, что из-за смысловых столкновений – вполне по закону художественности Выготского. Загадки магии услышанного двустишия, впрочем, не раскрыл. Сейчас пробую – плохо удаётся. Изовыражение, вроде.

    "Неоднократно и в течении многих лет можно было услышать такое народное объяснение: <Мариуполь> - означает <море у поля>. Стараниями журналистов оно попало даже на страницы местной печати” (https://priazovie.net/articles/14-azov-history/894-what-mariupol-meaning).

    Я ничего такого слыхом не слыхивал, но искать расшифровку слова “Мариуполь” начал именно из-за такого же тёмного ощущения. И вот оно подтвердилось.

    То есть в стихе сработала линеарность.

    Что такое линеарность?

    "Линеарность – последование звуков разл. высоты, образующее мелодич. линию” (АКАДЕМИК).

    Понимаете… Чудится, что линеарность двустишия такая:

    После третьей волны успокоение моря.

    Но это я отвлёкся.

    А после первого общения со стихотворением Мельникова у меня пошла дурная гонка – поиск его стихов, которые вызывают невольную слезу. Как, знаете, нога, положенная на ногу, сама подпрыгивает от докторского удара молоточком под коленку. То, что открыл Выготский, в чём – психологически – состоит необразная художественность. Волнообразность выше обсуждённая – это изозвукообразность. Она тоже не безыдейная (микроидея тут: всё – успокоится, как буря на море). Но и просто тут лучше не скажешь. Эстетическая ценность. А есть художественная… Которая слезу высекает.

    В общем, я стал рыскать по стихам Мельникова, искать те, что заставляют плакать. Довольно некрасивое занятие на фоне тех реалий, которые заставляют поэта писать о войне. Это уже пятое разыскание я учиняю. Три предыдущие были удачными, а первое не в счёт – мне подсказали..

    Вот всё выше написанное может оказаться зряшным, если я не найду (редки у Мельникова такие стихи).

    *

    Нет, не зряшным. Не удалось мне найти ещё хоть одно стихотворение, заставившее меня невольно прослезиться. Я и раньше очень долго искал, пока находил.

    В чём дело?

    Я не профессиональный психолог, как Выготский. И мне б молчать. Но что делать, если положение дел в гуманитарной сфере в России очень плохое. (Художественность того же Выготского с 1965 года – времени издания его “Психологии искусства” – никем, ни-кем! – не применяется.) Я вынужден дать своё предположение для объяснения феномена Мельникова.

    Я уже давно подметил, что есть состояние, близко приближающее человека к состоянию вдохновения. (А слово “вдохновение” лично я предложил бы, если б директором был я, применять только для состояния подсознательного идеала, что является следствием теории Выготского {он в 1925 году, когда написал “Психологию искусства”, просто опасался позитива к понятию “подсознательный”}; Выготский лишь мельком говорит о подсознательности катарсиса, который есть гвоздь его теории.)

    Так вот состоянием, приближающимся к вдохновению, по моему, является артистизм (выражение через наоборот).

    По Выготскому подсознательный катарсис есть результат столкновения осознаваемых противочувствий, вызываемых противоречивыми текстовыми элементами. Через наоборот и противоречивые элементы близки.

    Вот в сильную степень артистизма, видно, и впал Мельников в тех четырёх случаях (см. ещё тут, тут и тут), когда я плакал. Аж до противоречивости дошёл. А в остальных – не доходил. Вот мне и не попалось больше ничто, пронзающее меня невольно.

    Это объясняет колоссальный эффект, какой Мельников произвёл в публике. Это ж миллионы, наверно, плакали там, где и я плакал. И это ж редчайший случай теперь.

    По какой-то причине великих поэтов теперь нет. В противоположность: у Пушкина редкое стихотворение (кроме эпиграмм) без противоречивых элементов. Я читал и поражался. Что объясняет и колоссальную славу Пушкина: редкости из-под его пера выходили чуть не каждый день.

    27 октября 2022 г.

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100