TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут…

    Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что Высоцкий-то “дрался” (я потому в кавычках пишу, что отношу инициатора к подсознательному идеалу) за настоящий социализм, а тот лишь дальше стал от осуществления, чем был при лжесоциализме. Бродский в одном высказывании сделал, по сути, противоположное предсказание: что Высоцкий бессмертен как явление языка. Но массе, думаю, не близок ни тот, ни другой аспект.

    Сам я уже равнодушен. Но я так долго живу, что стал ко всему равнодушен. Впрочем, не совсем. Мне интересно что-то противопоставить Бродскому.

    Вот его слова:

    "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, мое отношение ко всем этим бардам было примерно вот таким. Но именно начав не столько читать, сколько слушать более-менее внимательно, я просто понял, что мы имеем дело, прежде всего, с поэтом, более того, я бы даже сказал, что меня, в некотором роде, не устраивает, что это все сопровождается гитарой. Потому что это само по себе, как текст, совершенно замечательно. То есть, я говорю именно о его способностях, о том, что он делал с языком, о его рифмах. То есть, это гораздо лучше, чем Кирсанов, Маяковский, я уже не говорю о более молодых людях вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что Высоцкий пользовался совершенно феноменальными составными рифмами. До известной степени гитара ему, конечно же, помогала скрадывать этот невероятный труд, который, на мой взгляд, он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. Потому что, в принципе, я думаю, они поражают публику, действуют на публику таким образом благодаря не только чисто музыке или содержанию, но бессознательному усвоению слушателем этой языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого - это потеря для языка совершенно ничем невосполнимая” (Ещё один блог о кино).

    Меня не устраивает нарочито формалистский подход Бродского.

    Я полез смотреть, что такое составная рифма.

    "СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.” (https://stihi.ru/diary/mylifeis/2015-10-30).

    Другой вариант там же:

    "одно слово рифмуется с двумя…

    Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

    Не затем

    Взвела

    по насыпям ТЕЛ ОНА,

    чтоб, горестный,

    сочил заплаканную гнусь;

    страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,

    без всяких

    “красиво”,

    прижатый, гнусь.

    (Вл.Маяковский “Война и мир”)”.

    Ах, футуристы! – У меня ж открытие есть насчёт них (извиняюсь за бахвальство). Они молились на прогресс, а в том же обязательно что-то плохое. Что делать? Они, как бы закусив губу до крови продолжали славить прогресс. Особенно хлёстко эта мысль работает на Маяковском. Он, ещё несовершеннолетним, вёл большевистскую агитацию. Два раза был посажен в тюрьму. Там его сумели незаметно перевоспитать и толкнуть из революции в искусство. И он, получилось, предал революцию, тогда как она оставалась его идеалом. Что-то подсознательное в этом его идеале заставило страшно корёжить правила. Одно из них – составные рифмы, которыми Пушкин пользовался "как исключением” (Там же). Потом причины бунтарства у Маяковского менялись. Сперва революция его не устраивала, потому что затормозилась после поражения в 1905 году. Потом за то, что строится централистское общество. В процитированной поэме “Война и мир” (см. тут) Маяковский прогрессом считал пацифизм. Но его скребла совесть, что он не воевал сам. Вот и… составная рифма, в частности.

    Высоцкий подсознательно исповедовал такого же типа идеал, как и русские футуристы – типа трагического героизма. Он был за настоящий социализм, т.е. с государством, отмирающим ради самодеятельности малых коллективов (федерации федераций, если по Прудону). А народ, потребный для этого спал, и он, Высоцкий, как ни рвал глотку, разбудить его к гражданственности не мог. – Та же потребность закусывания губы до крови, славя всё никак не состоящийся настоящий социализм. Соответственно должна быть та же тяга к составным рифмам.

    С Высоцким и составной рифмой мне сразу вспоминается одно из названий его песни “Прерванный полёт”: “Не до…” (Википедия), - включающее составную рифму аж в название.

     

    Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел,

    Потрусили за ствол — он упал, упал...

    Вот вам песня о том, кто не спел, не спел,

    И что голос имел, не узнал, не узнал.

    .

    Может, были с судьбой нелады, нелады

    И со случаем плохи дела, дела —

    А тугая струна на лады, на лады

    С незаметным изъяном легла.

    .

    Он начал робко — с ноты "до",

    Но не допел её, не до...

    .

    Не дозвучал его аккорд, аккорд

    И никого не вдохновил.

    Собака лаяла, а кот -

    Мышей ловил...

    .

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    А он шутил — не дошутил,

    Недораспробовал вино,

    И даже недопригубил.

    .

    Он пока лишь затеивал спор, спор,

    Неуверенно и неспеша, неспеша.

    Словно капельки пота из пор, из пор,

    Из-под кожи сочилась душа, душа.

    .

    Только начал дуэль на ковре, на ковре,

    Еле-еле, едва приступил, приступил,

    Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, в игре,

    И судья ещё счёт не открыл.

    .

    Он знать хотел всё от и до,

    Но не добрался он, не до...

    .

    Ни до догадки, ни до дна, до дна,

    Не докопался до глубин,

    И ту, которая одна, —

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    .

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    А он спешил — недоспешил.

    Осталось недорешено

    Всё то, что он недорешил.

    .

    Ни единою буквой не лгу, не лгу —

    Он был чистого слога слуга, слуга.

    И писал ей стихи на снегу, на снегу —

    К сожалению, тают снега, снега.

    .

    Но тогда ещё был снегопад, снегопад

    И свобода писать на снегу...

    И большие снежинки, и град

    Он губами хватал на бегу.

    .

    Но к ней в серебряном ландо

    Он не добрался и не до...

    Не добежал, бегун, беглец, беглец!

    Не долетел, не доскакал...

    А звёздный знак его - Телец -

    Холодный Млечный путь лакал.

    .

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    Когда секунд недостаёт, —

    Недостающее звено

    И недолёт, и недолёт, и недолет?!

    И недолет...

    .

    Смешно, не правда ли? Ну вот!

    И вам смешно, и даже мне —

    Конь на скаку и птица влёт.

    По чьей вине?

    1973

    Песня – пророчество своего скорого конца, ибо не может быть трагедии при таком несоответствующем его чаяниям народе.

    Составных рифм тут сколько? – "неспел : не спел”, “нелады : на лады”, “ноты "до" : не до”, “спор : из пор”, “от и до : не до”, “до дна : одна”, “не лгу : снегу”, “ландо : не до”, “Ну вот : влёт”.

    Ого!

    25 июля 2022 г.

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, . . .

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100