Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
|||||||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
|||||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
|||||||
04.10.2013 |
|
|||||||
03.10.2013 |
|
|||||||
21.09.2013 |
Аввакум и вседоговор.
Прочтя ⌠Житие протопопа Аввакума, им самим написанное■, я подивился его актуальности. Как нынче пятая колонна в России (сознающая это или не сознающая) под видом приобщения к общечеловеческим ценностям хочет включить Россию в систему американского глобализма с его привилегией США решать дела в своих интересах дипломатией канонерок (в Гренаде, Панаме, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии √ защищая-де гуманизм), так и когда-то: ⌠┘"что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, - и серби, и албанасы [албанцы] и волохи [румыны], и римляне, и ляхи, - все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! - так-де не подобает!"■ И как сила √ главный аргумент у США (в случае с Гренадой и Панамой даже существование СССР не помогло, а с падением СССР вообще понеслось во все тяжкие), так и когда-то: ⌠Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостоли научили так? - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить <┘> Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: "непокараящихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити". А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. И те учители явны яко шиши [шпионы] антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере своей и дела творят таковы же■. И как ныне, √ в конфронтации Запада и Евразии, США и России, цивилизации и культуры, рационалистской узости и широты души, грозящего гибелью от глобальной экологической катастрофы из-за перепотребления неограниченного прогрессизма и обещающего от этого спасение нового, безрелигиозного традиционализма, √ как ныне надежда на недостижительный менталитет россиян, на страдательный и сострадательный мессианизм русских, на знаменитый, с лёгкой руки Достоевского, их всеотклик, так и когда-то: ⌠┘иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая [православная] вера■. И правда, думается про ⌠когда-то■: ведь это католическая отпала от кафолической, ведь это никонианство отложилось от старообрядчества. Сама ж этимология слова ⌠православие■ говорит, что право то, от чего отделяется. А отделяется┘ новое. И ⌠Житие■ ошеломляет┘ незлобливостью. И способностью злых покаяться. ⌠Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався и плакать стал, а сам говорит: "согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил; за то меня наказует бог!"■ Это тот, кому велено было доставить протопопа в ссылку в Восточную Сибирь. И как только этот Пашков ни измывался над Аввакумом?!. ⌠ударил меня по щоке, таже по другой и паки в голову, и сбил меня с ног и, чекан [кирка] ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши [раздев], по той же спине семьдесят два удара кнутом <┘> И он велел меня в казенной дощенник [большая плоскодонная лодка с палубой] оттащить: сковали руки и ноги и на беть [бревно, которое кладется с борта на борт сверху и врубается] кинули. Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал■. По крайней мере, я, со своей идеей-фикс о вседоговоре, был впечатлён. Само какое-то отстранённое повествование о претерпеваемом чего стоит. ⌠Егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному делу и малакии [рукоблудие] всякой повинна; нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен■. Умиротворил себя √ чего ж спустя полвека волноваться. Да? Или: ⌠Таже ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел, - прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев руку платом, пошел к вечерне■. Всепрощение? Интересно: в самом деле отгрыз пальцы или это оборот речи?.. ⌠Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали. А опосле учинились добры до меня■. Чудеса примирения┘ Внешне ⌠Житие■ составляет перечень удивительных случаев. Сперва они нанизаны Аввакумом на свою хронологически написанную автобиографию, а под конец добавлены вразнобой, по принципу ⌠ещё вспомнилось■: ⌠┘еще вам повесть скажу. Как в попах еще был■, ⌠А еще сказать ли тебе, старец■, ⌠А егда еще я был попом, с первых времен■. 8 случаев. Причём речь у Аввакума такая обыденная, что впечатление, будто он не выдумал случаи с чудесами, а те были. В самом деле, многие из них √ это исцеление от психических отклонений. А мы ж знаем силу внушения. Вполне Аввакум в этих случаях мог не врать. Ну и толковать разные явления в религиозном духе √ тоже не значит выдумывать. Например: ⌠Егда в Даурах я был, на рыбной промысл к детям по льду зимою по озеру бежал на базлуках [подошва с шипами]; там снегу не живет, морозы велики живут, и льды толсты замерзают, - близко человека толщины; пить мне захотелось и, гараздо от жажды томим, итти не могу; среди озера стало: воды добыть нельзя, озеро верст с восьмь; стал, на небо взирая, говорить: "господи, источивый из камени в пустыни людям воду, жаждущему Израилю, тогда и днесь ты еси! напой меня, ими же веси судьбами, владыко, боже мой!" Ох, горе! не знаю, как молыть; простите, господа ради! Кто есмь аз? умерый [издохший] пес! - Затрещал лед предо мною и расступился чрез все озеро сюду и сюду и паки снидеся: гора великая льду стала, и, дондеже уряжение [устроение] бысть, аз стах на обычном месте и, на восток зря, поклонихся дважды или трижды, призывая имя господне краткими глаголы из глубины сердца. Оставил мне бог пролубку маленьку, и я, падше, насытился. И плачю и радуюся, благодаря бога. Потом и пролубка содвинулася, и я, востав, поклоняся господеви, паки побежал по льду куды мне надобе, к детям■. Для справки: ⌠┘на Байкале, необычные эксперименты проводят сотрудники сразу пяти научных институтов Сибири. Каждую зиму ученые слушают, как на озере трескается лёд■ (http://baikaler.ru/news/549/). Качество ружей было аховое. Отсюда √ осечки многочисленные. И √ чудесные спасения от неминуемой смерти одного, другого, третьего. Аввакум, наверно, очень здоровый человек был, и это объясняет, как он выживал после страшенных побоев и пыток. А он воспринимал это за чудо. В общем, чудеса не чудеса √ современного горожанина, с которым годами и десятилетиями ничего удивительного не случается, чтение ⌠Жития■ ошарашивает: ай да Россия! И фокус, наверно, в том, что написано-то это в 1672-1673 году, а временно`е расстояние как-то не слишком чувствуется. Те же будничные заботы о хлебе насущном, о спасении от болезней и иных напастей. Вполне понимаемо теперешним маленьким человечком, как ни огромно-тесен теперь стал мир. И сейчас тоже, как тогда, в расколотой России вполне на своём месте находится такой, например, Млечин, ориентированный на семейные ценности как на наибольшее из общественного, что мыслимо для мещанина, представителя среднего класса, - ориентированный на этот флаг совремеменной буржуазности, к которой как к идеалу стремится поотставшая-де от Запада Россия. И вот случилось такому Млечину месяц смотреть центральное российское телевидение. А там две горячие темы: Сирия и наводнение на Дальнем Востоке. Так что досадно Млечину? ⌠И я был потрясен, что наша сейчас главная беда - вода на Дальнем Востоке √ она оттеснена сирийскими событиями■ (http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1147920-echo/). Там же, на Дальнем Востоке √ горе тысяч российских семей! Что может быть важнее?!? Млечину непереносимо, что в новостях есть и про Сирию. Есть-де сложившийся мировой порядок. Однополярный мир. Со США во главе. И надо подчиняться США. Как Австрия, посадившая самолёт с президентом Эквадора. И не иметь никаких международных проблем, как та же Австрия. А не √ защищать Сирию, когда в ней США хочет сменить правительство на проамериканское. И не ставить на телевидении тему Сирии как хоть сколько-то заметную по сравнению с наводнением. Великим должно быть семейное, а не государственное и тем более √ не глобальное: нарушение или не нарушение Вестфальского принципа ударом США по Сирии. Великое √ то, что открыл Аввакум для России √ ценность личного: ⌠Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила робяти на пищу, божиим повелением нужде нашей помогая; бог так строил. На нарте везучи, в то время удавили по грехом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала; сто рублев при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевленна, божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала; а нам против того по два яичка на день давала. Слава богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярони куры все переслепли и мереть стали; так она, собравше в короб, ко мне их принесла, чтоб-де батько пожаловал - помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то есть наша, детки у нея, надобно ей курки. Молебен пел, воду святил, куров кропил и кадил; потом в лес сбродил, корыто им сделал, из чево есть, и водою покропил, да к ней все и отослал. Куры божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. От тово-то племяни и наша курочка была■. Так бы, наверно, понял ⌠Житие■ Млечин. Он же √ тенденциозный человек. А фокус в том, что Аввакум имеет общее с современным ему Вестфальским миром (1648). Тот, покончивший с войной Реформации с Контрреформацией, политически знаменовал торжество мировоззрения эпохи барокко √ соединения несоединимого. Другим полюсом в Аввакуме была такая же национальная исключительность России, какой ныне обуреваемы США: ⌠Америка √ не мировой полицейский. Ужасные вещи происходят во всем мире, и мы неспособны противостоять всем этим (преступлениям). Но если прибегнув к умеренным усилиям и с умеренным риском, мы можем добиться того, чтобы (сирийские) дети не умирали от отравляющего газа, и наши дети были в безопасности в долгосрочной перспективе, я уверен, мы должны действовать. Именно это делает Америку особенной■ (http://ekklezia.ru/blogi/2272-obama-obraschenie-k-natsii.html). Россия при Аввакуме, после Вестфальского мира, была единственной православной страной, сохранившей независимость. А православие √ самая правильная вера, до никонианства √ ненасильственная (папа римский вообще своё государство имел): ⌠Рим давно упал и лежит невсклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Магмета■. Чуете? Что-то от вседоговора есть у Аввакума. От мессианства. Того, что вошло в жертвенный менталитет русских. Нечто прямо противоположное семейным ценностям как высшим. И эта сторона личности Аввакума отразилась чуть не в каждой строчке ⌠Жития■: это √ исключительность ЕГО веры. Доброй. ⌠Десеть лет он [упоминавшийся Пашков] меня мучил или я ево - не знаю; бог разберет в день века■. Избиение против убеждения? ⌠Держали меня у Николы в студеной полатке семнадцеть недель. Тут мне божие присещение бысть■. Телесное против духовного? ⌠Посем Лазаря священника взяли и язык весь вырезали из горла; мало попошло крови, да и перестала, Он же и паки говорит без языка. Таже, положа правую руку на плаху, по запястье отсекли, и рука отсеченная, на земле лежа, сложила сама персты по преданию и долго лежала так пред народы■. Материальное против идеального? Сам-то, в жизни, Аввакум был бунтарь, и это проскользнуло в ⌠Житие■: ⌠Опечаляся, сидя, рассуждаю: что сотворю? проповедаю ли слово божие или скроюся где? Понеже жена и дети связали меня. И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и рече ми: "что, господине, опечалился еси?" Аз же ей подробну известих: "жена, что сотворю? зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? - связали вы меня!" Она же мне говорит: "господи помилуй! что ты, Петровичь, говоришь? Слыхала я, - ты же читал, - апостольскую речь: "привязался еси жене, не ищи разрешения; егда отрешишися, тогда не ищи жены". Аз тя и с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие попрежнему, а о нас не тужи; дондеже бог изволит, живем вместе; а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай; силен Христос и нас не покинуть! Поди, поди в церковь, Петровичь, - обличай блудню еретическую!" Я-су ей за то челом и, отрясше от себя печальную слепоту, начах попрежнему слово божие проповедати и учити по градом и везде, еще же и ересь никониянскую со дерзновением обличал■. Но кому ж как художнику и исповедовать в искусстве вседоговор, как не Аввакуму, в жизни раскольнику. Художник в нём идёт, как и полагается, путём наибольшего сопротивления. И от большинства строчек его ⌠Жития■ веет вседоговором. ⌠Посем взяли дьякона Феодора; язык вырезали весь же, оставили кусочик небольшой во рте, в горле накось резан; тогда на той мере и зажил, а после и опять со старой вырос и за губы выходит, притуп маленько. У нево же отсекли руку поперег ладони. И все, дал бог, стало здорово, - и говорит ясно против прежнева и чисто■. Как холодно, отстранённо и об одном, и о противоположном. Это и есть результат соединения несоединимого. Нетенденциозного (если за тенденцию считать крайности, а не середину). Надо ли говорить, что центральное телевидение России, следуя политике президента РФ, да и менталитету народа, в августе 2013 года удовлетворило обе крайности в душе россиян: и мессианство, и мещанство, - и уделило одинаковое внимание и Сирии, и наводнению на Дальнем Востоке. При чём Сирия к мессианству? Не в заинтересованности удержать там правительство, враждебное Катару, чтоб не мог Катар при невраждебном себе правительстве построить через Сирию газопровод в Европу, что сделает Газпром в Европе неконкурентоспособным. Нет. Такая заинтересованность была б сродни заинтересованности США во всех точках земного шара в пользу материальных интересов мещан Америки. Заинтересованность России √ в отстаивании Вестфальского принципа (не идти войной на страну, если в ней тебе что-то не нравится: религия или строй или ещё что.) А если позволить свергнуть Вестфальский принцип, то сегодня создастся единый фронт суннитских государств, подпевал США, против шиитского Ирана, непослушного США. Потом настанет очередь расправиться с непослушной США Россией. А в России только меньшинство, пятая колонна, хочет подчинения США. США же √ сердце капитализма с его неограниченным прогрессом и смертью человечества. И России принадлежит судьба человечество спасти своим примером. Поэтому России нельзя подчиниться США. И нельзя пустить их в Сирию. Пятоколонник Млечин это прекрасно чувствует, потому и восстал против равного внимания центрального российского телевидения и к наводнению, и к Сирии. 21 сентября 2013 г.
|
|||||||
14.09.2013 |
|
|||||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
|||||||
08.09.2013 |
|
|||||||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
|||||||
02.09.2013 |
|
|||||||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
|||||||
22.08.2013 |
|
|||||||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
|||||||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
|||||||
13.08.2013 |
|
|||||||
12.08.2013 |
|
|||||||
09.08.2013 |
|
|||||||
04.08.2013 |
|
|||||||
02.08.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"