TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

07.08.2016
18:08

Да простится мне...

    Да простится мне, если я ошибусь. Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же . . .

06.08.2016
07:53

Фадеев.

    Что должен делать раб своей идеи-фикс? – Правильно. Искать её подтверждения всюду. И вот я ухватился за слова: "Сверхзадача автора романа “Разгром”… увидеть… . . .

04.08.2016
10:19

Поучительно.

    Из переписки о файле Л. Киселёв. Стихи. Тут исключение. Я всюду в файлах “переписка” адресантов превращаю в анонимов. Дело в том, что, когда касаются произведения . . .

02.08.2016
08:15

Герасимов.

    Уважаемый читатель! Вы попали на этот файл в надежде на то, что вам откроют в таком понятном фильме, как “У озера” (1969), в чём тут скрытый художественный смысл . . .

01.08.2016
10:04

Честность перебежчика Леонида Киселёва.

    Вам приходилось когда-нибудь нарвать большой букет одуванчиков и поставить их в банку с водой? Если нет, я расскажу, как они себя ведут. Они с удесятеренной . . .

31.07.2016
16:15

Закон или шаблон?

    Это можно считать продолжением статьи такой, если иметь в виду заглавие и причину появления вообще. Причина в том, что я вчера получил возражение на первую статью, . . .

26.07.2016
17:24

Акутагава.

    Мой читатель! Прошу прощения, что чем-то привлёк ваше внимание к этой статье. Потому что я, взявшийся открывать себе и вам скрытый смысл произведений искусства, . . .

21.07.2016
17:54

Неминуемое подсознательное.

    Я слыхивал (по радио, помнится), что Чайковский не ждал вдохновения, а садился за фортепиано и вдохновение вызывал пальцами на клавишах. И кто-то, кажется, ему за то . . .

19.07.2016
21:11

Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".

    И опять, и опять, и опять… Скучно. Стал читать роман "Шкиль-моздиль" (2016 года издания, издания в России) Алексея Никитина. Стал читать потому, что это русский, . . .

12.07.2016
11:20

Как постичь и оценить художника?

    Я пересматриваю фильм Федорченко “Ангелы революции” (2014). Я что-то смутное от него получил в первом, простом, просмотре. А поскольку я теперь ведом идеей-фикс о . . .

29.06.2016
14:07

Як спiвав Василь Спiвак.

    Солист французской оперы с 20-летним стажем Василий Слипак пошёл воевать на Донбасс за единую Украину в рядах Правого Сектора, и, вот, погиб, сообщают. Он, наверно, . . .

23.06.2016
12:34

"Предательский" к читателю Пушкин.

    Имею ли я право на разбег? – Сам вопрос предполагает, что я его себе уже разрешил. Мой разбег – жалоба. Наверно, на судьбу. Я избрал для себя опорами такие положения . . .

21.06.2016
13:28

Про одну муть Юлия Андреева.

    Есть такой мутила, Юлий Андреев. Ценная личность. Он в электронных журналах осуществляет функцию, о которой здорово выразился Генрих Батищев: “Иногда истину . . .

20.06.2016
10:06

Хоть Михайлов и не гений...

    На заметку "Легко вам всем…” я получил серьёзное возражение: "…как-то жаль, что вы в своей статье больше внимания уделяете теории "Синусоиды идеалов", чем . . .

18.06.2016
16:57

Легко вам всем...

    Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким идеалом движим был писатель, когда писал эту вещь. (Недавно в правилах одного из электронных журналов я прочёл, что у них вообще запрещена деятельность, похожая на мою: "Не стоит путать литературный анализ текста с попыткой психолого-психиатрического анализа мотивов, двигавших автором” http://lito1.ru/rules.php.) Но. Я себя считаю призванным поступать, как поступаю. И мне трудно. Я нажил кучу догм. И мне нужно или каждое произведение понять так, чтоб к ним оно оказалось приспособленным. Или нужно менять догмы, находить мотивы исключения из них.

    Одна из догм, что типы идеалов во времени изменяются в строго повторяющейся очерёдности. У конкретного творца – в такой же последовательности, как это было в истории с большими стилями. Для примера (если вытерпите дочитать предложение до конца) – возрожденческая последовательность: Ранее Возрождение → Высокое Возрождение → Позднее Возрождение, тут происходит разветвление на маньеризм (это тупиковая ветвь) и на барокко, после которого стиль старых мастеров, так называемый (я его не хочу называть, как все, реализмом, потому что на ином цикле реализм находится на месте барокко); и на этом возрожденческий цикл заканчивается. Всё это хорошо иллюстрируется синусоидальной кривой с вылетами на верхнем и нижнем перегибах. Если синусоиду располагать вытянутой по горизонтали слева направо, то упомянутый маньеризм будет вылетом с синусоиды вверх, а Раннее Возрождение – на левом нижнем перегибе, как и стиль старых мастеров на правом нижнем перегибе. Типы идеалов этих стилей повторяются в веках и в биографиях. Так реализм Пушкина (аналог барокко с идеалом “соединение несоединимого”) оказывается на правом спуске ПОСЛЕ его же гражданского романтизма (аналогом Позднего Возрождения с идеалом “трагический героизм”). ПОСЛЕ. И не могло быть ПЕРЕД.

    А моё осложнение, из-за которого я стал писать статью, состоит в том, что рассказ Юрия Михайлова "Поздние соловьи” (2013) что-то тянет на то, чтоб принадлежать к реализму, тогда как более поздний рассказ "Рыжики” (2016) принадлежит (см. тут) явно к идеалу гармонического типа, какой был в Высоком Возрождении.

    Мне рассказ “Поздние соловьи” напомнил такой текст о финале Пятой симфонии Шостаковича:

    "Представьте себе, что толпы людей совершают восхождение на высокую гору. Уже встают перед ними очертания вершины, кажущиеся такими близкими. И вдруг… Большая группа идущих срывается с крутой горы. И вот поставьте теперь себя на место оставшихся в живых. Что они могли испытывать? Горечь потери? А вершина-то рядом. Ещё несколько усилий – и она будет покорена. Понимаете, какое сложное переплетение порой противоречивых чувств и мыслей! Даже если оставшиеся дойдут, будет ли полной радость их победы? Но вершина должна быть покорена, и она будет покорена. Остаётся решимость достичь цели, и сейчас – это главное” (Португалов).

    Типичным идеалом типа барокко такая музыка была вдохновлена (помните? “соединение несоединимого”).

    У Михайлова мальчик, Вадим, становится положительным человеком: преодолевает тягу подражать товарищам в плохом (курить, пьянствовать). От курения его сумел отговорить отец. Фронтовик. Он умер от ран. Сто`ящий человек. А мать, примером, отвадила от пьянства. Но каким страшным примером… Она стала пьяницей после смерти отца и утонула по пьяни, но её откачали, и Вадиму было очень страшно пока откачивали и очень противно, когда откачали. И он разлюбил маму. Но, в итоге, преуспел в жизни.

    Всё это является образом нашей страны. Она шла куда-то, срывалась, много потеряла, выкарабкалась к 2013 году… Но как же много потеряно!..

    Тоже, вроде, соединение несоединимого. На правом скате синусоиды. Но как тот же автор оказался на левом её скате через три года? Когда опять впереди оказался подъём к вершине…

    Или ничего страшного? Меняется рельеф – меняется настроение. В 2013-м был спуск с горы, в 2016-м начался подъём на новую гору.

    У Пушкина было много таких спусков и подъёмов. Почему б и Юрию Михайлову иметь не один?

    18 июня 2016 г.

18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100