TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на извращение его вещизмом, чем к властям, недавно повернувшим всех в лжесоциализм, лишь на словах ориентирующийся на гармонию общего и частного, а на самом деле (в 1957-м был объявлен лозунг “Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения”) – на самом деле неумело и нелепо повернувшим к этому вещизму. Вот это возражение:

    "Высоцкий никогда не был ни анархистом, ни коммунистом, ни еще кем-то. Он был Высоцкий, а несправедливость и насилие, которые несли власти в лице Ленина, Сталина и др. он остро чувствовал и их всех мягко говоря не любил. То, что он написал в детстве один хвалебный стих Сталину, я лично не верю (это опустим). А вот в его исполнении песня Юза Алешковского "товарищ Сталин".

    Подсознательно или сознательно я не знаю. Моё личное суждение”.

    И приложен аудиофайл. (Слушать, например, тут). И там поёт елёйным голосом Высоцкий. Песню 1959 года. Которую я, провинциал, услышал только в 1965-м от двоюродного брата, поступившего тогда в столичный университет. Тогда уже год, как Хрущёв, заваливший и исполнение упомянутого лозунга, и много чего другого, уже был снят и пошли такого же рода неудачи нового правления по прежнему, лжесоциалистическому, направлению.

    Было над чем смеяться. И это был совершенно осознаваемый смех. Насмешка над властью стала – в моём, даже провинциала, кругозоре – всеобщей. И со стороны левых, считающих наличный строй – лжесоциализмом, предательством идеи коммунизма, и со стороны правых, которым наличный строй был плох как жалкая потуга на копирование капитализма эры Потребления.

    Невзыскательным деятелям культуры и искусства оставалось только пуститься в перегонки по этому сатирическому пути. Высоцкий тоже не удержался и совратился.

    Но может ли это быть аргументом против идеи, что Высоцкий, вследствие подсознательного идеала анархии, был больше против нас-предателей, чем против власти-предательницы? – Нет, конечно.

    Скорее наоборот. Достаточно обратить внимание на этот елейный, нехарактерный для Высоцкого, голос.

    Что характерен для него хрип предельного напряжения от безумно трудной задачи, - это, я надеюсь, не может быть никем оспорено.

    Этот хрип был прямым образом идеала трагического героизма.

    Из четырёх великих умонастроений ХХ века (анархии, фашизма, лжесоциализма и либерализма) наиболее трагическая судьба была у первого, в XIX веке политически разгромленного Марксом, а в ХХ-м опозоренного и разгромленного коммунистами в гражданских войнах на Украине в 1921-м, в Испании в 1937-м и на Кубе в 1959-м. Даже побеждённый фашизм имел период триумфа. А анархия – никогда. Кому как не ёй, с такой трагической судьбой, вероятнее всего было пребывать в состоянии подсознательного идеала? – Она таковой и пребывала у Высоцкого. Что подтверждается впрямую образом хрипа и надрывного пения. – Очень уж неподъёмно было в хрущёвскую оттепель, а тем более после неё, вернуть советский народ к воодушевлению начала революции, когда до начала Гражданской войны в 1918-м были десятки независимых областных Советов, и перспектива полного отмирания государства при скором наступящем коммунизме виделась прямой. Очень неподъёмно. Пусть даже и имея пример беспримерного всплеска личного героизма в Великую Отечественную войну.

    Могу судить по себе.

    Лживое восхваление властями активной гражданской позиции при всём моём понимании этой лживости то и дело не останавливало меня от внезапной активности, то и дело я не выдерживал окружающей возмутительной терпеливости людей и устраивал что-то, что облегчало моё окружение. Жена смеялась: “Да ты вождь!”. Я тоже смеялся. Потому что выскакивание своё быстро прекращал. Чтоб не слишком схлопотать. И таки не слишком схлопатывал (даже и от КГБ). При неизменном предательстве тех, кто только что был за меня (когда я был за них). Но Высоцкий-то не унимался!.. Он-то продолжал рвать глотку, дескать, вот-вот и взойдёт.

    Аналог у меня только с этой моей идеей-фикс, что художественность – это след подсознательного идеала автора. Я тут неутомим, как Высоцкий. Мчусь, закусив удила… От интерпретации одного произведения до другого… И так далее… При полном отсутствии глубокого согласия со мной хоть кого-нибудь.

    7 марта 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340294  2018-03-07 16:43:50
Воложин
-

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит. Таково . . .

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

10.02.2018
12:19

Поразительное доказательство.

    Так случилось, что я блуждал с определением художественного смысла “Пиковой дамы” (1833) Пушкина. И когда выбрался (см. http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin5_2.htm), написал: "Тут . . .

08.02.2018
14:18

Кикландские статуэтки.

    Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись и так называемых мадонн палеолита. Кто меня не впервые . . .

06.02.2018
16:55

Что к чему.

    Так случилось, что мне захотелось почитать роман Гладкова “Цемент” (1925). Это, вроде, так называемый производственный роман стиля так называемого . . .

02.02.2018
17:04

Зачем рисовали в пещерах.

    Вы знаете, что такое мозговой штурм? – Это (по своему опыту рассказываю) когда собирают нескольких самых головастых инженеров и озадачивают их некой . . .

29.01.2018
09:40

Я озадачен.

    Я уже привык к тому, что, какую вещь Чехова ни возьму, мне везде видится, что он –ницшеанец. То есть автор, до такой крайней степени не переносящий скуку Этого мира . . .

27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже . . .

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100