TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, что взять чужой анализ и приделать к нему свой синтез. Причём чужим будет даже и не данного произведения анализ, а родственного по идее произведения. Например, недовырубленность лица микеланджеловского “Дня” из “Гробницы Медичи” я беру и приравниваю хрипу Высоцкого при пении: оба да такой степени ненавидят окружающую действительность (Микеланджело – развратную католическую церковь, а Высоцкий – впавший в мещанство народ), что готовы поверить, что “вот-вот и взойдёт”, вот-вот и отвратят они народ от мрази.

    От такой неуверенности-уверенности в себе я люблю себя загонять в угол. Наткнувшись вдруг на неведомое мне до сих пор стихотворение Высоцкого, взять его (а без пения стихи его намного слабее, чем с пением) и посмотреть на себя: смогу я о нём сказать толковое? Хоть бы и развенчать обосновано этого гения в данном стихотворении (предположим, что на эти слова нету песни)?

    Маски.

     

    Смеюсь навзрыд - как у кривых зеркал,-

    Меня, должно быть, ловко разыграли:

    Крючки носов и до ушей оскал -

    Как на венецианском карнавале!

    Вокруг меня смыкается кольцо -

    Меня хватают, вовлекают в пляску,-

    Так-так, мое нормальное лицо

    Все, вероятно, приняли за маску.

    Петарды, конфетти... Но все не так,-

    И маски на меня глядят с укором,-

    Они кричат, что я опять - не в такт,

    Что наступаю на ногу партнерам.

    Что делать мне - бежать, да поскорей?

    А может, вместе с ними веселиться?..

    Надеюсь я - под масками зверей

    У многих человеческие лица.

    Все в масках, в париках - все как один,-

    Кто - сказочен, а кто - литературен...

    Сосед мой слева - грустный арлекин,

    Другой - палач, а каждый третий - дурень.

    Один - себя старался обелить,

    Другой - лицо скрывает от огласки,

    А кто - уже не в силах отличить

    Свое лицо от непременной маски.

    Я в хоровод вступаю, хохоча,-

    Но все-таки мне неспокойно с ними:

    А вдруг кому-то маска палача

    Понравится - и он ее не снимет?

    Вдруг арлекин навеки загрустит,

    Любуясь сам своим лицом печальным;

    Что, если дурень свой дурацкий вид

    Так и забудет на лице нормальном?

    За масками гоняюсь по пятам,

    Но ни одну не попрошу открыться,-

    Что, если маски сброшены, а там -

    Все те же полумаски-полулица?

    Как доброго лица не прозевать,

    Как честных угадать наверняка мне? -

    Все научились маски надевать,

    Чтоб не разбить свое лицо о камни.

    Я в тайну масок все-таки проник,-

    Уверен я, что мой анализ точен:

    Что маски равнодушия у иных -

    Защита от плевков и от пощечин.

    Роль хрипа-ненависти-к-окружающим играют негативные крайности. Я к тексту вернусь и там их подчеркну.

    Психологически знакомая ситуация.

    Я в командировке пошёл с напарником на бл..ки. На танцы. А раздвоен. И не хочу потаскуху подцепить (а честную хочется, хоть и на раз), и есть шанс нарваться. Я навязался провожать одну. Она была с подругой. Напарник увязался с нами. И я чувствую, что перестаю контролировать ситуацию. Напарник договаривается о встрече завтра у них дома с нашей выпивкой. А у них есть третья. Пообещали им тоже прийти втроём. Так и сделали. Я стал духариться через меру за столом (хоть знаю, что пить не могу). И… воспользовался позывами к рвоте и сбежал от них. Развратных. – Только я своим сослуживцам не надавал пощёчин, как это сделал лирический герой стихотворения.

    Автор сделал этого лирического героя представителем большинства. Только так мыслимы плевки и пощёчины. Вместе с этими финальными словами (их финальность сама по себе много значит) определяющими смысл целого являются ещё "Надеюсь я” и "У многих”. Они означают наивный оптимизм самого Высоцкого. Не мальчика, а всё видящего вокруг. И ведь дело спасения социализма от смертельной болезни – щвах.

    Я не удержался и посмотрел, в каком году это сочинено – в 1971-м. Уже 7 лет после изгнания Хрущёва, а ведь и при нём уже кончилась оттепель его имени.

    И при чём здесь наивный оптимизм? – Фальшь же! Причём не только лирического героя, а и самого автора. Между ними не видно дистанции.

    Спасение только в пении (это всё-таки оказалась песня). Только оно сможет невозможное сделать возможным.

    Но. Послушайте первую и третью дорожки по адресу http://v-vissotsky.ru/song.php?pid=232 , и такое пение ничего не спасает.

    И совсем не так – на второй дорожке. Я вернусь к тексту и сделаю те преувеличения произношения, какие учинил там Высоцкий (рокот низким голосом я обозначу жирным шрифтом; куплет серым не спет).

     

    Смеюсь навзрыд - как у кривых зеркал,-

    Меня, должн-н-но быть, ловко разыграли:

    Крючки носов и до ушей оскал -

    Как на венецианском карнавале!

    Вокруг меня смыкается кольцо -

    Меня хвата-ают, вовлекают в пл-ляску-у-у-у,-

    Так-так, моё нормальное лицо

    Все, вероятно, прин-няли за маску.

    Петар-рды, конфетти... Но всё не так,-

    И м-маски на меня глядят с уко-о-о-ором,-

    Они кричат, что я опять - не в такт,

    Что наступаю на ногу партнерам.

    Что делать мне - бежать, да поскорей?

    А может, вместе с ними весели-и-и-иться?..

    Надеюсь я - под масками зверей

    У многих человеческие лица.

    Все в масках, в париках - все как один,-

    Кто – сказочен-н, а кто - литературен...

    Сосед мой с-слева - грустный арлекин-н-н-н,

    Другой – палач-ч, а каждый третий - дурень.

    Один-н - себя старался обелит-ть,

    Другой - лицо скрывает от огласки,

    А кто - уже не в силах отличить

    Свое лицо от непременной маски.

    Я в хоровод вступаю, хохоча-а-а-а,-

    Но все-таки-и мне неспокойно с ни-и-ими:

    А вдр-руг кому-то маска палача

    Понравится - и он ее не снимет?

    Вдруг арлекин навеки загрустит,

    Любуясь сам-м своим лицом печал-л-льным;

    Что, если дурень свой дурацкий вид

    Так и забудет на лице нор-рмальном?

    За масками гоняюсь по пятам,

    Но ни одну не попрошу открыться,-

    Что, если маски сброшены, а там -

    Все те же полумаски-полулица?

    Как добр-рого лица не прозева-а-а-ать,

    Как честных угадать навер-рняка мне? -

    Все научились маски надевать,

    Чтоб не разбить свое лицо о камни.

    Я в тайну масок все-таки проник-к,-

    Уверен я, что мой анализ точен-н-н-н:

    Что маски равнодушия у иных -

    Защита от плевков и от пощечин.

    Не вышло у меня “озвучить” напечатанное. Надо слушать. И слушание – убеждает! Вводит в какое-то изменённое психическое состояние. Как плакальщицы умеют вводить в плач.

    То есть спетое так – это становится-таки произведением искусства. Пусть прикладного. Которое я считаю низшего сорта, чем неприкладное, когда общаются подсознания автора и восприемника. Но не полная ерунда, когда оно просто напечатано. Или просто спето.

    Ну да. К 1971-му году сознанию Высоцкого уже было ведомо, что его подсознание хотело собою повести народ на мирную революцию против извращения социализма, против самих себя, вещистски совращаемых руководящей властью. – Переделаемся сами в себе – и готово! Легко. В войну ж, совсем недавно, не жили для себя…

    Может, артист может вводить себя в изменённое психическое состояние, в котором он превращается из осознающего в неосознающего? Тогда понятно, почему по-разному впечатляют звучания на трёх дорожках…

    Понятно и почему все Высоцкого любили. – На время звучания (если оно страстное) все впадали тоже в изменённое психическое состояние и переставали быть пошлыми мещанами, для которых моя хата с краю.

     

    Пришло в голову, что это ж украинская пословица. И словарь Даля на “хату” указывает: “южн. зап.”.

    Понятно, что менталитет украинский таки отличается от русского. Бо`льшим мещанством. Это объясняет многое. Когда для большинства каждый – себе, мало государственников. Потому без России и государства не смогли украинцы создать. А получив в подарок государственность – не смогли страну не разорить.

    Подсознательное Высоцкого включало в себя и идеал анархии (как отсутствия центральной власти): настоящий социализм – это когда с каждым днём вокруг всё больше самодеятельности, самоуправления за счёт государства вплоть до полного отмирания государства, что уже коммунизм. Достигнутый мирно.

    И анархии в украинском менталитете тоже больше, чем в русском. Но анархии очень не повезло в ХХ веке. Будучи применена в условиях силовой борьбы за власть, она оказалась, – из-за преступности, провоцируемой мещанством опять, – колоссально опозоренной. И сам Высоцкий не согласился б, если б ему сказали, что он в глубине души анархист. Порошенко, наоборот – из-за мещанства же – считает анархию-бандитизм (о бандитизме он дипломатично умалчивает) и Махно украинским достоянием.

    А у Высоцкого в подсознании анархия была созидательной, федерацией федераций, как говорил Прудон. Она в таком качестве вообще скрыто сидит во всех людях как пережиток первобытного коммунизма. И в том залог того, что история приведёт человечество к коммунизму всё-таки.

    А это скрыто обеспечивает бессмертие Высоцкого.

    29 сентября 2018 г.

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100