TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, мол, более близки к животным. А сегодня меня озарило, что рассказавший полностью не прав.

    Давно я списал другую поразившую меня мысль. Что, если б животные могли говорить, они б охарактеризовали людей сумасшедшими.

    В самом деле – животные живут в мире рациональности. А люди то и дело от неё отступают. (Я не беру случаев, когда, например, киты выбрасываются на сушу и гибнут.)

    Надо не брать и случаев неадекватных реакций. Когда животному предъявляют два противоположных стимула. В природе такого почти не бывает. А если бывает, животное получает невроз и умирает.

    А люди – нет! И тем отличаются от животных. Они реагируют третьим способом. Сумасшедшие.

    То в мозгу, что обеспечивает третье реагирование, есть вторая сигнальная система. Она и превращает людей в сумасшедших “с точки зрения” животных. Но вмешательство второй сигнальной системы – редкое дело. Чаще мы живём на автомате. Рационально. И тогда не отличаемся от животных. Лишь люди творческих профессий чаще остальных оказываются собственно людьми. – Вот потому на них и собрался Павлов ставить опыты, перейдя от опытов на животных.

    А в жизни людей творческих профессий, наверно, тоже полно самоповторений. И тогда это никакое не творчество. И его полным-полно. И оно очень замутняет положение дел в искусстве. И попробуй отфильтруй муть? – Самого назовут мутилой. Потому что доказательства ж какие-то… Недоказательные. Среди исходных посылок тоже какие-то недоказательные.

    Вот смотрите сами:

    "Если вы всмотритесь в “Ночной дозор”, то заметите, что из-за несколько рискованного размещения фигур на холсте две первые фигуры картины, стоящие в плоскости рамы, почти не отступают вглубь, как это требуют законы светотени и условия правильно рассчитанного эффекта” (Фромантен. Старые мастера. )

    Рембрандт. Ночной дозор. 1642.

    Если б они были не самые яркие, я б ещё поверил, что они должны стоять глубже кого-то, более ярко освещённого.

    Разве что девочка… Она тоже очень ярка. Так что: на ту глубину, где она, надо-де было и этих первых ставить? – Сомнительно.

    Или:

    "…линейный узор неясен…”. – Потому что ломанная и расщепленная линия лиц?

    "…лишён широты…”. – Что это – широта?

    "…симметричен…”. – Четыре группы, что ли: левая, правая, передняя и задняя группы лиц? Центральная симметрия? А чем это плохо?

    "…сух и странным образом бессвязен…”. – ?

    "…композиция полна пустот и плохо заполненных мест…”. – Наверно, между выше перечисленными группами пустоты. Но почему это плохо?

    "…не позволяет широко и щедро пользоваться красками”. – Позволяет. В пустотах одежда. Она вполне могла б быть цветистой.

    Чем плохо, если композиция не похожа "ни на Франса Хальса, ни на Греббера, ни на Равестейна, ни на ван дер Хельста”? Но непохожесть же – хорошо?

     

     

    "…в общем расположении фигур нет никакой правды и живописной изобретательности”. – Так изобрёл же: 4 группы… А нет правды – это что развёрнутым фронтом на нас идут?

    "Капитан слишком велик…”. – Разве не бывает рослых мужчин?

    "…а лейтенант мал не только по сравнению с капитаном Коком, который подавляет его своим ростом, но и по сравнению с второстепенными, рослыми полными фигурами…”. – А если тот был-таки низкого роста? И почему подавляет? По-моему, нет. Лейтенант так сияет, что его не подавишь.

    "Если рассматривать эти две фигуры как портреты, то… неприятны по выражению лица”. – Смотрим.

     

    Н-не уверен…

    "…всё, что они держат в руках, - мушкеты, алебарды, барабанные палочки, трости, пики, древки знамени – они держат плохо, вот почему и движение руки обрывается, ибо кисть, которая должна его завершить, делает это недостаточно чётко и живо, где не очень энергично, где неточно, где недостаточно осмысленно”.

    Ну, с чем-то можно согласиться.

    И вдруг!

    "Таковы неизбежные последствия “обволакивания”, принятого Рембрандтом; таково повелительное требование его метода, в силу которого тёмное облако неизменно заволакивает всё основание картины, а отдельные формы плавают по ней, лишённые опорных точек… Невольно спрашиваешь себя, нет ли в этом какой-то упорной фантазии, какого-то стремления быть странным, в чём, однако, нет вовсе ничего приятного и ничего поразительного”.

    В общем, оказывается, Рембрандт противопоставил себя своим соотечественникам. Те воспевали только что наступивший в Голландии капитализм, как строй благоденствия. А он его воспринял как строй разводящий людей на богатых и бедных (см. тут). Бедные – зрительно ужасны, но он их – светом – сверхценит. А если перед ним оказались сплошь богатые (заказали групповой портрет), то он и их изображает как бедных – некрасивыми но сияющими в свету. – Того же маленького ростом лейтенанта.

    "Пусть кто-нибудь ответит мне, как одет лейтенант и какого цвета его платье. Белое с жёлтым оттенком? Или жёлтое, выцветшее до белого? Истина в том, что эту фигуру, которая должна выразить центральное световое пятно картины, Рембрандт одел светом очень умело с точки зрения её сияния, но очень небрежно с точки зрения её цвета”.

    У всех было принято, чтоб цвет ощущался определённым и одним и тем же и в свету, и в полутени, и в глубокой тени. А Рембрандту на это было наплевать. Ему надо было показать ужасность жизни и что он на стороне претерпевающих ужас. Для выражения этого "он, как правило, изображал день с помощью ночной тьмы”. Так что и здесь у него дозор не ночной. Как факт – тень от руки капитана на куртке лейтенанта.

    Для того и сияющая девочка в лохмотьях присутствует.

    Вообще-то не в заказной бы вещи Рембрандту самовыражаться… Но он ничего не мог с собой поделать.

    Это доказательство могущества подсознательного идеала. Картина испорчена как групповой портрет. Но художественность прорвалась.

    11 октября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340973  2018-12-02 15:33:29
Sweetheart
-

340983  2018-12-08 10:41:07
Sweetheart
-

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100