TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает.

    Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А художественность для меня – это следы подсознательного идеала автора. Идеала, не меньше. Причём подсознательного. Если осознаваемое что-то, то это уже прикладное искусство, призванное для усиления знаемого переживания. Так в случае со скрытой сатирой, насмешкой – вопрос: если я догадаюсь, скрытость обнаружу (а это означает, что станет ясно и во имя чего смех, издевка), так это потому, что у меня есть опыт открывать скрытое, а самому автору не было вполне ясно, что он вышучивает и осуждает, а тем паче, во имя чего… Или автор-то всё осознавал, а скрывал – ну, например, из артистизма (привычки не изъясняться прямо). Или из тёмного чувства, что, если не скроешь – художественным не признают, и надо мутить.

    Пролететь мне, толкователю, в этом лабиринте ничего не стоит. Но я не боюсь. Потому что считаю, что пусть я лучше ошибусь, чем буду темнить и юлить, как это привыкли делать многие и многие искусствоведы.

    Кадырова. Сантехник дядя Толя. 2004.

    "В первой фигуративной скульптуре Кадырова метафорически выворачивает материал наизнанку, трансформируя содержание скульптуры в ее форму: строитель-сантехник сделан из того же материала, которым он зарабатывал бы себе на пропитание в реальной жизни. Таким образом, первая кафельная работа выходит за рамки чисто формальных художественных поисков, становясь многозначительным комментарием, касающимся трудовых отношений в современном социуме. Мы есть то, кем мы работаем. Работа как необходимая мера для поддержания финансовой стабильности, а не как способ внутренней самореализации, поглощает нашу жизнь со скоростью распространения раковых метастаз. Мы мыслим своей работой, мы сделаны из своей работы, полностью превращаясь в то, что должно быть лишь средством, но не сутью нашего существования.

    Кафель также привносит и исторический нарратив в обсуждение проблем труда сегодняшнего дня. “Сантехник” Кадыровой выглядит как трехмерная реинкарнация многочисленных кафельных мозаик советского периода, изображающих радостных рабочих и крестьян, оптимистично простирающих руки с инструментами в светлое будущее. Плоская двухмерная утопическая идеология СССР превратилась в трехмерную пост-советскую реальность: кафельный “Сантехник” скромно ютится в углу галереи, сунув руку в карман и понуро глядя на свой чемоданчик с сантехническими инструментами, стоящий на полу” (Олена Червонык, Виталий Атанасов. https://www.kadyrova.com/plumber-tolia).

    Тут в тексте пояснения больше спрятано, чем в самой скульптуре.

    Тоже чувствуя какой-то подвох в таком выборе Кадыровой материала, я – в поисках духа времени – полез в интернет искать историю кафеля.

    Я прочёл в интернете, что в СССР кафель – в отличие от других стан и времён – применялся преимущественно для отделки кухонь и туалетов.

    Исторически так вышло, что культура эта шла от Междуречья, Египта и древнего мира и для обустройства роскоши, и через арабов средневековья шла в Испанию, оттуда в Италию. И до России дошла в усечённом виде, а до СССР – в особо усечённом: для низменного, так сказать применения – для кухонь и туалетов (не было многочисленности "кафельных мозаик советского периода”). Об этом говорит и сама художница:

    "…кафель соблазнил меня тем, что это такой бытовой материал, который можно использовать в искусстве. Потому что искусство — это, вроде, как элитарная сфера. А кафель есть у каждого в туалете в ванной. И первое, что утром делает человек — идет умываться и видит плитку. Это рутина. И совмещая эту рутину и “бытовуху” с элитарностью каких-то смыслов современного искусства, я обретаю много находок…” (http://iz.com.ua/kultura/kievlyanka-prodaet-fruktyi-i-ovoshhi-iz-betona).

    И если всё правда, то, получается, что в применении кафеля для скульптуры людьми из бывшего СССР есть теперь нота насмешки над объектом изображения.

    Если это советский сантехник – над ним смех. Но не только. Над лживостью советской пропаганды, что труд при коммунизме будет первой потребностью человека. И под это глупая власть насаждала работизм, а работники, где и сколько могли – филонили. Потому что большинство работ было не творческими. И даже движение бригад коммунистического труда было формальным и не заточено было на, например, перемену работы в течение трудового дня, чтоб уменьшить нудность. О самоуправлении же и заикаться было нельзя (инициатива наказуема). Просто в СССР был вид госкапитализма. А у капитализма – в эпоху Потребления – главным злом стала не нужда масс, как в прежние эпохи капитализма же, а трудовое отчуждение, открытое Марксом. Против отчуждения в последнем итоге была на Западе молодёжная революция 1960-х годов. И эхо её слышится в словах Червоных и Атанасова ("не как способ внутренней самореализации”).

    На Западе ту революцию погасили легитимизацией вседозволенности вне работы и за счёт общего богатства способностью содержать как-то тех, кто работать не хотел. В СССР такого клапана выпуска пара не было. Вместе с лживостью власти в СССР это даёт теперь энергию отрицания СССР в пику ностальгии по СССР всё больше распространяющейся в России.

    Но Кадырова, скажете, живёт на Украине. – Так на Украине эта антисоветскость ещё и усиливается националистической тенденций, называемой Антироссия, через 10 лет после времени создания “Сантехника…”. А Кадырова просто чуяла эту тенденцию в год так называемой Оранжевой революции на Украине.

     

    Ну и что в итоге: художественна эта вещь или нет? Что то позитивное, что стоит за отрицанием? Каков идеал Кадыровой, вне зависимости от того осознаваем он или плохо осознаваем, подсознателен?

    Я предполагаю, что идеал этот – недоницшеанство. От ницшеанства оно отличается тем, что у него нет подсознательной части – метафизического принципиально недостижимого иномирия (как альтернативы Этому скучному, скучному, скучному миру обыденности и мещанства {с идеалом Личной Пользы}). В сознании у ницшеанцев был позитив и для Этого мира – вседозволенность элиты, сверхчеловеков (помимо высшего позитива – суметь дать образ принципиально недостижимому иномирию). А у недоницшеанцев только вседозволенность как позитив и есть. Ничего глубже. И вполне в духе эпохи Потребления, от простых мещан отличающая их. Имя этому отличию – Престижное Потребление или Предельный Опыт. Творчество в области современного искусства вполне вписывается в этот позитив.

    А так как такому мироотношению уже, как минимум, 50 лет, то вряд ли оно до сих пор сидит в подсознании постсоветской золотой молодёжи, креативного класса, так называемого.

    То есть надо отнести Кадырову не к художникам (творцам неприкладного искусства), а к представителям искусства прикладного. И это ещё хорошо. Ибо можно и в иллюстраторстве заподозрить (иллюстрируется-де модное среди определённых кругов “фэ” СССР).

    22 ноября 2019 г.

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100