TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

     

    Теория, мой друг, суха,

    Но зеленеет жизни древо.

     

    Мефистофель,

    переодетый в Фауста,

    ученику.

    Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, что получает наслаждение, сочиняя. А читать эти стихи – вас корёжит от какого-то сюрреализма. Но, видно, компенсаторная функция искусства действует не только на восприемников, но и на творцов. Самовыразился – наслаждался процессом. Но – условностью, а не как в жизни. Как в жизни, да, сильные переживания, зато в искусстве – испытание. Наслаждение из-за условности оказывается эстетическим. Самоудовлетворение онаниста не эстетично. Так? – Вроде, так. А что тогда такое вот это?

    ""В музее”. 2009. Видео, 9 мин.

    Реальный диалог, записанный во время сеанса секса по телефону, который существует [мол] в пространстве музея. Это позволяет ей [персонажу или автору, или обоим?] отстраниться от личного восприятия пространства музея современного искусства [воображаемое действие происходит в зале скульптуры эпохи Возрождения, а не современного искусства] и увидеть его без границ табу и этических догм” (WIKI2. https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B[10][11]).

    Смотреть видео тут. Диалог – кто не расслышит – такой:

    - Привет, я Антон. Как там у тебя? (Тон заученно-шаблонный)

    - Привет (появляется несколько измученное женское лицо), меня зовут Полина [так зовут и саму Канис].

    - О чём поговорим?

    - (Замедленно и задумчиво. Это только голос. Губы не двигаются.) Ты знаешь, у меня есть фантазия…

    - Поделись.

    - Я очень хочу флирт в музее, который заканчивается изнасилованием.

    - Что?

    - Я очень хочу… э… флирт в музее, который заканчивается изнасилованием. Ты не поможешь мне?

    - (Он сходу врубился. Тон стал не таким деревянным.) Я заметил тебя, когда ходил по залу, когда ты смотришь на картину. Я подошёл сзади. – В этом зале, кроме нас двоих фактически никого не было. Изредка заглядывали смотрители. [Парень сделан мало бывавшим в музеях и не знающим, что смотритель мог быть только один и тот же. Он-де просто знает, что надо какую-то конкретику дать.]

    - (Её лицо окуталось каким-то меховым воротником.) Уже было темно? Поздно? Почему мы были вдвоём?

    - Нет, просто в этот зал обычно не заходят.

    - А что там было?

    - Это было… эпохи возрождения скульптура [Он забыл, что сказал, что она смотрела на картину. И сделан не знающим, что залов только со скульптурами не бывает.] Ты остановилась около терракотовой скульптуры Лоренцо Медичи [Автор знает о такой скульптуре, существующей в действительности, но или не знает, что она находится в Вашингтоне, или считает, что это не важно для уровня секса по телефону]. Рассматривала. Я говорю, почувствовала (женское лицо в мехах с закрытыми глазами отдалилось от объектива и стало гладким и красивым) мой взгляд спиной. Слегка повернув голову, ты заметила, что за тобой стоит кто-то. Но повернуться тебе было не удобно, поэтому ты продолжала переходить от скульптуры к скульптуре, рассматривая и в то же время замечая, что происходит за твоей спиной. Я двигался за тобой. Следом. (Мех, наплывающий на женское лицо превратился в поросшую мехом моду какого-то огромного грызуна со злым глазом [про музейную фактуру оператором забыто, да и не имелось в виду с самого начала]. Женское лицо приблизилось и опять стало страшненьким [есть подозрение, что видеосюжет мало продуман на связность со звучащим текстом; халтура, короче говоря, вполне годящаяся для ремесленного уровня])

    - Мне было страшно? [Авторесса забыла, что заказывался сперва флирт, а только потом – изнасилование.]

    - Да. Ты не знала, что ожидать.

    [Тут или иррациональность, ибо с какой стати бояться, если день и смотритель в соседнем зале, или тут психологическая натянутость от литературной неумелости или от следования порношаблону: героиня должна быть слабой духовно и физически.]

    - В этом зале не было камер, поскольку скульптуру унести невозможно, она тяжёлая. [Будто камеры наблюдения устанавливают только для предотвращения воровства, и не бывает актов вандализма. Просто вползает неминуемая для порно шаблонная невероятность.] Поэтому охрана, камера не ставилась. (На экране женское лицо сменилось волчьей мордой.) Ты подошла к небольшому углублению, где в нише была каменная скамья (опять женское лицо в меховом обрамлении [имеются в виду прилив и отлив волн животности в человеческой душе]) мраморная, по краям с головами и лапами. И тут ты почувствовала, что в тебе оживает кто-то. Не успев обернуться, я толкнул тебя в нишу. (Мужчина стал говорить, задыхаясь. Голова женщины начинает мотаться из стороны в сторону.) Ты почувствовала запах моего пота, моего возбуждения. [Такое, наверно, бывает. Я раз за собой заметил такое, когда тащил новокупленный телевизор. Перед этим я мучительно волновался, как не сделать промах, какой телевизор купить.] (Волчий кожаный нос крупным планом, а на заднем – откинутая вправо женская голова с закрытыми глазами.)

     

    Честно говоря, я, хоть сам далеко не ангел и способен спокойно смотреть на порносайте на изнасилование, просто пересиливаю себя, записывая для публики с голоса ролик о сексе по телефону. Ну не для публики это, ей-богу!

    Другое дело – я и для себя не хочу это слушать. Почему? Потому что смотреть там не на что (одно и тоже чередование женского лица и волчьей морды), а для мужчины важно смотреть?

    Или заставить себя… Раз уж я взялся это обсуждать.

     

    Во время отказался записывать.

    Ну что? О музее там напрочь забыто. Мне предлагается поверить, что женщина естественно хочет тех извращений и унижений, что составляют теперь джентльменский набор порноролика. А я не верю. Я верю, что неожиданность очень обостряет переживание. Музей, да, неожиданность. Но он там исчез. Есть и то вне “текста” произведения – словоблудие процитированных слов с музеем. Нет в “тексте” и искусства слова, когда вы слышите слова, а воображением видите, обоняете, осязаете половой акт, как это умел делать Набоков.

    Другое дело – есть сласть впарить, чтоб это ремесленничество было как-то принято общественностью ("ее работы давно и заслуженно находятся в музейных собраниях Москвы, Парижа, Вены, Варшавы и Турина” - https://theblueprint.ru/culture/art/premiya-kandinskogo). А теперь её и в Третьяковскую галерею взяли. Пусть и не это порно “В музее”.

    Скажете, и Пушкин в стихах матерился.

    Но он славен тем – я по-своему скажу – что подавляющее большинство его произведений несут следы подсознательного идеала. А даже где мат есть, он дан не с целью возбудить читателя в половом смысле. Например, “Телега жизни”. Под видом произведения прикладного искусства, приложенного к мысли, как разнятся молодые годы (там и мат применён) и годы старости, выражен скептицизм к жизни вообще. Сталкиваются два плохо: молодость (с матерщиной) и старость. И столкновение даёт катарсис, который, если осознать его, есть ницшеанство: скучно жить на этом свете; одно, собственно, и то же у всех на свете. Даже такая странность есть как след подсознательной части этого идеала, куда бежать – след иномирия: метафизическая метафора о времени (аж дважды применена).

    Телега жизни

     

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,

    Телега на ходу легка;

    Ямщик лихой, седое время,

    Везет, не слезет с облучка.

     

    С утра садимся мы в телегу;

    Мы рады голову сломать

    И, презирая лень и негу,

    Кричим: пошел! Еб*на мать!

     

    Но в полдень нет уж той отваги;

    Порастрясло нас; нам страшней

    И косогоры и овраги;

    Кричим: полегче, дуралей!

     

    Катит по-прежнему телега;

    Под вечер мы привыкли к ней

    И, дремля, едем до ночлега —

    А время гонит лошадей.

    1823

    Я вижу единственное спасение Третьяковки от затопления её низкопробными произведениями. Считать целесообразным введение понятия подсознательный идеал автора и следов его (странностей) как показателей художественности.

    Хитрость продвигателей так называемого современного искусства в стирании грани между испытанием условностью, т.е. искусством, и жизнью – в виде перформансов и т.п.

    Признание подсознательного идеала как метлой выметет сор из искусства.

    2 августа 2020 г.

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100