TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию и её предателей (в том числе и себя, если виноват), то позитивно трактуемое варварство, образы: "необузданной воли, бешеного бега коней, несущих диких всадников” (https://vk.com/topic-36044791_26744178), - применяют ницшеанцы. А ими можно (с некоторыми натяжками) назвать и националистов – они понимают свою страну и свой народ исключительными. Они, например, композиторы “могучей кучки”, скажем, Бородин, даже изображая половцев в опере “Князь Игорь”, имеют в виду Россию, как почти восточную страну (ведь половцы растворились в татаро-монголах, а те вошли в Московию). Я имею в виду "стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (https://arzamas.academy/materials/1375), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке.

    И надо, наверно, признать существование коллективистского ницшеанства, выражающего настроение коллектива индивидуалистов-националистов (вспомним клич “Германия превыше всего!”).

    И тогда как-то понятно, почему ницшеанцы-индивидуалисты типа Дягилева и иже с ним так рванулись ко вседозволенности (родной сестре метафизического ницшеанства), выражаемой реформатором балета Фокиным.

    До него и Лев Иванов в половецких танцах пошёл на что-то из ряда вон выходящее:

    "…лучники, скачущие стремглав, взвивающиеся в диких прыжках в воздух; мальчики, на бегу хлопающие себя по коленям, топчущие землю в своеобразной присядке…”(https://vk.com/topic-36044791_26744178).

    А Фокин – вообще…

    "Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. “Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан”… пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, “взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами.

    М. Фокин - Половчанин (Главный воин). "Половецкие пляски". Париж. 1909 (?)

    Адольф Больм – Половчанин (Главный воин). “Половецкие пляски”. 1909

    Фотография. L. Choumoff, Paris.

    В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел” (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков — диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. “... синхронный поток... заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега — прибоя...

    Гончарова. Половецкие пляски.

    Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула” (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику” (Там же).

    И всё бы хорошо, но. – Мне ж надо для себя решить, из подсознательного ль идеала родом фигуры необузданности, чтоб мне признать их художественными? И признать так я не могу. Для меня есть догма, что я должен почувствовать в благодикостях, что они есть образ метафизического иномирия. А я этого не почувствовал. Значит, тут прикладное искусство, приложенное к задачи усилить переживание в общем-то знаемой вседозволенности. Недоницшеанство тут, а не ницшеанство.

    Скууучно, - завоет читатель. – А я ничего не могу поделать. Я раб логики, и нахожу удовольствие в мысли.

    22 сентября 2020 г.

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100