TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких:

    "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” (Вячеслав Филиппов).

    Верными я считаю их потому, что к концу XIX века протестное разрушение натурности академического искусства, как выразителя довольства победителей-буржуа, - разрушение, начатое романтиками…

    Потом кончу мысль. А пока отвлекусь на проверку. Что: даже пейзаж своей прекрасной души (в пику ужасу действительности), - души лишенца, данный образом суперкрасоты в дюссельдорфской школе это тоже разрушение натурности?

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Да! Отвечаю я в полемическом задоре. Суметь семь планов найти на почти ровном месте – это отступление от натуры. Как и мрак, уже притаившийся в самом верху картины, хоть бьют лучи ещё не закатившегося солнца, даже не красные, ввиду того, что оно ещё высоко над горизонтом.

    Реализм ещё больше от натуры отошёл.

    Шишкин. Рожь. 1878.

    Ну как могли вырасти на поле сосны лесного вида (с голыми стволами?). – Нет, можно придумать, что это остатки вырубленного под пашню леса. Что само по себе признак прогресса, раз расширяют пашню. Что всё вместе работает на эпичность, как на образ роста могучего народа (когда все передвижники плачут о нём, несчастном, освобождённом от крепостничества без земли). Что есть социальной открытие. Немыслимое без вмешательства подсознания, нацеленного на открывание нового в социуме.

    Романтик тоже из-за подсознания пропустил на холст утрирование красоты относительно обычного вида.

    Главное – полемическое – это отступление от натуры.

    И оно последовательно росло хронологически от одного идеостиля к другому, которые копили так и сяк ненависть к действительности. Пока (тут я возвращаюсь к прерванной мысли) не докатилось дело – пребывая в категории подсознательного идеала – до такой силы отрицания всего Этого мира, что побежать захотелось аж в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. А ТАКОЕ требует ого, какого искажения.

    Согласны?

    Так Сезанн, поначалу, искажения самого пространства (аж пространства!) ещё прятал.

    Сезанн. Персики и груши. 1895.

    А после него понеслись во все тяжкие. Наперегонки. Ненависть, ненависть и ненависть к Этому миру. Ради подсознательного идеала иномирия. Подсознание-то – поначалу – и распоряжалось каждым очередным шагом на пути искажения натуры. Сознание б не позволило, распоряжайся только оно. Но оно, сознание, в загоне у настоящих художников. Они стихийно обожествляют изменённое психическое состояние, чем подсознательный идеал и проявляется всегда при интроспекции (смотрении в себя).

    Ненависть активная и пассивная. Ницшеанство и пробуддизм. Оба экзотичны.

    Так главные бубновалетовцы были пробуддисты. Не осознавая этого. Осознали б – вели б себя тихо. А они осознавали себя как раз, наоборот, хулиганами.

    Машков. Дама с Фазанами. 1911. Фрагмент.

    Вот вы не находите, что есть сходство между дамой и фазанами? И не столько в горбоносости, сколько в глазах.

    Какой-то неконтакт чувствуете?

    Птицы настолько далеки от нас, что совершенно невозможно что-то психологическое найти в их глазах. Так вот неопределённость и во взгляде женщины. Для пробуддизма было б лучше, наверно, чтоб она смотрела вдаль, отрешённо. Но у неё, пожалуй, даже похлеще выражение – не понятно, какое. – Как это хорошо годится для выражения идеала малочувствия…

    А вся эта нарочитая грубость (примитив румянца на щеках, декоративность, неаккуратность мазков…),

    они от ума, от игрового настроя, от желания эпатировать публику, которую презираешь за её пошлость, предсказуемость и т.п.

    Мне было интересно найти следы пробуддизма в очередной картине Машкова. Я не первый раз ловлю его на тайном для него самого пробуддизме, как бегстве из отвратительной на его взгляд жизни (см. тут, тут).

    Так, по-моему, если бубновалетовцев хвалить, то за тонкость переживания пробуддизма, зрителями его даже не осознающими, а только чующими ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Нам же гремят так же грубо, какими притворялись художники, но на полном серьёзе о чём-то оптимистическом. И для верности иногда ссылаясь на слова самих художников и забывая, что этого делать нельзя в принципе: те всё выразили посредством красок на холсте.

    "Авангард. Новое слово прогремело над миром в этот день. Ровно 110 лет назад выставка “Бубновый валет”, как ножом пронзила традиции искусства…

    Валетовцы хотели разгромить респектабельную живопись, изменить мир…

    Будоражить, заострять – этого добивались художники…

    Максимилиан Волошин: “Художникам можно всё, художник может писать, как хочет…”

    Живопись становится единственным содержанием живописца. На первый план выходит цвет и смелость…

    Кинорежиссёр Кончаловский: “Как говорил Кончаловский [бубновалетовец]: верный цвет на верное место. Всё…

    Он нож, который режет масло 19-го века…

    Энергию полотен мы до сих пор ощущаем как свежую…

    Трегулова: “Без вот этого разрыва с предыдущей рафинированной традицией символизма и “Мира искусства”, без этого яркого и громкого заявления живописи, которая просто, цитируя Тугенхольда, вся насыщена плотью и кровью, - без этого не было б того, что вывело потом русское искусство в авангард мирового художественного развития”” (https://www.1tv.ru/news/2020-12-10/398273-110_let_vystavke_bubnovyy_valet).

    Будто подсознательное открытие колоссального роста могущества русского народа Шишкиным не ставит его в первый ряд мирового искусства.

    Как только проявляется подсознательный идеал – так и первый ряд.

    10 декабря 2020 г.

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100