TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он подсознательный был вначале, - совпадает с моим сознательным теперь, и называется он – трагический героизм. Как и у Высоцкого. Только у Высоцкого экспрессионистские крайности бьют по нервам. А у Никонова то же, но экспрессия скрыта (была). Я перечитал давнюю статью и удивился, насколько скрыто, и удивился, что мне вообще удалось вскрыть скрытое. Захотелось посмотреть, в других картинах того времени смогу ль я увидеть героизм или трагизм? – А ну? Наобум Лазаря…

    Никонов. Рыбаки. 1959.

    Мне вспомнился один разговор с сослуживицей приблизительно в то время, где-то после 1965 года. У меня было время бурного роста авторитета у начальства (я недавно перешёл работать в это НИИ). Я из конструктора-исполнителя, стал замом главного конструктора по механической части прибора. Радиоизмерительного. Продолжал стоять за кульманом, но теперь только от меня зависело, как я одену электрическую схему прибора в материал. Качество прибора зависело от радистов, от их схемы. Они отставали от мирового уровня. Покупали их приборы заграницей только в Ираке. Не было в приборе и чего-то повышено опасного для жизни, хоть было высокое напряжение. Главных проблем у меня было две. Одна – суметь скомпоновать узлы так, чтоб к ним обеспечивался быстрый доступ при ремонте (американцы, передовые в этой области техники, на ремонтопригодность плевали; наверно, надёжность их радиоэлементов была большей). Другая проблема была – выдержать все сроки проектирования по сетевому графику. Сетевой график был тогда и там новинкой в организации труда. И я тогда прославился в коллективе из сотни конструкторов тем, что умудрялся сроков не нарушать вообще. За что полагалась повышенная премия. Я просто ловко доказывал, что тот или иной срок можно отодвинуть без ущерба для срока окончания всей работы, и мне шли навстречу. Другие меньше умели предвидеть такие возможности. Но и просто пахать тоже приходилось. Лодырей было много, их нельзя было особо трогать, ибо они переставали лодырничать во время авралов масштаба конструкторского сектора. А без авралов организовать работу что-то не удавалось (там начальник отвечал). – В общем, я брал на себя львиную часть чисто исполнительской работы тоже и всюду успевал. И гордился собой. Более-менее успешно работали и другие замы главных конструкторов (в нашем секторе их было ещё два). И раз я сказал упоминавшейся сослуживице, дескать, у нас тоже есть трудовой героизм в какой-то мере.

    Она расхохоталась. Она была женой главного инженера нашего НИИ (его недавно к нам назначили). Наверно, видела, в какие переделки попадал её муж… В общем, расхохоталась, а я прикусил язык.

    Но, надо сказать, что не всем инженерам по силам быть конструкторами. (Не исполнителей я имею в виду.) В то же время, что и, я в конструкторское отделение оформился один. Он не выдержал. Скоро уволился. – Своеобразная работа. Но нельзя назвать тяжёлой.

    Такая не могла попасть как тема художникам так называемого сурового стиля, оппонировавшим приглаживающему оптимизму и сталинской эпохи, и хрущёвскому шапкозакидательству, дескать, к 80 году будет потребительский коммунизм. – “Шиш. Не так просто”. Как бы говорят лапидарные цветовые пятна бурой палатки, жёлтого и серого песка, бледного неба, грязно-синего моря, сплошного беловатого бликования воды от солнца, загорелого красного тела одного рыбака и сине-белой тельняшки другого. То же – ломанным ритмом шести силуэтов рыбаков на втором плане. То же – колористической сдержанностью всей картины (даже солнечные блики не бросаются в глаза). Брюки левого рыбака, палатка и баркас почти одного тусклого цвета. То же – с брюками правого и серым песком. Небо не очень темнее бликов на море.

    Художники сурового стиля как бы чувствовали, своей тоской какой-то на картинах, что что-то не то в стране.

    И правда, начиналось не то, что надо. Надо было партии отдавать управление хозяйством инженерам и вообще спецам, чтоб из индустриальной фазы переходить в постиндустриальную. Моя инженерная мизерность не должна была на мизерности застревать. Но для этого надо было обеспечить мне возможность поиска и в моей части одевания схемы в материал. Надо было курсы повышения квалификации устроить. Например, ввести в курс композитных материалов. Ан, шиш: стандартизация свирепствовала.

    Тяжёлая работа в темах художников сурового стиля – о ужас! – подпевала малообразованности высшего партийного руководства, добравшегося до власти в индустриальную эпоху и не желавшего с властью расставаться, опираясь на неквалифицированное большинство (для него оно было умней). И художникам сурового стиля оставалось только темно чувствовать неладное и изохмуриться. Это было не страшно власти, и она этот стиль не преследовала.

    А потом-потом-потом вернулся капитализм, и Никонов продолжил живописать про что-то не то в стране темами тяжёлого труда и другими признаками сурового стиля. Ведь правда – что-то не то. – Только новизна стиля пропала. Опасность для новой власти от такого бухтения – ещё меньшая.

    Никонов. Жёлтая зима. 2005.

    Никонов. Баба с вилами. 2010.

    Никонов. Ноша. 2005 - 2010.

    Никонов. Косец. 2017-2018.

    10 июня 2022 г.

     

     

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100