TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

     

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное изохулиганство Шагала, мне надо вспомнить про своё какое-нибудь хулиганство. Это трудно. Я был пай-мальчик. После смерти папы – маменькин сынок. В школе – отличник. От роду хиляк (чуть не умер годовалым из-за скарлатины). Не умел драться и потому избегал драк. Последний человек в классе из-за того, что был круглый двоечник по физкультуре.

    О. Вспомнил. В эвакуации дело было. Мне было лет пять. Я учинил такое хулиганство. Смешал соль с сахаром. Мама насыпала в солонку очередную порцию соли и поставила её к обеду на стол. Обедаем. Папа что-то себе солит, чувствует неладное, смотрит на меня, по лицу видит, что виноват я, и даёт мне оплеуху. (Я ж испортил ценнейшую банку сахара! А соседский пацан макуху ел с голодухи.) – Возмущённый я вылетаю из-за стола и – на двор. И вижу, что в дальнем его конце пацаны с дальнего двора (чего они в наш пришли?!) приладили в проёме для калитки качели и качаются по очереди. Пацаны большие, лет под семь и больше. Русские, тоже эвакуированные. Городок был узбекский. – Я на них закричал, как право имеющий, чтоб они катились в свой двор, а нет – я им головы разобью. – Они ноль внимания. – Не помню, повторил ли я угрозу. А только в результате взял кусок кирпича – треть, помнится – под ногами побежал к ним и с разбегу швырнул туда. И пробил одному из них голову. Потекла кровь. И они ретировались. (Чудо.)

    Больше я в таком ударе никогда не бывал. Даже когда, вернувшись на освобождённую Украину, участвовал в швырянии битых кирпичей в драках улица на улицу.

    Меня как-то не тянуло хулиганить.

    А Шагал был как пульсирующий фонтан. Вёл себя так, словно ничем не ограничен. Но осознавая, что он недоучка в живописи, он и не старался притворяться шедевральным умельцем. А похожесть, если он хотел её в каком-нибудь месте, ему давалась запросто. И ещё он мог составить то, что называется экстатическим цветом. Немало.

    И вокруг новаторы только и занимались тем, что корёжили натуру разными стилями. Он им казался своим. Только они все поголовно корёжили от негативных переживаний, недоосознаваемых ими. А Шагал – от того, что был в ударе детского изохулиганства от счастья, что всё у него в жизни отлично: жена, дочь, творчество, приносящее деньги, парижское художественное окружение, где он принят и общее послевоенное возбуждение.

    У меня в эвакуации было то же. Сосед, Ёйна, грыз макуху с голодухи, а у нас в семье было сытно. Отец был главным бухгалтером хлебозавода. Раз я съел где-то под 10 бараньих котлет, горячих, прямо со сковородки. А раз я до рвоты объелся салом. Мама, молодая и глупая, не могла отказать, когда я просил ещё. На войну мне было наплевать. Я на пыльной крышке чемодана под кроватью пальцем нарисовал нацистскую свастику (схлопотал, правда, от мамы, когда она увидела, но не очень больно).

    Шагал. Церковь Шамбон-сюр-Лак. 1926. Бумага, гуашь.

    (Церковь около озера Шамбон)

    Здесь экстатическим – в данном случае ослепительным – цветом является белый. Где-то на небе есть солнце и то, что на земле, сияет. Даже лестница, что уже есть корёжение натуры.

    Самое возмутительное (если можно так выразиться) хулиганство – это тёмно-синие полоски на преувеличенно синем небе. Но это от радости. Прощаем. Менее нагло – вытянутость облака вдоль шпиля. – Тоже прощаем как выбрык радости.

    Радость – от простейшего существования. Но не в преодолении негативной мизерности жизни, как у импрессионистов.

    Моне. Грот в Порт-Домуа. 1866.

    Как тут – безжизненная ж скала. Ни травинки.

    У Шагала, наоборот, переполненность жизнью (и она почти без корёжения натуры: только птица сидит на голове у тётки). Кошка в тени, кошка на солнце, дочка тётки, курица, собака, справа вблизи, кажется, два гуся.

    А строения – едва ли не повод для всяческого нарушения прямой перспективы, вертикальности, симметрии наряду с соседним ненарушением их. Дерево – как повод выдать стилизованную (чёрточками) крону. – Модники могут радоваться: корёжение натуры налицо*.

    Там же, в Узбекистане, прошло сколько-то месяцев после моего хулиганства, и война отняла у меня отца – тифом. Пацаны, не без комичности изгнанные мною, наверно, узнали и пожалели меня. Во всяком случае, когда я раз столкнулся в калитке с обиженным мною, он повёл себя со мной… эстетически. Взяв меня больно за ухо, он меня спросил:

    - Не было страшно тогда, что я тебя догоню и накажу?

    - Не.

    - А сейчас накажу. Не страшно?

    - Не.

    - Ну, молодец.

    Вот так и надо смотреть на баламутство Шагала.

    А вот текст, который побудил меня заметку написать:

    "В 1926 году Шагал <…> несколько месяцев жил в Оверни, возле озера Шамбон, где из окна, выходящего на деревенскую площадь, видна была живописная церковь… Живописи Шагал тех лет свойственна букетная яркость, его цвета, и раньше экстатичные,

    словно излучают средиземноморский свет…” (Джонатан Уилсон. Марк Шагал. М., 2014. С.105-106 ).

    Ну и как решить, это искусство или всё-таки нет. Безусловно экстраординарность налицо. Это ж неожиданность – птичка на голове у тётки. Или тёмно-синие мазки на синем небе. Но это дурная неожиданность.

    Нет, конечно, в изменённом психическом состоянии находится любой творец в акте творения. Но надо ж отличать придуривание или просто сумасшествие от изменённого психического состояния из-за вдохновения. Если придуривание происходит от счастья, оно не придуриванием не становится.

    Так что предлагаю считать творчество Шагала околоискусством.

    20 сентября 2022 г.

    *- Важно не корёжение само по себе и абы какое. Важно – стильное. Здесь – захолустное. Как в Лиозно под Витебском.

    Ват деревня того времени. Дом увит виноградом. Никаких кур и корзин на улице. Домашнее хозяйство не выставлено на обозрение. Деревянный сарай, может, и есть, но упрятан во двор. Улица поддерживается в публичном, а не домашнем состоянии.

    - Согласен.

    22.09.2022.

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100