TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он приехал к нам повидаться в Каунас в год, когда “офонарел” Арбат в Москве и когда главную улицу Каунаса тоже всю причесали и напудрили. Он вышел на эту улицу и выругался: “На чёрта такая красота!” А сам – из Питера. Ну то – вторая и бывшая столица; ладно. А провинции зачем щёки надувать?

    А год назад я был в такой израильской провинции – Цфат. Этот городок поступил с собою, как Каунас когда-то, только на всех, наверно, улицах. И уж точно – на тех нескольких, где я был. Жаль, памяти на вещи у меня нет… Что сотворил со своей квартирой, снятой нами и сдаваемой в посуточный наём и очень дорого, её хозяин, я описать не могу из-за этого изъяна моей памяти. Просто поверьте: я ахнул. Я даже записал, что увидел, но бумажка та потерялась. – Гимн Мещанству!

    А мой дядя раз снял хлев в пригороде Каунаса (другого помещения по сходной цене не нашлось), чтоб провести свой отпуск с сёстрами на даче. И ничего. Правда, то было несколько лет только после войны. Но всё равно.

    Есть разные мещане…

    Так Тряпицын – из минималистов, так сказать. Живёт в северной деревеньке, развозит на моторной лодке письма. Хотел бы жениться. Но очень страшен на лицо.

    И кажется, что фильм про то, как неудачно у него сложилась жизнь. На фоне исключительной красоты цвета сочной травы, лесов, озёр и небес.

    Приехала продавать свой дом одноклассница, безмужняя, с сыном. Не прочь бы к ней приластиться он. Но больно некрасив. Отвергла. Мотор с лодки украли пьяницы-соседи. Одноклассницу известили, что работа ей нашлась в Архангельске, и она уехала. Ну мотор, непонятно, то ли одолжил и купил, то ли почта подсуетилась.

    Всё.

    Обстановка бедная. Удобства на улице. Вода – из озера. В телевизоре – ерунда. Но жить можно. Только что-то на скуке акцент.

    Много раз снято одно и то же.

    Утро. Алексей просыпается, откидывает одеяло, спускает ноги в тапки (вид этих ног с высоты колен). Натягивает брюки. Идёт к озеру, что в нескольких шагах от дома, зачерпывает два ведёрка воды. Наливает в рукомойник и чайник. Есть газ. Греет воду для чая… День за днём. Одно и то же. Одно и то же.

    Для этого родился человек? Пусть и по красивейшему озеру развозит он почту…

    Загадочная сцена (а в сущности, всё ж понятно): Алексей понял, что раз у соседа застолье на дворе (чтоб больше гостей позвать), а пенсии ещё не было, то это он украл мотор. Пошёл. Трахнул кулаком по столу: верни деньги. – На него набросилась вся пьяница-семья. Повалили на землю. А он вдруг перестал драться. Лежит и бледно-голубыми глазами смотрит на такого же цвета небо. Прекрасен при всей своей некрасивости. И думает. – Все отступились в страхе.

    Что думает?

    Да то же: для чего родился я, человек? Чтоб отнимать у несчастного мои деньги – его выпивку?

    Встал и молча ушёл с пьянки при молчании всех.

    Меня ведь как озарило, что хотел сказать Кончаловский (может, и осознавая, что, да мастерски лишь намекая)? – Назавтра после просмотра мне вдруг вспомнилась фальшивая советская песня с такими словами:

     

    Дайте трудное дело,

    Дайте дело такое,

    Чтобы сердце горело

    И не знало покоя.

    И тогда я понял, зачем дал Кончаловский своему Алексею такой неожиданный поступок.

    Тогда вообще всё стало понятно.

    И почему Алексей, придя к знакомому по рыбалке генералу на космодром – тут, недалеко (Плесецк), – чтоб попросить мотор (генерал же… много может… списать, скажем, как негодный) и, натолкнувшись на первое же случайное препятствие в доступе к генералу (тот сейчас очень занят), велел полковнику просто передать от себя привет. – Алексей же гордый. Он же чувствовал себя когда-то достойным человеком. Строителем коммунизма. Невиданного на земле общества. И страна была впереди планеты всей не столько по космическим делам, а больше.

    Я бестактно это прямыми словами называю. Таково моё амплуа – ставить точки над “и”.

    У Кончаловского это много деликатнее – наплывом на гимн Советского Союза пионерских песен в воспоминании Алексея, стоящего посреди полуразрушившейся школы (деревня почти опустела от урбанизации, и в школе некому стало учиться, одни старики остались) и в присутствии серого кота-привидения (он не даёт по ночам ему забыть о сути всего-всего):

    “Пусть всегда будет солнце,

    Пусть всегда будет небо…”

    “По улице шагает

    Весёлое звено,

    Никто кругом не знает,

    Куда идёт оно…”

    И понятно, почему под какой-то ощутимый гул бытия, на фоне поднимающейся в космос за спинами из-за леса ракеты идёт такой разговор:

    "- Вроде пенсию платят, и в магазинах всё есть, а люди всё равно нервные.

    - Время такое, Юра”.

    И это – в присутствии всё того же, никому другому невидимого серого кота.

    И почти на этом кино заканчивается. Таким кадром:

    Да. Это был обман – марксовый коммунизм. Но какой благородный порыв и на сколько лет охватил миллионы!.. 74 года вреда самой идее коммунизма, вреда тоталитарного (потому что коммунизм – это самоуправление), не смогли вытравить эту идею. Она вообще бессмертна, по-моему. И с первобытного коммунизма человечество началось, и всегда о справедливости мечтало, и его принципом – каждому по разумным потребностям – спасётся от глобальной экологической катастрофы. Только это будет не марксовый, а прудоновский. Не революционный, а эволюционный. Мирный. Он потому будет, наверно, не героическим, как марксовый. Или… всё же героическим? Всё же новое общество будет строиться. И – каждым… Или нет? И всегда такой народ, как русский, будет тосковать по утраченной мессианской миссии России*? И навсегда умолкла музыка с небес?

    26 ноября 2014 г.

    * - Никаким подсознанием Кончаловский тут не грезит коммунизмом любого вида. Вот его интервью, в том числе и по этому фильму http://www.konchalovsky.ru/press/interviews/ И в нём он, ссылаясь на Чехова, говорит, что русскому человеку не хватает желания желать.

    - Интервью лишь подтверждает, что принимать во внимание нужно только текст произведения, а не что бы то ни было вне текста.

    В том же письме Чехова (от 12 декабря 1894 г.) он пишет Суворину, что он здоров. Так верить и этим словам?

    У меня, признаю, ужасная позиция: нецитируемость художественного смысла… недоказуемость его словами автора вне текста… непризнание слов об этом смысле никаких авторитетов…

    А верить надо этому гулу неизвестно откуда, вставляемому Кончаловским там и сям по ходу фильма. Это метафизический звук. Про Кончаловского не зря перед интервью сказано закадровым голосом, ссылаясь на самого Кончаловского, что на него наибольшее влияние оказали Феллини, Бергман и Чехов. Посмотрите http://art-otkrytie.narod.ru/kataev2.htm, посмотрите у меня любое о Чехове. – Все ницшеанцы. Но и русский народ – ницшеанец. Или уж во всяком случае того и гляди желающий ого-го чего. Из ряда вон выходящего. И марксовый коммунизм был-таки из ряда вон выходящим, как и метафизика ницшеанская.

    Пусть я не прав, назвав это из ряда вон марксовым коммунизмом. – Я ненамного извратил Кончаловского, если он – ницшеанец. Скажу более. Кончаловский вполне может недопонимать своё подсознание и спутать малость и не различить разницы между коллективистским и индивидуалистским из ряда вон, между марксовым коммунизмом и ницшеанской метафизикой.

    27.11.2014

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100