TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя…

    Ну и всё же я – инструмент познания…

    Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном ударе” (1925). Так если он им был до революции, то могло быть, чтоб он им остался и после неё?

    Это нехорошо: "в тускло освещенную пристань”, “сонную конторку”, “в запыленную извозчичью пролетку”, “кривых фонарей”, “мягкой от пыли дороге”, “старая деревянная лестница”, “старый, небритый лакей”, - нехорошо это всё?

    Это – чтобы из грязи – в князи…

    "…оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”.

    Щемящая тоска… По родине? Из Приморских-то Альп…

    Или это меня тянет память о прошлом подходе?

    А новый – признаюсь, метящий в ницшеанство Бунина – будет такой: увидеть в этом всплеске немыслимой любви всего лишь контраст для переживания колоссальной нуды от царствования Зла в этом мире. ТАКАЯ любовь нужна была Бунину для масштабирования этого Зла, для права считать его вселенской силой и для права противопоставлять этому что равное – ИНОМИРИЕ…

    Интересно, срывался ли Бунин в его “не в лоб”, в почти прямое – образное выражение?

    Думаю, да. В предпоследнем предложении:

    "Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг”.

    А, может, и в последнем:

    "Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”.

    Что-то случилось с самим Временем. Нам приоткрылось что-то инореальное.

    Исповедующему Это плевать на окружающее обычное. Настоящее или прошлое.

    Это “плевать” выражено в крутом уходе от “не плевать”, предшествующее предпоследнему предложению:

    "И необыкновенно приветливо, хорошо показалось от многолюдства этого парохода, уже везде освещенного и пахнущего кухней.

    Через минуту побежали дальше, вверх, туда же, куда унесло и ее давеча утром”.

    Скупо, но достаточно это образное выражение идеала иномирия в последних строках.

    Можно ли было за бунинскую новеллу браться Никите Михалкову с его, Михалкова, почти такой же безнадёжной мечтой о возвращении новой России к старой, - не только капиталистической, но и царской, - как безнадёжна мечта о настоящей любви, что лежит на поверхности повествования Бунина в “Солнечном ударе”?

    Ответ: можно; если счесть, что Михалков давно утратил обязанность адекватно воспринимать скрытый, всегда скрытый, художественный смысл чужих произведений искусства. Что он способен только ломать их под себя.

    С вот такой предвзятостью подхожу я к его фильму “Солнечный удар”.

    Кошмар. Я не могу…

    Я читал, что Землячка не имела отношения к расстрелам сдавшихся в Крыму белогвардейцев: "Протоколы заседаний Крымского обкома партии за 1920-1921 гг. сохранились (РГАСПИ). Ни одного вопроса по карательным акциям на этих заседаниях в указанный период не рассматривалось! Р. С. Землячка никакого отношения, даже косвенного, к крымским расстрелам 1920 года не имеет. Эту замечательную и кристально честную женщину г-жа Позднякова просто оклеветала” (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1394973900). А Михалков же сейчас сделает её убийцей сдавшихся. У него, правда, дело происходит в Одессе в 1919-м. Правда, в кино в самом-самом начале Фрунзе диктует телеграфистке ультиматум Врангелю в 1920-м, где, в Крыму, и была председателем обкома Землячка. Какая Михалкову разница, если красные – подлецы.

    И как смотреть дальше?

    Или это его подробное всматривание, КАК познакомился герой с героиней, когда у Бунина это опущено. И я понимаю, почему опущено. Ведь героиня замужняя. Ведь есть нравственный изъян где-то между знакомством и солнечным ударом внезапной любви. Ведь Бунину не нужна мораль. Ему нужна мера для показа через возможность немыслимой любви – невозможность её. Принципиальная невозможность. Доминирование Зла в мире ему нужно, а не что-то поменьше, и в первую очередь что-то моральное.

    Ну как смотреть дальше?

    А дальше – больше. Я даже не о нагромождении перипетий неудач со знакомством, хоть они с первого взгляда друг друга заметили. Я в отупении от того, что у поручика… невеста есть…

    Над кем Михалков насмехается?

    Нет. Это надо пересказать.

    Рассказывая в ресторане своему визави за столиком, КАК поёт его невеста, он – в меру своих возможностей – передаёт ему это КАК, закрывает глаза, погружается в сон-не-сон – во что-то, и там звучит эта самая ария, он открывает глаза, и в другом углу ресторана видит… поющую пароходную незнакомку. Он – к ней. Она – от него. Их разделят яма в машинное отделение, страшно качающиеся там рычаги. Он, перекрикивая шум машины, кричит ей: “Сойдёмте!” И мы оказываемся (чуть после середины фильма) в начале бунинской повести.

    Киношное из ряда вон. Равное, думает Михалков, бунинскому "…оба так исступленно задохнулись в поцелуе…”.

    И (для того, кто не видел кино) быт в лагере сдавшихся белогвардейцев всё время тасуется с довоенным случаем на пароходе.

    Я могу согласиться с тем, что ария Далилы из оперы “Самсон и Далила” есть, ну, чудное выражение Абсолюта любви. Но зачем было делать, чтоб это была песней и незнакомки, и невесты? Что я должен думать, когда эту пару везёт извозчик в гостиницу под эту арию?.. Когда она под неё смеётся над ним и ситуацией?.. Что значит михалковская отсебятина в вестибюле гостиницы, когда незнакомка под счёт себе под нос: “Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять”, - стаскивает по очереди перчатку с руки, пока поручик у стойки регистрируется?.. А прислуга озадачена, почему медлит барыня на её приглашение: “Милости просим”… - Что это значит? Зачем это введено? Это в пику бунинскому наваждению с его героями, как бы и не ощущающими времени и пространства (в пику повествователю всё замечающему до мелочи)?

    "…небритый лакей в розовой косоворотке и в сюртуке недовольно взял вещи и пошел на своих растоптанных ногах вперед. Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер с белыми опущенными занавесками на окнах и двумя необожженными свечами на подзеркальнике…”.

    Вместо "и как только вошли и лакей затворил дверь” Михалков даёт затяжку времени. Служанка затворила дверь и остановилась послушать. Поручик стоит у двери. Она стоит у окна спиной к нему. Капнула капля со стерженька рукомойника. Вторая. Он повесил что-то на вешалку. Стал было идти к ней. Она ему: “Запри дверь”. Он вернулся к двери и запер её. Служанка на цыпочках уходит. Он кладёт ключ там на что-то у двери. Приближается к ней. Она: “Подожди”. Он сделал ещё два шага. – Громче: “Подожди”. Она убавила фитиля в керосиновой лампе. Тяжело вздохнула. И за кадром нам слышен шорох снимаемой ею одежды. А в кадре он стоит почти у двери. Из-за края кадра появляется голая она и ступает к нему. Подошла, потупившись. Он недвижим. Подняла на него робкие глаза. У него упала из рук сабля. “Э-э-это сабля”, - говорит. – “Я знаю”. Затяжка длится. Она чуть улыбнулась. Он смотрит во все глаза ей в глаза. И далее – половой акт: она на нём и улыбается, оба в поту. И – в том же положении – её шопот: “Господи! Господи!”

    Просит прощения. Когда снимала перчатки, было видно обручальное кольцо.

    У Бунина:

    "…никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой.

    В десять утра солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей, с базаром на площади перед гостиницей, с запахом сена, дегтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город, она, эта маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя прекрасной незнакомкой, уехала”.

    Я не против того, что Михалков сделал разнообразным и занимательным времяпровождение поручика в том городке. Не как у Бунина – бесконечная маета. Михалков зато заставил героя плакать. Михалков же не ницшеанец. Он не знает про доведение зрителя до предвзрыва, из которого куда? Только в иномирие.

    И ещё у меня сомнение: если белогвардейцев топили баржами, по придумке Землячки (http://n-piterski.livejournal.com/55874.html), если "приговоренных грузили на баржи и топили в море. На всякий случай привязывали камень к ногам, и долго еще потом сквозь чистую морскую воду были видны рядами стоящие мертвецы”, - как же это исполнялось – привязывание камня? К расстрелянным? А если топили всю баржу, как это показано в кино, то как могли быть видны стоящие рядами мертвецы? И ещё: в баржах есть кингстоны для её затопления? Интернет говорит, что нет.

    (Это у меня от нынешней информационной войны такая въедливость. Тут я даже нашёл исследование, что ни разу, ни с какой стороны не было затопления баржи с людьми.)

    В общем, я не смог принять условный, как и полагается в произведениях, претендующих на то, чтоб называться искусством, мир Михалкова.

    Почему? Потому что это – не произведение искусства всё-таки?

    Или это я такой плохой инструмент познания художественного смысла? Тенденциозно к тенденциозному…

    Почему я обижен за ложь на красных?

    Потому что я обижен за русский менталитет.

    Ему психологически по плечу была задача изменить весь мир (раззудись, плечо). Русские – глобальный народ. И Михалков играет на тоске этого народа, оставшегося без глобальной задачи, вообще без национальной идеи. И хочет заразить его идеей самобытности как национальной идеей. Включая и православие опять, и царизм.

    Для первого и соединил новеллу Бунина с будто бы его “Окаянными днями”.

    Хотя… Почему “будто бы”? Читал жалобу, что из “Окаянных дней”, мол, у Михалкова только трамвай с анархистами на фоне кирхи в Одессе. - Нет! Михалков сделал кино вполне в духе бунинской публицистики: "по колено в крови” (при том, что Бунин только и знал, что читал в газете, а там – типа: "Расстрел 26 черносотенцев в Одессе”).

    Сколько ужасов ни наделала ошибочная марксова теория социализма, она так вдохновила человечество на попытку создать лучший мир, что мир должен быть благодарен России, за пробу материализовать это вдохновение. Тем более что будущее мира таки коммунизм, но не марксовый, а прудоновский, эволюционный и мирный. И Россия может гордиться такой попыткой, сколько б жертв ни произошло от первоначальной ошибки. Это как можно понять французов, навсегда гордящихся Наполеоном, хоть он и погубил миллион соотечественников. Наполеон хотел нести иным народам свободу от феодализма. Маркс и Ленин – свободу от капитализма. (Потому и нельзя приравнивать идею коммунизма идее нацизма, лишь не понимая передёргивания можно серьёзно относиться к слову коммунофашизм. Нацизм возвращал человечество в первобытное состояние, когда убивали просто за то, что чужой: мы – люди, чужие – нелюди.)

    Михалков не только оказался как бы дальтоником в оценке красных и белых, он сблизил красных с нацистами. Нацизмом и фюрером немцы были освобождены от морали по отношению к низшим расам. Немцы вполне могли обманом подвести тысячи евреев к Бабьему яру и убедить раздеться для дезинфекции перед отправкой, мол, на работу. И красные-де могли обманом усадить тысячу белогвардейцев на баржу и затопить её: чужие ж.

    До чего довела Михалкова его идея-фикс о возврате в прежнюю Россию…

    А как художник он свободен от всего, и от истории тоже. И прав. И если думает, что главное в произведении искусства суметь взволновать, то и понятно, что выбрал он стиль сентиментализма, точнее – слёзных драм. Мастер он тоже большой. Он злыдней-красных сделал приятными на вид, обходительными. Исполнителю-истребителю – придал святое исполнение заповеди “не укради”. Он снят просто любовно. И наоборот. Обожаемых людей старого режима он сделал далеко не ангелами. Далеко… Поп хотел взять за освящение нательного крестика (что обязан делать бесплатно) аж 10 рублей. Женщин Михалков сделал ну очень грешными. Одну – до анекдота. Главная героиня – тоже ого. Высматривала в бинокль красивых мужчин, садящихся на пароход, без хоть слова-разговора согласилась сойти с намеченным ещё при посадке офицером на ближайшей пристани. Самому этому офицеру придал невесту. И всех их тоже очень любя снял. А эти волны эмоционального напряжения и отдыха.

    Всё – признаки большого-большого мастерства.

    Но…

    Не знаю…

    Работать в стиле сентиментализма теперь…

    Он думает, наверно (и справедливо), что России угрожает потеря идентичности в этом глобализирующемся на американский лад мире…

    Я тоже так считаю, но…

    Виноват я или нет, что не смог ему простить насилия над историей и Буниным?

    Что-то я не чую, чтоб что-то у него было сделано подсознательно.

    5 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320621  2015-01-21 11:20:11
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Ороеву на 320587.

«Был скромненький опыт отдельных личностей - топили в речках баржами».

Вы мне подали мысль поместить в РП про баржи. А то редакционная практика, так называемая, не пропустила эту статью в другом журнале. Тут же – свобода слова.

320631  2015-01-21 16:07:23
Воложин
- Ороеву.

Констатирую, что вы не открыли указанные мною в статье ссылки, где исследовния, пришедшие к выводу, что НИ ОДНА СТОРОНА не топила в баржах людей.

320635  2015-01-21 18:41:20
за Мистрали http://www.stihi.ru/avtor/njaoksksksmur
-
Error

конденсатор раздулся...
эрроры пищат...
заменить бы гиганта
на малыша...

современный малышек,
просмотр HD...
ну а мой еле дышит
куда ни зайди...

я, как старый компьютер,
пиликать готов...
провозился всё утро -
не вижу винтов...

появились винты -
всех готов целовать!
виновата ли ты,
такая-то (ххх) мать?

точно.. сдох конденсатор...
любимец IT...
и такое старьё
уж нигде не найти...

обещали ведь.. было...
архитектуру...
что заменишь в PC
ты любую фигнюру...

а на деле проходит
год или два...
всё к OS не подходит,
не лезут дрова...

дайте, гады, поддержку
нашей XP!
киньте дров, чтоб в неттопах
XP растопить...

320654  2015-01-22 18:47:15
Воложин
- На 320653.

Видите ли, я занимаюсь толкованием произведений искусства. И имею некие обязательства перед этим занятием. Например, я не должен путать искусство и жизнь. Это большой грех для искусствоведения. Искусство – это условность. В нём выдумывать – сам бог велел. Это раз. Другое правило толкования это не забывать, что создают произведение о прошлом из-за волнения о настоящем. Если он – традиционалист, то он волнуется из-за нашего нетрадиционалистского поведения. Революция тоже была явлением очень нетрадиционным. Ему естественно взять её и сказать ей фэ, имея в виду нас. Единственно что – для меня проблема: как заметить, что в фильме намекает на сегодняшние дни.

Впрочем. Как только я это написал, мне стало ясно, что. Идея Справедивости. Она так же сидит в российском менталитете, как и привычка отдавать распоряжение общественной жизнью власти. (А что это иное, если не Справедливость, - переделы земли в сельской общине: чтоб каждый, могущий землю обрабатывать, имел свой надел.)

Михалков – за традиционализм в одном, но против традицонализма в другом. Это большой раздрай. От такого может захотеться самовыразиться в пользу СВОЕГО традиционализма.

Нет. Как хотите, а я начинаю думать, не надо ли мне про этот фильм всё передумать.

У вас же искусствоведческих эмоций нет. Потому вы думаете, про меня: «либо большая глупость, либо не меньшая подлость».

А я лишний раз убеждаюсь, что не красота спасёт мир, а искусствознание. Видите, какой я терпимый (кино ж – условность; ею ипытыается сокровенное мироотношение; без испытания человек человеком не останется - закоснеет).

Тепимость же нам очень нужна. Вскоре всем станет ясно, что от неограниченного прогресса человечеству – смерть. И нам всем понадобится большая терпимость друг к другу, что мы все вместе спаслись. Путём принципа «каждому – по РАЗУМНЫМ потребностям».

Надо тренироваться в терпимости. Искусствознание очень хорошо это умеет. Искусствознание спасёт мир.

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100