TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь.

    Не стоил он шума. Обычное произведение прикладного искусства. Воспевается таинственная сила любви. Как раз для меня, сентиментального, фильм. У меня не раз глаза были на мокром месте.

    И даже сделан с мастерством.

    Под мастерством я понимаю то, что сделано через наоборот.

    С самого начала какой-то смотр-фотографирование балерин (я много по всему фильму недослышал и потому много недопонял), - смотр-фотографирование, заставивший Кшесинскую возмутиться: "У нас же не публичный дом?” Не в таком месте бушевать силе именно любви. Но… Я вспомнил Хемингуэя, “Прощай оружие”, как полюбил повеса, неспособный, вроде бы, уже влюбляться. Хемингуэй по случаю хрущёвской оттепели был издан в СССР. И золотой молодёжи нашего города, к одному из представителей которого я был вхож, так как дружили семьями, ибо мы, дети, были соученики, - так вот золотой молодёжи этот любовный оборот у Хемингуэя был по шерсти. Они понадеялись, что и у них не всё потеряно. Или мне, романтику, это так показалось. Но я был впечатлён. И Хемигуэем, и тем, что показалось. И сколько я ни пробовал тоже таскаться, во мне всё же тоже сохранилось что-то от чистоты. И когда я женился, это было по любви. Моей. Пусть и не взаимной. Из-за чего я вообще на всю жизнь остался идеалистом. И такая вот “Матильда” мне оказалась вполне по сердцу. Хоть я и понимаю теперь, что прикладное искусство – это искусство второго сорта (усиливает всего лишь знаемые переживания). (Первого сорта – неприкладное, общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу.)

    То же “через наоборот” и с будущим царём. Его учат прямо-таки шляться, а он взял и влюбился крепко-накрепко. Верно сказал его отец: "Это он с виду такой взрослый. На самом деле совсем мальчишка”.

    Повторяю, я много недослышал и недопонял. В частности, как именно устроено режиссёром, что могущественные охранные силы при царском дворе столько раз прошлёпывали, и эта Кшесинская опять и опять и опять появлялась там, где ей нельзя было быть (даже на коронацию попала, и даже крикнула и там своё “Ники”, и царь упал в обморок). – Оно, может, и ненатурально сюжет построен, но, благо, я много недослышивал и недопонимал, и для меня всё сходило за чистую монету. И любовь (перед которой я благоговею) являла мне снова и снова свою феноменальную силу. И сентиментальный я был каждый раз покорён.

    Пусть меня презирают за падкость на дешёвые трюки, но я честно отчитываюсь. Слаб-с я на сочувствие любви, когда такие красавцы оба и когда я не могу, собственно, сказать, что актёры плохо любовь играют. Пусть даже и смешное повторение это, когда в очередной раз, ускользнув, прорывается Матильда к своему Ники и бежит, бежит… И он навстречу…

    Николай достаточно мотивированно показан слабодушным (и он входит в какой-то – я не понял – государственный интерес, и в сочувствие к любящей его невесте). Та, правда, никак по фильму не убедила, по-моему, зрителя, с какой это бухты-барахты она приехала и любит наследника престола. Но это не входило в намерение режиссёра: показать силу любви вопреки запретам. А колебания Николая меня убедили, как ни мало я вник в альтернативы.

    Вообще, подцелью Учителя было проиллюстрировать, что, будучи запретной – при наличии слабодушия у наследника престола – любовь, не удовлетворённая, обернулась предзнаменованием несчастного правления: сперва трагедия на Ходынском поле, а потом (вынесено в финальные титры) – потеря империи и жизни. – Почему случилась первая трагедия? От угрызений совести Николая, захотевшего откупиться перед нею изрядными подарками всем, кто придёт праздновать его свадьбу. Ну так слишком много людей ломанулись на халяву. И…

    Он хорошим показан, Николай, и его жалеешь. Пока смотришь фильм.

    29 октября 2017 г.

    *- А почему вы от шума не защитили Учителя?

    - Вообще-то, потому, что я – неверующий, а речь о прототипе, помазаннике Божьем, и я об этих делах, собственно, ничего не знаю. Искать читать, что это значило для тогдашних людей, и как это трансформировалось у нынешних верующих?.. – Но фильм-то совсем не религиозного предназначения. Я спросил поисковик: “Режиссёр Учитель христианин”, - и поисковик ничего не дал. То есть режиссёр даже и не знает, что он нарушил с христианской точки зрения. Да ему и знать незачем. Церковь-то отделена от государства. Из претензий, которые я читал, я не вычитал ссылок, на какие-то пункты какого-то документа, относящегося к вере. По ТВ от митрополита Иллариона слышал только упрёк фильма в пошлости. Митрополит сказал, что фильм видел и привёл пример пошлости – как наследник влюбился:

    "Бегает по сцене Мариинского театра эта балерина, — рассказал иерей, — у нее срывается лифчик и появляется обнаженная грудь. И вот она с этой грудью бегает, наследник сидит в царской ложе и сразу же возбужденно привстает с кресла.

    Вот с этой пошлости начинается, и так весь фильм продолжается”” (https://www.gazeta.ru/culture/2017/05/02/a_10653635.shtml#page1).

    Ну так это сцена вырезана. Цесаревич влюбляется от взглядов Кшесинской. Это духовнее. И вообще я подозреваю, что иерей в принципе не способен оценивать художественность. Та, по Выготскому, состоит в наличии “текстовых” противоречий. Я их коснулся разбирая мастерство. Вопреки атмосфере публичного дома вокруг балерин – глубокая любовь. Столкновение даёт возвышение чувств – апофеоз силы любви. Илларион, видя только часть “текста” и не реагируя на противоположную, делает вывод:

    ""Апофеозом пошлости” назвал фильм Алексея Учителя “Матильда” глава отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Волоколамский Илларион” (Там же).

    Теория Выготского для иерея не указ, но и его слова никому, по-моему, тоже не указ. Люди со вкусом все поголовно используют теорию Выготского, этого даже не зная, просто оценивая: есть в произведении ЧТО-ТО, невыразимое словами или нет. Если нет – плохо, если есть – хорошо.

    Этого ЧТО-ТО в фильме нет. Сразу понято, что воспевается сила любви. Фильм – произведение прикладного искусства, как и если бы он был религиозным фильмом. Просто был бы религиозным – усиливал бы мистические переживания (в “Матильде” они есть: запретная любовь – предзнаменование неудачного царствования, - но не на переднем плане). А фильм – любовный, как любовные песни. Призван усиливать переживание ценности любви. Для этого хватает мастеровитости – противоречий не экстраординарных (разврат при царском дворе уж два века минимум, как никого не ошеломляет). Получилось что-то недалеко ушедшее от индийского кино, на котором женщины заливаются слезами. Но пошлостью это вряд ли назвать можно.

    И вообще в миру, так сказать, если по хорошему, то не принято оценивать высокое искусство по качеству идеала. Идеалы все равны друг другу имманентно, как нечто самое ценное. Страшно сказать, но и пошлость для исповедующего её есть такая же огромность, как чистота для исповедующего чистоту. Все – люди и равны как таковые. Будь у нас теократическое государство – было б иначе. Но даже если у нас негласно традиционализм является национальной идеей, то никто не сказал, что это религиозный традиционализм. Большинство-то людей не воцерковлено.

    Да, у большинства разорванное сознание. И у религии есть шанс укрепить позиции. Но он меньше, чем шансы неверующих религиозно (атеизм тоже вера), и надо б это религиозным учитывать. А что-то распоясались некоторые.

    30.10.2017.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339917  2017-11-19 17:01:20
Константин Бучельников
-

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой . . .

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

02.11.2017
15:15

По поводу фильма "Союз-7".

    Нахожусь в положении, отдалённо похожем на положение Джанибекова и Савиных. Я ведь обычно зачем берусь писать? Чтоб объяснить себе и читателям моим, что мне . . .

31.10.2017
10:41

Почему я не верю Туманову.

    Речь в итоге о его неких свидетельствах о Высоцком. А пока – о себе, как инструменте обнаружения самообманов Туманова. Я должен был умереть. В год и два месяца. У . . .

30.10.2017
11:37

Мда.

    Вот я и посмотрел фильм, в котором есть ЧТО-ТО, а что это, я не понял. Редко, когда можно наткнуться на такой фильм. Вроде, реквием по иррационализму. “Послесловие” . . .

28.10.2017
09:54

Неужели я догматик?

    Уважаемый читатель мой! Тут главное слово “мой”. Потому что, кто меня уже читал, знает, что прочесть стоит. А новичка я отпугнуть могу. Потому что хочу начать с . . .

26.10.2017
09:55

На засыпку.

    Я смотрел дрянной сериал, а в нём всё звучало и звучало явно хорошее стихотворение. В конце оказалось, что оно Мандельштама. КАЛОША. Для резиновой калоши . . .

24.10.2017
18:43

Как ладонью разбить кирпич.

    Иногда мне кажется, что я в области искусствоведения научился кое-чему, чему десантники научаются. Хотя… Любое сравнение – хромает. С десантником – тоже. Я, . . .

22.10.2017
12:30

Читая теперь Василия Белова.

    Я читал Белова “Привычное дело” (1967) и как-то не понимал, есть у него пафос или нет. Есть что-то всё пронизывающее? И в том месте, где Катерина, жена Ивана . . .

22.10.2017
12:23

Не про Матильду.

    В пику http://gazeta-slovo.ru/kultura/3498-matilda-vtoraya-kazn-tsarya-chto-proiskhodit-v-nashej-kulture В чём я («Да кто ты такой!?») не согласен с Ливановым (в пределах своей осведомлённости – например, . . .

21.10.2017
13:39

Две манеры не читать чужих.

    Меня когда-то восхитил рассказ о каком-то племени тумбу-юмбу, в котором жрец поднимал молитвой солнце после ночи. Точнее, не это восхитило, а заявление, что . . .

19.10.2017
12:32

Щелчок мне по носу.

    У меня очень подозрительная для самого меня вера. Что будущее человечества – новый коммунизм. От старого отличающийся тем, что проакцентировано одно слово, в . . .

16.10.2017
15:35

Агашина.

    Неужели я не прав, что в оценке художественного нечто я руководствуюсь тем, появляется ли в моей душе ЧТО-ТО необъяснимое?   Что было, то было: закат заалел... Сама . . .

15.10.2017
19:10

Почему меня не волновал "Василий Тёркин".

    Я стесняюсь, что меня не волновал “Василий Тёркин”. Сам для себя я это теперь попробовал было объяснить отсутствием там недопонятного, таинственного. И что-то . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100