TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное.

    Сейчас я имею в виду “Сны” (1993) Шахназарова.

    Четверть века спустя известно, что Шахназаров считает, что впереди нас ждёт социализм, настоящий, а не какой был, или что-то такое, настоящее. Вот я и подумал, что из этого и надо исходить.

    Тогда требовалось, чтоб снящаяся Маше благополучная царская Россия (а в тех снах ей снится, что она графиня Призорова, и ей снятся сны про ужасный 1993 год) была образом… утраченного рая СССР. (Тут у меня микроозарение, что не графине снится будущее, а посудомойке – прошлое.)

    Эту совковость, если хотите, с каким-то допущением можно было помыслить. Но меня смущало выступление графа Призорова на Госсовете в 1893-м году:

    "Царь: И какие, по вашему мнению, перемены должны быть произведены?

    Призоров: Прежде всего, передать землю крестьянам. Привлечь рабочих к управлению заводами и фабриками.

    Крики: Он социалист!

    Призоров: Дать низшим классам возможность принимать участие в управлении государством”.

    Исходя из того, что компартия построила в СССР лжесоциализм, а не социализм, годилась ли эта программа в принципе для восстановления социализма в 1993-м, когда левые восстали против прихватизации и вообще реставрации капитализма в РФ? Крестьяне в СССР лишь формально были в колхозах коллективными собственниками земли. На самом деле им воленс-неволенс насаждались такие председатели колхозов, которые управлялись централизовано, партией. И никакая, по сути, это была не собственность крестьян – земля. То же – с рабочими на фабриках и заводах. И то же – с правящей номенклатурой, которая в свои ряды рекрутировала, если не родственников, то лишь согласных на тоталитаризм.

    Но это я теперь, пока пишу статью, так додумал. А пока гулял, это не складывалось как-то. И меня озарила более плодотворная мысль. – Шахназаров же просто воспел традиционализм. (Который таки наступил в XXI веке в России во всю, хоть и подспудно.) Шахназаров его воспел, осмеяв изменяемость людей в так называемое время перемен. И для того он вовсю использовал артистический талант в первую очередь Басилашвили.

    Тот то граф в 1893 году, то еле выживающий – за счёт всяких мерзостей – интеллигент в 1993.

    Все помнят его вальяжное лицо, так пригодное, чтоб играть графа. – Вот он в своей биллиардной, в халате, пригубил винца между ударами. Причёсанный. Уверенный в себе. Сейчас распорядится принести ему кофе в кабинет, где он будет составлять доклад на завтра императору.

    А вот – в 1993-м.

    Как бомж с поднятым воротником пальто. Растрёпанный. В забегаловке, за пельменями, с алюминиевой вилкой в руке. Затурканный. Озабоченный. Нахохленный. Соображающий, что предпринять, чтоб завтра было на что купить тут же пельменей.

    Впрочем, я зря завёлся иллюстрировать. Их миллион – искромётных подколок изменчивости. Богатейший же материал: еле выживающий плебс находящейся в аховом состоянии России 90-х, и – высшее общество Российской империи и его лощённая обслуга в конце XIX века. Я смотрел кино и то и дело смеялся.

    А в конце две сцены. Сперва граф с женой, уйдя в отставку после цитированной речи в Госсовете, отправился в своё имение в 1893-м. А потом в это имение, разорённое к 1993 году и купленное по дешёвке, привозит посудомойку Машу липнущий к ней главбух столовой. И она видит на стене чудом сохранившийся портрет графини (копия она, Маша-посудомойка). Объектив наплывает, наплывает. Сходство портрета усиливается, усиливается. И – не думаю, что из-за моей стариковской сентиментальности – на глазах моих я чувствую слёзы.

     

    Я, думаю, вскрыл скрытый смысл этой комедии – слава традиционализму. Остаётся моя идея-фикс. Можно ли считать, что фильм рождён подсознательным идеалом Шахназарова? Именно подсознательным? Тот факт, что я не сразу смог скрытый смысл открыть, можно счесть за доказательство в пользу подсознательности? Или это режиссёр просто такой хитроумный (коммунизм-то в те дни не был популярной идеей, а посещаемость фильма чем-то обеспечить надо же; к тому же такого либерала, как Басилашвили, надо ж было заморочить, чтоб он согласился славить традиционализм)?

    30 ноября 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339950  2017-12-06 14:56:56
Константин Бучельников
-

05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100