TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.05.2018
16:31

Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.

    Я несчастный человек. Я пристрастился к вниканию в глубины художественных произведений, считаю своим кредо применять для этого то, чего начитался и сам додумал . . .

03.05.2018
21:56

Гоголь и подсознание.

    Не находя, о чём бы, воодушевляющем, написать, я обратился к… Гоголю. Имя – огромное. С ним не потрачу время зря, думалось. А меня бередила неизвестность для меня, . . .

28.04.2018
10:36

Да здравствует Вейдле!

    Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым . . .

25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах.

    Поэтому я сдамся пока и сразу расколюсь, что меня, в частности, поставило в тупик. Это – такая фраза:

    "В этой обнаженной…

    Гоген. Обнажённая. 1880. Холст, масло.

    Гоген как нельзя более полно выразил то, что отличало его от импрессионистов. В самом деле, трудно найти что-либо общее между женщиной, сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное лицо над тканью, которую она штопает, и обнаженными женщинами Ренуара, с их цветущей и сверкающей плотью!” (http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/epizode_gogen6.htm).

    Сперва отвлечёмся: в самом ли деле – безрадостное?

    Ну да. И губы опущены. И аж синяя она. И фон серый. И всё – бледно. И штопает что-то, а не получает удовольствие от собственной наготы.

    Если я прав (а всегда раньше получалось, что прав), что импрессионисты воспевали абы какую жизнь, то тут, да, жизнь абы какая. Но она, похоже не воспевается.

    Но абы ли какая жизнь – у Ренуара, у которого она явно воспевается даже и без обнажения женщин?

    Ренуар. Ланч на лодочной станции. 1881.

    В тупик я попал из-за того, что показанная жизнь у Ренуара не абы какая, а весёлая и беззаботная.

    Нет, я могу, конечно, поупрямиться. Не ахти какая одухотворённая жизнь. По сравнению с недавним социально-критическим уклоном это всё же сниженное существование. Но… У других импрессионистов несчастность изображаемого более акцентируется. Не смотря, мол, на воспевание. У Мане, например, “Бар Фоли-Бержер”, 1882.

    Ладно.

    По крайней мере, вполне представимо было бы, чтоб материально настрадавшемуся Гогену такая лёгкость в мыслях необыкновенная была не по сердцу. Но. Это страдание на него свалится только через несколько лет. А пока ему может ли больше не нравиться суета по поводу преуспевания в качестве брокера? Можно ли узреть, что у него от этого порыв в символизм был, в мечтаемое счастье, что сбудется когда-нибудь в сверхбудущем?

    В несчастности и бедности “Обнажённой” можно такое узреть? За бледность… Вообще где-нибудь ещё – можно?

    Ни в одной картине 1970-х годов (http://xn----ftbai0aqbde6k.xn--p1ai/1870.html) этого не видно. Даже в самой странной (с жёлтым снегом).

    Гоген. Сена у Понт-д-Иена. 1875.

    Хоть тут есть по-импрессионистски несмешиваемый чистый цвет, не по-импрессионистски положенный широкими мазками.

    А в 1880-х до переломного 1885-го?

    Вот.

    Гоген. Глиняный кувшин и железная кружка. 1880.

    Не из-за беднейшей занавески, общей с “Обнажённой”, а из-за широких мазков и несмешивания цвета. – Это ведь начало последовавшей, на экзотических островах, особенной странности Гогена.

    И – с натяжкой – такое вот.

    Гоген. Горный пейзаж. 1882.

    В смысле – Тут – нехороший хаос. Значит Там – хорошая благодать.

    Ну и со сверхнатяжкой – такое.

    Гоген. Голые деревья. 1885.

    И только тут

    Гоген. Заброшенная улочка. 1884.

    из-за обобщённости, наконец, чувствуется какая-то завороженность в пейзаже. Которую (из-за подчёркнутого перспективного удаления вдоль улицы) можно подвести под благое сверхбудущее – типовой идеал символизма.

    А тут

    Гоген. Курятник. 1884.

    такой же эффект улёта Куда-то достигается не столько обобщённостью, сколько странностью света. Или светящейся тени…

    И тут

    Гоген. Лесистая тропа. 1884.

    странность освещения (вместе с перспективным удалением) дают то же ощущение ухода Куда-то… В зарю на небе…

    Надо, правда, признать, что ощущения миража Гоген достигал иногда какой-то дробной, что ли, обобщенностью, а не широкими мазками.

     

    Гоген. Мельница Королевы. 1881. Гоген. Молодая женщина, лежа на траве. 1884.

    И, наконец, апогей улёта.

    Гоген. У ручья, осень. 1885.

    Теперь я могу раскрыть, что я целенаправленно искал и почему.

    Когда-то (см. тут) у меня получилось, что, уплыв на острова, Гоген – от скуки суеты – впал в некий пробуддизм. Это индивидуалистского рода идеал. Прочитав, что Гоген впитывал и иных заражал символизмом, я был озадачен. Потому что символизм – идеал коллективистского рода. Как такой разнобой мог быть с одним человеком, я, в общем, догадывался. Это, как математике… В цилиндрическом мире прямая, продолженная бесконечно налево и направо, сходится в этой бесконечности сама с собой. И пробуддизм, и символизм – экстремистские мироотношения. Как бесконечно продолжающаяся в + ∞ и в - ∞ прямая. И там, в бесконечности, они сходятся.

    Вот так и символист Гоген превратился в пробуддиста Гогена. – Сработал голод.

    "В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. “Что действительно делает нужду ужасной — она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии”.

    Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны… он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб” (http://www.peremeny.ru/blog/11656).

    Там можно впасть в отчуждение вообще ото всего. А оно похоже на бесчувствие…

    22 марта 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340389  2018-03-28 22:38:04
Константин Бучельников
-

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100