TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова:

    "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение ее законов.

    Связь с искусством знаменитых старших современников – Моранди, Джакометти или Николсона…” (http://cultobzor.ru/2014/11/vladimir-veisberg-inartibus/).

    Меня тревожат слова "традиции” и "строгими правилами классической живописи”. А так же связь с Джакометти (о нём у меня см. тут). У того несколько штрихов и – человек. Исчезающий какой-то. Там ещё сравнение идёт с пессимистом Сартром, во время войны организовавшим группу в движении Сопротивления, “ее деятельность сводилась, в основном к разговорам в кафе и публикации листовок абстрактно-философского содержания” (http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1392).

    То есть тревога моя относительно "традиции” состоит в том, что в русском народе есть-таки ментальная черта, либералами называемая уничижительно недостижительностью. И такие вот

    Вейсберг. № 16. 1977. Ватман, акварель.

    картины можно-таки счесть принадлежащими такой "традиции”, близкой, кажется, пробуддизму.

    Тихомиров. Зимушка. 2000.

    Соломин. Стогование. 1949. Холст, масло.

    Но у русского народа такая традиция (скромность) как-то не связывается с бессилием, которая мнится у пробуддизма. Хоть, может, мнится так ошибочно. В Индии, наверно, никак не тяготятся идеалом бесчувствия те, кто такому идеалу привержен.

    А насчёт "классической живописи" я вообще теряюсь: что имеется в виду?

    Проще думать, что это просто безответственный трёп не ахти какого специалиста, прячущего в неопределённостях свою слабость. Трёп, кроме связи с Джакометти.

    Джакометти. Человек идущий. 1964.

    То же с Моранди.

    Моранди. Натюрморт с вазами на столе. 1833.

    Про какой-то буддизм Моранди и его образ жизни говорит:

    "Сам образ жизни художника, дистанцировавшегося от проблем суетного мира (он практически не выезжал из Болоньи)…” (Википедия).

    Вейсберг "мог считать себя учеником Ивана Машкова” (https://lechaim.ru/ARHIV/234/gershkovich.htm).

    А Машков – пробуддист (см. тут).

    Тот же живописал так, что зрители впадали почему-то в оцепенение. Вот и ранний Вейсберг…

    Вейсберг. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958.

    Вы замечаете необычность? – Всё ж какое-то зыбкое. – Я и не знаю, как художник это сделал… Там, где ожерелье, ещё можно подумать, что какая-то зубчатость границы между шеей и одеждой испорчена фрагментами белого ожерелья (справа от нас). Но уже слева ожерелья ж нет. Что там за пила? А граница между рукавами и руками… Там же бахрома! Вообще почти вся длина рук в бахроме одежды. С волосами и фоном та же история. Этот чёрно-фиолетовый халат весь как-то мерцает. И в фоне какой-то ультрасложный строй. Чуть не импрессионистский – из точек. Мерцает спинка стула. Почти не прописаны сияющие пальцы ладоней.

    Так и хочется переписать слова, привлечённые из Сартра для толкования Джакометти:

    "Сознание как свобода имеет функцию постоянного бегства от предметностей <…> Но одновременно свобода является свободой для чего-то. Если бытие-в-себе плотно, непроницаемо, заполнено и его всегда предостаточно, "слишком" (de trop), то сознание прозрачно, пусто; оно представляет собой недостаток, выражаемый в желаниях, целях и проектах, которые должны быть выполнены, "заполнены". Конечным проектом сознания оказывается стремление стать абсолютом <…> Но это невозможно и поэтому человек обречен на поражение. Здесь он обнаруживается как "тщетная страсть" <…> неизменное колебание между прошлым и будущим через настоящее, действительно, образует диалектическое противоречие человеческого духа. Отсюда и такая структура сознания, как быть в самообмане, в колебании между заблуждением и истиной, отчуждением и свободой, идеалом, трансцендентностью и фактичностью, "низменным" бытием” (http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-8608.html).

    Не от хорошей жизни так рисуют.

    "Говорят, будто он [Вейсберг] даже резал грудь бритвой до крови, дабы вернуть себя из состояния депрессии, за что нередко был увозим в психушку” (https://lechaim.ru/ARHIV/234/gershkovich.htm).

    А счесть жизнь крайне нехорошей в ХХ веке – запросто. В любой год.

    Вейсберг считал себя учеником Сезанна. Почти буквально (раз, в бане, чуть не окатил товарища кипятком из шайки, раз тот это не признаёт). А Сезанн же – ницшеанец (идеал – иномирие метафизическое). И пробуддизм – всего лишь пассивная ипостась такого идеала. Тогда понятно такое:

    "Вейсберг просто взял за основу сезанновский живописный метод и по наитию, но последовательно трансформировал его в собственный.

    Стремясь к абсолютному воплощению световых эманаций и преодолению предметности мира, Вейсберг принялся заниматься исследованием колористических систем. Он писал теперь словно бы мерцающие световые поля со смутно проступающими в них предметами, скорее, образы предметов” (Там же).

    Вейсберг. Композиция цилиндров (№ 21). 1982.

    Если вернуться к словам, что его искусство связано со "строгими правилами классической живописи”, то я б их объяснил так. – Классика ассоциируется с самыми ценными произведениями. А такими я считаю произведения неприкладного искусства. Когда сознанию художника не дано содержание того вдохновения, каким он одержим, когда он влеком подсознательным идеалом. Пробуддиста в ажиотации, наверное же, можно считать пребывающим в изменённом психическом состоянии. Вот его он и срисовывает. Когда он придёт в себя, если ему сказать, что он выразил идеал как можно меньше чувствовать, как буддист, он, наверно, удивится.

    Сам Вейсберг был очень внимателен к своим переживания в процессе творчества. И он подсознательное считал сверхценным.

    "Предполагалось, что воздействие картины на зрителя разбивало строй его обыденного мышления и восприятия, и это происходило, минуя его эмоциональное и рациональное, уже в “подсознательной” сфере” (https://www.dissercat.com/content/osobennosti-tvorcheskogo-metoda-vg-veisberga-zhizn-tvorchestvo-i-teoreticheskie-poiski-vladi).

    8 июня 2019 г.

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100