TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не получалась, и я её никуда не слал. В лучшем – получалась, и мне казалось, что я – как десантник, ладонью разбивший кирпич положенный на два стоящих кирпича. Или как переболевший и выздоровевший.

    Для Михаила Шварцмана надо,

    Шварцман. Двери неба. 1987-1988.

    наверно, переписать сюда цитату, от которой я танцевал с другим абстракционистом – Поллоком. Хоть Шварцман от Поллока явно отличается. Полок давал абстрактные названия и картинам, а Шварцман, вон – конкретные, да ещё, кажется, и исторически обоснованные. – В те годы как раз перестройка стала демонстрировать провал. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда – Черномырдина.

    Ну, тем не менее…

    "Произведение как конструкция. Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.). Если эта структура что-либо "отражает", то это не имеет значения для объяснения данного целого: функция отражения "трансгредиентна" для искусства. Задача искусствоведа заключается в том, чтобы раскрыть конструктивное единство произведения и конструктивную функцию каждого из составляющих его элементов” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).

     

    Целое “Дверей неба” состоит в чём-то, противоположном дверям, как таковым. Как выходу. Как свету в конце туннеля.

    Впечатление такое, будто перед нами как бы недопрорублен проход в гладкой оштукатуренной жёлто-серой стене. На ней даже нацарапаны какие-то надписи (буквы кириллицей и цифры, но не подпись художника). Видны потёки краски, нанесённой по штукатурке. В самом низу даже что-то вроде горизонтального участка лаза, хотевшего вести вглубь (светло-коричневого цвета). Прорубленность имеет форму неправильного креста.

    Это может быть неким издевательством над верой, к которой, мол, вернулись после семи десятков лет атеизма, - атеизма, под которым-де теплилась вера. – Фиг! Ничерта это не вера! Это какое-то жалкое её подобие! – Одна мне говорит: “Ну, надо ж во что-то верить”. Другая, метнувшаяся в православие, призналась, что перестала верить. Где-то перед этим я ей послал адрес заметки, как служат неверующие священники, чтоб иметь, чем зарабатывать, и не считают зазорным признаваться в неверии. Каков приход, таков и поп…

    Небо должно б символизироваться голубым. А перед нами что? – Синее разных оттенков. – Образ засилия сект, наполнивших страну из-за свободы слова. Промежуточные тона к синему, вплоть до чёрного – образ тупиков в глубине стены. – Всё – не туда!

    А зачем каким-то золотом (или что это?) обведён контур “креста”? – Что если роскошь религии отвращает художника? Первохристиане настаивали, наоборот, на бедности как добродетели…

    Он же, возможно, как-то веровал, но не так, как другие. Потому и не нёс свои иературы в церковь.

    "…Миша Шварцман — Царство ему Небесное! — замечательный художник, говорил, что его искусство — это некое откровение и что его рукой движет Дух Святой. Женя же говорил как церковный человек: ну, если Дух Святой тобой движет, то твою картину надо в церковь вешать, это икона. Вот о чем разговор! А ты пишешь, что ты Шварцман. Вот о чем был конфликт…” (http://magazines.russ.ru/znamia/2010/2/ro12.html).

    Да, функция отражения негодования на якобы возрождение религии, антидвери неба – "трансгредиентна" (извне) композиции самой по себе. – Так на то Поллок – ницшеанец (то есть антихристианин), а Шварцман – наоборот: иерат (ἱερατικά – священная, "Работы свои называю иературы. Дело мое — иератизм. Я — иерат — тот, через кого идет вселенский знакопоток”" { https://artinvestment.ru/invest/events/20081212_mikhail_schwarzman.html }? “В 1966 году он основал собственную “иератическую” школу и вскоре перешел в православную церковь” {гуглоперевод с английского в http://www.museummagma.ru/?artworks_artist=shvartsman}). Тип его идеала, вроде бы, – благое для всех сверхбудущее. Коммунисты СССР оскорбляли его своей деятельностью, практически ведущей (как предупреждал Троцкий) и таки приведшей к реставрации капитализма.

     

    С таким заделом я могу подступиться и к более ранней работе.

    Шварцман. Цель. 1985.

    1985 – это год начала перестройки. Все поначалу поверили. А Шварцман – нет! Совсем провидец. Горбачёв потом признался, что, поездив по западным курортам, он пришёл к выводу, что обустройство жизни надо перепоручить капиталистам, а социалистам – быть не у власти, а в оппозиции, чтоб корректировать, если капиталисты зарвутся. Для чего партию коммунистов надо превратить в партию социалистов.

    Ну и тут та же жёлто-серая стена и якобы пробоина в ней, никуда не ведущая. Вот это “никуда не ведущая” и есть то целое, которое организовывает всё, что тут нарисовано.

     

    Зарождение такого радикального отрицания можно увидеть давно.

    Шварцман. Жар-птицы. 1963.

    Жар-птицы – это мечты. Они-то, да, нематериальные. Но, когда они нарисованы вьющимися из дыма… То перед нами насмешка, над пустыми мечтами.

    На съезде КПСС в 1961 году Хрущёв объявил, "что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм” (Википедия). – И все, по крайней мере, в моём провинциальном окружении, среди ИТР-ов, смеялись. Лично я был стихийным левым шестидесятником. Т.е. считал, что социализм очень болен (вещизмом), и его надо спасать. Но как?!.

     

    Отрицание (в холодности тона) есть и в вещи, называемой “Мать”.

    Шварцман. Мать. 1962-1963.

    Какое-то пустое платье… С первого взгляда.

    А внимательнее…

    Каким-то нездешним, египетскими взглядом (лицо в профиль, а глаза прямо) смотрит то ли на голубка, то ли на цветочек всё же женщина в марлевой повязке. Оно – еле живёт (эти белые точки какой-то эманации).

    Женщин даже много.

    Всё объясняет такое биографическое сведение:

    "… отца репрессировали и он погиб в лагере, а мать была сослана в Сибирь. Михаила, оставшегося сиротой, отправили в интернат…” (http://www.museum.ru/N35017).

    Да, много, получилось, матерей у детдомовца, но… Да и мать… Что ж она политикой занялась, если у неё ребёнок…

     

    Ещё большее издевательство – тут.

    Шварцман. Давид. 1970.

    Что было в 1970 году? – Столетие со дня рождения Ленина. – Второй (после Маркса) почитаемый в лжерелигии под названием коммунизм. Как в иудаизме (после Соломона) Давид был второй религиозно почитаемый царь.

    Так коммунисты законсервировали Ленина – в банку на картине – и он там торчит, не используемый. Как шутили тогда: встал Ленин с того света, оглянулся и говорит: надо опять переходить на нелегальное положение и поднимать революцию.

     

    Я даже не уверен, что перед нами художник. Человек, передающий свой подсознательный идеал нашему, зрительскому подсознанию. – Никакого подсознательного. Всё – знаемое. И непросто зашифрованное.

    Можно, правда, сказать, что я сермяжно недорасшифровал. Расшифровал, против чего художник, но не осознал, за что он, в чём его иератическое. Или надо думать, что его идеал чем-то похож на первохристианство. Тогда думали, что не в сверхбудущем совершится второе пришествие и Царствие Божие на небе, а скоро-скоро, как в иудаизме думает каждое поколение, что мессия придёт при его жизни, все иудеи вернутся в Израиль, уверуют в раввинов и Бога, и Храм будет восстановлен (у них в домах даже есть недостроенное место, чтоб его достроить, когда этот Храм восстановят). – Это б объяснило, почему нет гадости Этого мира в картинах Шварцмана. Они все какие-то аккуратные. Ну и, раз он, как первохристианин, то и не несёт он свои иературы в обычную церковь. Считает её развратной, как протестанты католическую церковь считали. – А можно иную причину помыслить: картины-то всё – отрицающие. Иконы ж, наоборот, - утверждающие. – Вот и нельзя их в церковь нести.

    Доля подсознательного тут, в любом случае, представляется малой. Соответственно – и его искусство не неприкладное, а прикладное, к религии приложенное.

    Или всё же нет. Слишком неопределёнен этот идеал, чтоб его считать знаемым.

    9 июня 2019 г.

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100