TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской живописи. Альбом избранных картин Музея Александра III” (1910).

    Ендогуров. Начало весны. 1885.

    Сюжет такой (из юмористической 16-й страницы “Литературной газеты”).

    Молодая продавщица продовольственного магазина подошла к выходной двери, чтоб её запереть, когда наступит, вот-вот уже, время обеденного перерыва. Ещё впустила одного-другого. Она пунктуальна – минутная стрелка ещё не подошла к нужному делению. И вдруг видит, спешит успеть войти… Он. Красавец. Тот, о каком она мечтала. И бац – минутная стрелка подошла. И она дверь закрыла и заперла. И перевернула табличку “Закрыто на обед”. Он не успел войти. И просительно смотрит на неё. А она, убитая, повернулась и уходит прочь. И думает, какая же она дура.

    А другое вспомнившееся – пять слов, какие я вынес в заголовок. Я тогда ещё не ощущал себя диссидентом, хоть и любил свободомыслие. Тем более, что, осознав, постфактум, что я им был, - был же я стихийным левым шестидесятником, - а левые не правые – не так сильно власть притесняла, я и тужил мало. – Так, помню, я усмехнулся меткости подколки диссидентам (те были правые, как я потом сориентировался) и почему-то навсегда запомнил эти слова.

    А теперь то и другое воспоминание возникло потому, что передо мной стоит задача опустить эту вот картину Ендогурова, хоть она мне и понравилась, пусть немного.

    Откуда такая задача?

    От соображения, что передвижники (а Ендогуров числится среди них) рисовали не от настоящего вдохновения. Не от подсознательного, а от осознаваемого. Они считали, что они должны, и исполняли долг. Оплакивать народ, освобождённый от крепостничества без земли и гнобить царизм.

    - Ну, - скажут мне, - и где ты увидел в картине Ендогурова царизм и несчастный народ?

    - В хвале непритязательности русских. Вековая несчастность повлекла за собой такие черты менталитета, как скромность, непритязательность и терпение.

    Вот этот менталитет и выражен в картине. Причём не как предмет гордости. Когда это выражают как предмет гордости, рисуют так:

    Бакшеев. Весна. (В интернете эту картину приписывают Олегу Молчанову)

    Чтоб какая-то исключительность в скромности всё же была. Вот – ослепительность.

    А Ендогуров стесняется претендовать на исключительность. Он взял день с облаками. Одно из них солнышко закрыло как раз в том месте, которое взял изображать Ендогуров. Точнее, наоборот: он дождался, когда эта непритязательность ещё и в тень от облака попадёт – и нарисовал. И речка у него тише течёт. И берёзки у Бакшеева все, как на подбор, стройные, а у Ендогурова деревья – корявые, когда голый, так как раз и голые-то и не берёзы, у которых и у голых корявости нет.

    Так вот стушёванность Ендогурова, по-моему, и есть свидетельство программности о плаче по несчастному народу. То есть – свидетельство идейности. Которая от ума, от мировоззрения.

    А у Бакшеева, размышлением, можно добраться до подсознательного идеала. Исключительность страны и народа – это ж какой-то субъект, получается, народ. Как человек. Такой национализм это ж эгоизм. Эгоизм вокруг тогда бунтовал – в форме ницшеанства – против скуки мира, и в бунте устремлялся (в подсознании) аж вообще в иномирие. Метафизическое. И скажи тогда это Ендогурову про него, он бы удивился, что и доказало б, что в сознании его этого нет. А оно, логика шепчет, было в подсознании.

    Нет, конечно, быть логичным не значит быть правым, но вероятность правды тут велика.

    И тогда я должен отдать предпочтение Бакшееву, тогда как наивнореалистически Ендогуров мне больше нравится. У него картина как-то пошикарнее. Но я считаю такое у себе профанным, следом моего низкого происхождения, когда людям попроще нравится, что как живое.

    И вот я живу и тужу, что я ушёл от вкусов народа, а когда пытаюсь ему сказать, что он не прав, он меня шпыняет.

    29 октября 2020 г.

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100