TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской

    Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка.

    На ней я прошлый раз (см. тут) проверял собственного сочинения эстетический закон, что от нечистой совести (в нашем случае – из-за осуждения России за СВО) то подсознательное (не идеал), которое обеспечивает множественность элементов, выражающих одну и туже же идею целого (эстетическое качество, обеспечиваемое наличием таланта), сбивается и выдаёт ляпы. (Надо ли напоминать, что подсознательный идеал странностями, даже малым их числом, порождает дополнительное к эстетическому качество – художественный смысл, равный нюансу духа времени, который осознаётся лишь в слабой степени: как ЧТО-ТО, словами невыразимое. И надо ли напоминать, как показал пример с украинской поэтессой-националисткой {т.е. с субъективно чистой совестью хулящей Россию} (см. тут), что даже при рождении стихотворения подсознательным идеалом не обеспечивается отсутствие ляпов, если просто не хватает таланта.) – Напомнить надо. Потому что я с Афонской допустил ошибку: не проверил на ляпы её, например, какое-нибудь любовное стихотворение.

    Исправляю ошибку.

    Жестокий романс

     

    Коснулась тень тревоги

    во сне лица усталого,

    всю ночь мне что-то сниться,

    но сон печален мой:

    там девушка из пьесы -

    Лариса Огудалова,

    и пароход, и Волга,

    и чайки над кормой.

    .

    Ночь над рекой, и пристань,

    и огоньки на палубе,

    и край заката алый,

    и блики на воде.

    Романса слог старинный,

    гитары голос жалобный,

    и узкий шаткий мостик

    от радости - к беде.

    .

    Как странно - мой любимый

    он тоже из Саратова,

    и та же наша доля,

    какой бы ни был век.

    Не лучше и не хуже

    экранного Паратова,

    не принц и не злодей он,

    он просто человек.

    .

    Зачем гитары звуки

    полны такой печали,

    и нам волнует сердце

    романсов старых грусть.

    Одна я на причале,

    все корабли отчалили,

    но пусть мой сон печален -

    проснуться я боюсь.

    .

    Проснусь - и будут так же

    безжалостны слова его:

    “Уже настало утро,

    тебе пора домой”.

    Всё повториться снова,

    Лариса Огудалова,

    и пароход, и Волга,

    и чайки над кормой.

    1990

    Сразу вопрос: а как быть с грубыми грамматическими ошибками? – Поэзия всё-таки искусство слова. Т.е. они совершенно нетерпимы, если только не являются средством выразительности. И нельзя сослаться, что это не авторская ошибка, а того, кто помещал стихотворение в сайт. Ведь автор обязан проверять, что пошло к читателям. И, если грубые грамматические ошибки есть, то это авторские ошибки.

    1. "во сне лица усталого” – это неуклюже: ассоциация, что сон у лица только.
    2. Д.б. “снится”, а не "сниться”.

    3. "но сон печален мой” - д.б. "и”, а не "но”. Потому что ведь не противоречат "тень тревоги” и "сон печален”.

    4. "и чайки над кормой” - поиск Find-ом: “чайк” и “корм”, - показал, что таких слов нет в тексте пьесы Островского “Бесприданница”. Есть, правда в кино Рязанова “Жестокий романс”, но оно в данном месте стихотворения ещё не введено в оборот.

    5. "мой любимый он тоже из Саратова” - тут грамматическая ошибка, состоящая в том, что дублировано местоимением существительное-подлежащее.

    6. "повториться” д.б. без мягкого знака.

    Довольно много ляпов.

    А в общем, есть даже странность, которая выводит стихотворение в рождённые подсознательным идеалом.

    Не знаю, как вам, а у меня было затруднение, когда я столкнулся с повторением слова "сон” в 4-м куплете: откуда взялся сон? Я успел забыть, что оно было в 1-м куплете. То есть мало того, что всё – повторяется в данном сне, так ещё и сам сон повторяет действительность, неоднократно повторяющуюся: при Островском, при Рязанове, сейчас. Нудно. Скучно. Типичная фабула произведения ницшеанца, доводящего восприемника (не такого забывчивого, как я) скукой до предвзрыва, причём предвзрыва такой силы, что имеется в виду, что он вышвырнет восприемника вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и хорошее, что, вот, катарсически (через наоборот) дан образ этого иномирия.

    И я должен констатировать, что произведение неприкладного искусства (т.е. высшего сорта как по мне, эстетическому экстремисту) имеет ляпы из-за малого таланта поэтессы.

    Естественно, что ляпы есть и в сочинении, созданном при нечистой совести (ибо я не могу признать, совесть россиянки чистой, если она, живя в России, против СВО: как бы она ни игнорировала информацию о нацизме на Украине, совсем её избегнуть она не могла).

     

    "Господь спросил Каина: “Где брат твой Авель?”

    Каин ответил: “Не знаю, разве я сторож моему брату?”

    “Что же ты сделал! — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата словно голос взывает ко мне из земли… И теперь я проклинаю тебя и эту землю, на которой ты трудишься”…

    И Господь сделал Каину метку.

    Библия, Ветхий завет.

     

    Гласило древнее преданье:

    Бог Каина к себе призвал

    и, ожидая покаянья,

    “Где брат твой Авель?” — вопрошал.

    .

    С тех пор прошли тысячелетья,

    давно пропал времён тех след.

    Но Каин так и не ответил.

    А небеса полны ракет,

    .

    несущих смерть на Украину,

    их бомбы падают, как град,

    и, ручки крестиком раскинув,

    дети убитые лежат.

    .

    Убитые тех бомб осколком,

    лежат на раненой земле,

    как своим братом Ярополком

    убитые Борис и Глеб.

    .

    Они лежат под небом синим,

    кровь в землю капает из тел.

    Что, окаянная Россия,

    братоубийство — твой удел?

    .

    Как дьявол в свои злые сети

    смог Русь прельстить и затянуть?

    Борис и Глеб — не просто дети:

    истории российской суть.

    .

    Мозги и совесть — всё утратив,

    убийцей сделался дурак.

    Здесь снова убивают братьев,

    чтоб землю их прибрать к рукам.

    .

    Знак Z — то Каина печать

    рука Господня наносила.

    Всё повторяется опять,

    и в роли Каина — Россия.

    .

    Вновь Богом проклята земля,

    запачканная братской кровью,

    где стали кладбищем поля,

    погрязнув в бесконечных войнах.

    .

    Забыт божественный обет

    о “не убий” в Святом Писанье.

    И снова, через сотни лет,

    всё нет у Каина раскаянья.

    Август 2023

    Самый вопиющий поэтический ляп – последняя строка. Достаточно было написать: “у Каина нет раскаянья”, - и не было б нарушения ритма при небольшом нарушении ударения: с неверным "раская`нья”. – Неужели она польстилась на внутреннюю рифму "лет : нет”? И это не ирония, как у Пригова:

     

    В отдалении враги хлопнув дверью “Мерседеса”

    Отъезжают, а могли бы

    С белою очей завесой

    Лежать так же бездыханно

    В районе Малаховки.

    Не знаю, как расценивать вольности относительно Библии… Во-первых, в эпиграфе отсебятина. Там так:

    " 4:9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

    4:10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

    4:11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

    4:12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

    4:13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

    4:14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

    4:15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его” (Быт.)

    Затем. Афонская думает, что Каин бессмертен: "С тех пор прошли тысячелетья, / давно пропал времён тех след. / Но Каин так и не ответил”.

    Но он был убит (см. тут).

    Неверно и понимание: "Знак Z — то Каина печать”. Знак обеспечивал долгое – пока жив – мучение Каина на бесплодной для него земле, считать же Россию бесплодной землёй это абсурд.

    Ошибка и с убийцею Бориса и Глеба. Это не Ярополк, а Святополк.

    Передёрг с заповедью "не убий”. "…заповедь "Не убий" имеет вид "Не убий без надобности, необходимости"...” (https://otvet.mail.ru/question/65532885).

    По-моему, неудачно применение множественного и единственного числа тут: "Убитые тех бомб осколком”.

    Логически режется друг с другом утверждение: "давно пропал времён тех след”, - с утверждением: "Здесь снова убивают братьев”.

    Применение слова "дурак” отдаёт детством, на фоне мотивированных, хоть и злостных, действий Каина и Ярополка (на самом деле Святополка). Каин грешный в глубине души (почему и не принял Бог его жертвы), из-за грешности он и не понял объяснения Бога, почему Он его жертву не принял, а не из-за глупости. Он из зависти убил Авеля. Рациональным (из-за борьбы за главенство) были убиты и Борис с Глебом.

    Анекдотично выглядит и причина СВО: "чтоб землю их прибрать к рукам”. Это самая большая страна в мире нуждается в дополнительной земле?

    Большинство ляпов – из-за невежества авторессы. Но и разнузданность имеет место быть. Философское ницшеанство, прорезавшееся в первом стихотворении, при спускании с высот духа оборачивается недоницшеанством, простой вседозволенностью сверхчеловеков, здесь скромно предполагающих себя противоположностью "Мозги…-утратив”-шим людям, нелюдям, собственно.

    20 сентября 2023 г.

22.04.2025
18:05

Наглость

    Наглость – это у меня. Я разрешил себе публиковать то, что, возможно, есть ошибка. Пусть, мол. Разозлю, так займутся этим и поправят меня, если я ошибся. А зато я . . .

21.04.2025
12:16

Художник Моисеенко, совок и Пушкин

    Вы себе не представляете, читатель, какая это сласть, угадать подсознательный идеал художника (а такой идеал рождает произведения неприкладного искусства), и . . .

13.04.2025
15:35

Странная война

    Мне жаль, что я совершенно извращённо помню ТУ войну. Мне было 3,5 года, когда она началась. Как совершенную неопределённость помню в чём-то необычное поведение . . .

05.04.2025
14:10

Уж и не знаю, как это назвать…

    Не хотелось бы во время специальной военной операции на Украине заикаться о такой чёрной странице истории, как о ГУЛАГе. Но кое-что случилось. Я уже писал (см. тут), . . .

29.03.2025
17:02

Именно несогласие делает жизнь стоящей штукой

    Это – изречение Ф. Фехера, марксиста, в 70-е отказавшегося от марксизма. Я на него наткнулся в таком поиске, заданном Яндексу: “надлом коммунизма”. А такой запрос у . . .

12.03.2025
20:28

Ай, да Гутов! Ай, да молодец!

    Можно только удивляться глубине его стихийного постижения марксизма. Марксизм же обхохатывает буржуазный либеральный материализм, когда тот пытается себя . . .

10.03.2025
21:00

Раззудись, плечо…

    Вот возьму и всё себе разрешу… Не получается у меня разобрать картину Моисеенко “Генерал Доватор” (1947) в бравурном духе. Моисеенко. Генерал Доватор. 1947. В первом . . .

06.03.2025
19:29

Как меня вербуют против России

    В конце прошлого века я жил в Одессе и полгода носил искусство- и литературоведческие статьи по редакциям местных газет. Печатали. То были разборы произведений . . .

12.02.2025
18:06

Импровизации Пикассо и других и – свобода

    Импровизации Пикассо и других и – свобода. Я опять ошибся (см. тут). Долинина привела с Пикассо правильный пример выражения им полной свободы, вседозволенности, . . .

10.02.2025
13:20

До чего доводит бестемье

    Мне вспоминается откровение писателя Тригорина из чеховской Чайки: "Бывают насильственные представления, когда человек день и ночь думает, например, все о . . .

02.02.2025
12:22

Продолжение статьи про ту, кто написала «Никогда мы не будем братьями»

    Предыдущая статья была про стихотворение Дмитрук “Зачем вы пришли с войной?” (см. тут). Я не убедил одну, и она мне написала: "Понимаете, поэзия такая штука, где . . .

01.02.2025
20:10

На безрыбье и рак рыба или Мои 5 копеек о фильме «Вызов»

    Плохо что? – Что у меня какая-то предвзятость к фильму “Вызов” (2023) Шипенко. Фильм же заказной, раз космос решили снимать в натуре. А как может быть в заказном . . .

29.01.2025
14:59

Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея

    Не исключаю, что проявляю наглость: не являюсь специалистом в области права, а берусь спорить с Лихачёвой. То, почему я себе это позволяю, базируется на моей . . .

29.01.2025
14:58

Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея

    Не исключаю, что проявляю наглость: не являюсь специалистом в области права, а берусь спорить с Лихачёвой. То, почему я себе это позволяю, базируется на моей . . .

25.01.2025
20:10

Хвала абы какой жизни

    Я тонул. Это было в году 1949-м. Мне было 11. В Каунасе. В луже почти. Есть в Каунасе, можно сказать, почти в центре города полуостров. Формой как Камчатка, только . . .

24.01.2025
19:50

В чём правота Макаревича

    Уехал Андрей Макаревич заграницу и даёт первый концерт. У дверей этой площадки, на улице съёмочная группа телеканала “Дождь”. Журналисты ждут. Минут через 20 . . .

12.01.2025
22:03

Спортивный интерес в эстетической области

    Контрики прислали мне такую репродукцию. По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100