TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

     

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он поглупел и, думаю, от этого разлада сохранившегося ума с народившейся глупостью он получил рак мозга и умер. Так вот глупость его была в том, в частности, что он считал не существовавшим в СССР левое диссидентство. Он говорил, что я – единственный его представитель. А у меня последнее время всё больше утверждается мнение, что в живописи всякие с Запада, мол, навеянные “измы” (абстракционизм, экспрессионизм и т.п.) в СССР проявились из-за лжесоциализма и потому органические, а не наносные.

    Лжесоциализмом я, левый, называю сталинский социализм – с централизмом. А настоящим социализмом я называю такой – с отмирающим государством (когда оно совсем отомрёт – наступит коммунизм). Его стало возможным строить (отказываться от централизма, но не в хозяйства) только в 60-х годах, когда достигнут был ядерный паритет.

    В чём прав был мой двоюродный брат, это в том, что мы, левые, ТОГДА, в 60-х, этого не осознавали. И нас как бы не было, если не быть внимательным.

    Не знаю, что было со мной: какое-то предвестие внимательности или что, но я не терял какого-то оптимизма, возможно, сверхисторического, судя по внутреннему переживанию своей какой-то идейной, что ли, неизменности по сей день: я считал и считаю коммунизм – будущим человечества.

    В искусстве это соответствует в веках повторяющемуся идеостилю типа маньеризма: поздние Микеланджело и Шекспир, Достоевский, Веничка Ерофеев… Это – христианоподобный тип идеала. В христианстве благое для всех сверхбудущее наступит не известно когда в сверхбудущем. Потому в сверх-, что слишком уж плохо сейчас.

    Смотрите, как это “плохо” описывает Ерофеев в “Прозе из журнала “Вече”” (1973) словами, мол (не проверял), Василия Розанова.

    ""Грубы люди, ужасающе грубы — и даже по этому одному, или главным образом поэтому — и боль в жизни, столько боли”. “О, как мои слабые нервы выдерживают такую гигантскую дозу раздражения!””.

    Розанов находится ну в совершенно крайнем отчаянии от упадка христианства. (Считает его безнадёжным из-за аскетизма Нового Завета, а успешным конкурентом – иудаизм с того Ветхим Заветом, с телесностью, так сказать.) Но главное – в отчаянии от духовного упадка. От мещанства всеобщего. Сосредоточенности на себе. На материальном. У революционеров в том числе. Он и смириться с материализмом не может, и его творческий дар от поражений не гаснет.

    А моя будущая жена, Наташа, в 1969-м, была тоже в крайнем отчаянии. Но из-за намечающегося краха идеи коммунизма, а не христианства. И из-за этого, общественно-политического (она, впрочем, этого не осознавала), её поэтический дар гас – не как у Ерофеева (а того тоже угнетал крах коммунизма, а не христианства).

    "Я часто не спала ночами и что-то писала. Если теперь попадается это под руку, становится завидно и жалко, отчего это всё прошло. Теперь так редко бывает у меня толчок написать что-нибудь, излить в словах, всё равно кому. Тогда я знала точно, что горе мне будет, если я не одолею себя и обстоятельства и стану обывателем. Теперь я им стала. Пока это меня ещё мучит, мне жалко себя, кажется, что было что-то заложено, чего я не должна была закопать”.

    У Розанова в начале ХХ века и у Ерофеева с Наташей во второй его половине по модулю одинаково сильные отрицательные переживания. (Кто-то аж не понял и на Ерофеева религиозность натянул.) А на самом деле мы (Ерофеев, Наташа, ну, и я) – стихийные левые диссиденты.

    Но Наташа писала в идеостиле, предшествующем (все идеостили плавно превращаются друг в друга в веках в одном и том же порядке), - в идеостиле, предшествующем типу маньеризма. Она писал в идеостиле типа трагического героизма, который Ерофееву был не дан. От отталкивался от непереносимой гадости окружающего мещанства. – Словами Розанова, мол (не проверял).

    ""Бог мой, Вечность моя, отчего Ты дал столько печали мне? Томится душа моя. Томится страшным томлением. Утро мое без света. Ночь моя без сна””.

    А Наташу вдохновляло не такое.

    "Мама знает меня побольше твоего, но и то не знает совсем. Она считает меня экспансивной позёркой. Я не могу с ней говорить откровенно. Только мои друзья понимают меня, потому что сами такие, и с ними мне легко и радостно мечтать, не надо защищать себя, скрываться.

    …у меня были настоящие милые чудесные друзья, и мы жить не могли друг без друга, и вместе нам было так хорошо. Я помню, сколько ночей я недоспала в это время. То мы готовили какой-нибудь вечер, то составляли проект будущей яхты, то мечтали о коммуне, в которой мы до старости будем жить вместе и со своими семьями, то слушали музыку, то затевали до утра философские споры, и кто-нибудь жарил на всех картошку. И всегда пели наши песни”.

    А? Каково? Были левые диссиденты в СССР или нет?

    Ерофеев просто следующий шаг в этой левизне. Если предыдущий был по-детски оптимистичен (Вот-вот и взойдёт, - как пел Высоцкий про солнце и почуявший его подсолнух), то последовавший шаг стал сверхисторически оптимистичен, т.е. крайне пессимистичен. – Вот как его описывает Ерофеев своими словами, не Розанова:

    "Я вышел из дому, прихватив с собой три пистолета; один пистолет я сунул себе за пазуху, второй — тоже за пазуху, третий — не помню куда.

    И, выходя в переулок, сказал: “Разве это жизнь? Это не жизнь, а колыханье струй и душевредительство. Божья заповедь “не убий”, надо думать, распространяется и на самого себя (“не убий” себя, как бы ни было скверно), — но сегодняшняя скверна и сегодняшний день — вне заповедей. “Ибо лучше мне умереть, нежели жить”, — сказал пророк Иона. По-моему, тоже так”.

    Дождь моросил отовсюду, а, может, ниоткуда не моросил, мне было наплевать. Я пошел в сторону Гагаринской площади, иногда зажмуриваясь и приседая в знак скорби. Душа моя распухла от горечи, я весь от горечи распухал, щемило слева от сердца, справа от сердца — тоже щемило. Все ближние меня оставили. Кто в этом виноват, они или я, разберется в День Суда Тот, Кто и так далее. Им просто надоело смеяться над моими субботами и плакать от моих понедельников. Единственные две-три идеи, что меня чуть-чуть подогревали, — тоже исчезли и растворились в пустотах”.

    Скажете: нет нигде намёка на гибнущий коммунизм, ни у Ерофеева, и у вашей Наташи.

    Есть. Спросите вот в этом тексте Find-ом: “обыва”. – Ответите, что у Наташи, да, есть, а у Ерофеева – нет. – Так это в произведении “Проза из журнала “Вече””. А в соседнем с ним произведении – есть: "арлекинада как средство и против обывательского застоя…” (https://imwerden.de/pdf/erofeev_sobranie_sochineny_tom2_2001__ocr.pdf).

    Вы ж согласитесь, что приведённые цитаты из Ерофеева – это арлекиада? А Арлекин – “должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам” (Википедия), намёкам на несмешное в жизни. Ну а что может быть более противоположным, чем обыватель и самосовершенствующийся?

    Вот.

    7 октября 2023 г.

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

22.04.2025
18:05

Наглость

    Наглость – это у меня. Я разрешил себе публиковать то, что, возможно, есть ошибка. Пусть, мол. Разозлю, так займутся этим и поправят меня, если я ошибся. А зато я . . .

21.04.2025
12:16

Художник Моисеенко, совок и Пушкин

    Вы себе не представляете, читатель, какая это сласть, угадать подсознательный идеал художника (а такой идеал рождает произведения неприкладного искусства), и . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100