|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.06.2025 |
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров назначается как бы классным руководителем по отношению к студенческой группе такой-то. Майору Леонову были предназначены мы. И он меня застукал рисующим голую женщину. И удивился, что я изобразил так называемую тонкую мышцу бедра (мне сейчас пришлось обратиться к интернету, чтоб её назвать) – ту, что спереди изнутри от паха и немного вниз. Просто возмутиться моей аморальности ему показалось мало, он ещё саркастически похвалил моё знание женской анатомии. У меня был рисунок, можно сказать, натуралистический, а не порнографический, поэтому майор гневался не сильно, но достаточно ханжески. Приблизительно так же вело себя общество эпохи Раннего Возрождения. Это было время освобождения от пут религии. И, как я рисовал голую женщину в порядке скуки, которую нагнал майор Леонов (только я не рассчитывал, что он меня застукает), так художники того времени приступили к рисованию святых обнажёнными (но не голыми, чтоб не выглядело слишком уж бунтом). Как изображали Святого Себастьяна до того? – Одетым и со стрелами в руке. Святой Себастьян (Себиан) в Нюрнбергских хрониках. А в эпоху Раннего Возрождения? "Для художников прошлых веков обнажённое тело являлось в какой-то мере нейтральным, т.е, не затронутым литературными и иными моментами, сюжетом <…> художник… имел в виду по преимуществу художественные задачи <…> В XV ст. проблема обнажённого тела находила своё выражение в излюбленной в то время теме "Мучения св. Себастьяна". Образ св. Себастьяна у художников XV ст. Антонелло да Мессина… Да Мессина. Святой Себастьян. Около 1477—1479. Козимо Тура… Тура. Св. Себастьян. 1484. Полайоло… Полайоло. Мученическая смерть святого Себастьяна. 1496. Боттичели Боттичели. Святой Себастьян. 1474. - имеет пластическую трактовку. Тело, словно каменное изваяние, лишено всяких ощущений. Св. Себастьян остаётся равнодушным к мучительствам, которым его подвергают” (Тарабукин. https://vk.com/doc15417283_448261696?hash=rVAqGM0pyb2v6UFekzliQzimOcLFuB4NEt8rg3fdYug&dl=3lq28yUwLHyBuyVvnL4zlJdpVMgbzte4LTynnG5yQV4). Почему я вспомнил майора Леонова в связи с высказыванием Тарабукина? – Из-за тоникой мышцы бедра. Она особенно видна у Туры и Полайолы. Причём у Полайолы, где много оголённых ног, она видна только у Св. Себастьяна. Остальные недостаточно оголены. То есть публике интересно видеть голость, а художники, это чувствуя, это обеспечивают под благовидным предлогом. И предлог этот – формалистского толка: пластическая трактовка, мол. С морально, мол, "нейтральным” свойством этой трактовки. Тарабукин аж вместо слова “морально” пользуется маскирующими аморальность "литературными и иными моментами, сюжетом”. Как, - не помню, у какого классика, кажется, Марка Твена я вычитал, - совет делать вид, что вы занимаетесь чем-то другим, а не тискаете девушку. Художника-де пластичная трактовка интересует, стиль, а зрителя-ценителя – тоже. Тогда как подсознательно выражается освобождение от церковных запретов. Этого вы, читатель, не вычитаете у искусствоведов. Они даже про следующий стиль, наступивший после стиля, называемого Ранним Возрождением, про выражающий вообще вседозволенность стиль (изображение самих по себе половых органов), названный Лосевым обратной стороной титанизма, вообще утаили от публики. Если б не Лосев… Они следующим называют Высокое Возрождение. И – руководствуясь опять формализмом (более-де совершенный, доведший изображение до иллюзорного качества). А о том, что тот возник от непереносимости, выражаемой тем титанизмом вседозволенности, - подсознательно опять, - и принялся выражать гармонию низкого и высокого – молчат. Формализм заедает. – Подсознательной-то идеал не в ходу… 11 октября 2023 г.
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
12.05.2025 |
|
10.05.2025 |
|
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
08.05.2025 |
Сталин не от мира сего скульптора Меркулова
|
05.05.2025 |
|
04.05.2025 |
Меня продолжают вербовать прокапиталисты
|
03.05.2025 |
|
01.05.2025 |
|
27.04.2025 |
|
24.04.2025 |
|
23.04.2025 |
Я ошибся с предательницей Афонской
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"