TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

     

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том числе потому, что если не я, то кто ж это напишет. – Так случилось, что я являюсь практически единственным, кто на практике принял в работу теорию художественности по Выготскому. По её следствию то, что вы видите на картине или в кино глазами (и слышите ушами), не есть то, что хотел вам “сказать” подсознательный идеал автора, не данный его сознанию, если автор вдохновлён, или осознаваемый его идеал, если автор воодушевлён замыслом своего сознания и талантлив, чтоб создать массу деталей, говорящих о замысле не “в лоб”, образно. В обоих случаях перед глазами и ушами восприемника предстоит не суть вещи. Но особенно ярко это – в первом случае. И я – единственный, кто подготовлен суть вскрыть с помощью теории. (Бывают случаи, когда вскрывают, но без этой теории и – обиняками; например, Фомичёв так вскрыл подсознательный идеал Дома и Семьи у Пушкина в стихотворении “Я вас любил”.)

    В нескольких фильмах Рязанова мне удалось открыть, что он – ницшеанец философского плана. То есть его подсознательный идеал – убежать из Этого скучного-прескучного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, тем хорошее, что, если дать всё же его образ или иначе его выразить, то душа успокаивается, будто этот принципиально недостижимый идеал достигнут.

    И кто, скажите, кроме меня покажет (если мне удастся), что и в “Жестоком романсе” (1984) тот же подсознательный идеал? Созданный от тоски брежневщины (Брежнев умер за 2 года до того), называемой периодом застоя?

    Фильм снят по мотивам “Бесприданницы” (1878) Островского.

    Но та была написана в разгар “красного” террора народников. А Островский чуял, что это ничем хорошим не кончится, кроме впадания России опять в скуку успокоения (что и случилось в виде политической реакции в 1881 году после убийства Александра II).

    А “Жестокий романс”, наоборот, был снят при начале правления Андропова, когда страна, казалось, проснулась от спячки. Но не для Рязанова. Который знал, что всё, не то, что в стране, а во всём Этом мире, настолько скучно, что та скука, что увидел Островский-реалист как скорое будущее, для Рязанова предстала как бесконечная тянучка времени, ненавистная.

    Естественно, что пьеса Островского провалилась. А мне, упрямо не терявшему прокоммунистического оптимизма, фильм Рязанова не понравился. Я был такой же поверхностный, как позапрошловековая публика.

    Пьеса “Бесприданница” соответственно – скукой – и начинается.

    "Иван. Никого народу-то нет на бульваре.

    Гаврило. По праздникам всегда так. По старине живем: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых.

    Иван. Уж и семь! Часика три-четыре. Хорошее это заведение.

    Гаврило. А вот около вечерен проснутся, попьют чайку до третьей тоски...

    Иван. До тоски! Об чем тосковать-то?

    Гаврило. Посиди за самоваром поплотнее, поглотай часа два кипятку, так узнаешь. После шестого пота она, первая-то тоска, подступает...”.

    Только у Островского "тоска” дана объективно, не от имени автора, а от имени буфетчика, самого тоски не испытывающего. А в начале фильма Рязанова режиссёр от себя вставляет картинку Вечности (как стирают бельё в реке), своей неизменностью противостоящей изменчивому Этому миру, подверженному этой ненавистной причинности и течению времени (теперь, вот, во второй половине 19 века, пароход).

    Ну а для уха – романс на стихи ницшеанки Б. Ахмадулиной.

     

    Не довольно ли нам пререкаться,

    Не пора ли предаться любви,

    Чем старинней наивность романса,

    Тем живее его соловьи.

    Толь в расцвете судьбы, толь на склоне

    Что я знаю про век и про дни,

    Отвори мне калитку в былое,

    И былым мое время продли.

    .

    Наше ныне нас нежит и рушит,

    Но туманы сирени висят.

    И в мантилье из сумрачных кружев

    Кто-то вечно спускается в сад.

    Как влюблен он, и нежен, и статен,

    О, накинь, отвори, поспеши,

    Можно все расточить и растратить,

    Но любви не отнять у души.

    .

    Отражен иль исторгнут роялем

    Свет луны - это тайна для глаз,

    Но поющий всегда отворяет

    То, что было закрыто для нас.

    Блик рассвета касается лика,

    Мне спасительны песни твои,

    И куда б ни вела та калитка,

    Подари, не томи, отвори,

    И куда б ни вела та калитка,

    Подойди, не томи, отвори.

    1978

    Это вторая часть четырёхчастного произведения “Посвящение Нани”. Видимо, Нани – это Нани Брегвадзе, сумевшая вернуть популярность в Советском Союзе романсу, который "считался немного недожанром” (https://aif.ru/culture/person/ego_imeni_ne_nazovu_kto_sdelal_schastlivoy_nani_bregvadze), за мещанство, официально в СССР презираемое. Ту же “Калитку” вспомните.

     

    Лишь только вечер затеплится синий,

    Лишь только звёзды зажгут небеса,

    И черёмух серебряный иней

    Жемчугами украсит роса.

    .

    Отвори потихоньку калитку

    И войди в тихий сад, словно тень,

    Не забудь потемнее накидку,

    Кружева на головку надень.

    .

    Там, где гуще сплетаются ветки,

    У беседки тебя подожду,

    И на самом пороге беседки

    Кружева с милых уст отведу.

    .

    Отвори потихоньку калитку

    И войди в тихий сад, словно тень,

    Не забудь потемнее накидку,

    Кружева на головку надень.

    .

    Не забудь потемнее накидку,

    Кружева на головку надень.

    1898

    Для негативно относившейся к власти ницшеанки Ахмадулиной было естественно Брегвадзе посвятить своё произведение, но… с насмешкой. Ибо ницшенацы презирают обычное, мещанство, иначе говоря. – Вы видите, какая сладкая патока – все слова “Калитки”. А что у Ахмадулиной?

    Деловитости двух первых строк:

     

    Не довольно ли нам пререкаться,

    Не пора ли предаться любви…

    достаточно, чтоб признать всю вещь насмешкой. Композитор Петров – в ту же степь: слово "любви” заставляет актрису Гузееву петь так высоко, что тоже думаешь про насмешку.

    Вообще вся эта (вторая) часть произведения – о получении наслаждения от бывшего в прошлом, что само по себе, объективно, есть слабость, над которой сверхчеловеку стоит смеяться. Что автор и осуществляет, вводя – неявно – свою точку зрения, - точку зрения исключительного человека, стоящего над временем (то есть, пребывая в иномирии). Это введение заключается в архаизмах: "предаться”, “Толь”, “толь”, “ныне”, “иль”, “лика”.

    То есть Рязанов, так всё обустраивая, выражает своё ницшеанство насмешкой над теми, кто в своей (бытовой) вседозволенности не дотягивает до философского ницшеанства.

    .

    Это я разобрал чуть меньше трёх минут фильма, длящегося больше двух часов.

    Но не нужно выпивать море, чтоб узнать его вкус, достаточно одной капли.

    26 сентября 2023 г.

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

22.04.2025
18:05

Наглость

    Наглость – это у меня. Я разрешил себе публиковать то, что, возможно, есть ошибка. Пусть, мол. Разозлю, так займутся этим и поправят меня, если я ошибся. А зато я . . .

21.04.2025
12:16

Художник Моисеенко, совок и Пушкин

    Вы себе не представляете, читатель, какая это сласть, угадать подсознательный идеал художника (а такой идеал рождает произведения неприкладного искусства), и . . .

13.04.2025
15:35

Странная война

    Мне жаль, что я совершенно извращённо помню ТУ войну. Мне было 3,5 года, когда она началась. Как совершенную неопределённость помню в чём-то необычное поведение . . .

05.04.2025
14:10

Уж и не знаю, как это назвать…

    Не хотелось бы во время специальной военной операции на Украине заикаться о такой чёрной странице истории, как о ГУЛАГе. Но кое-что случилось. Я уже писал (см. тут), . . .

29.03.2025
17:02

Именно несогласие делает жизнь стоящей штукой

    Это – изречение Ф. Фехера, марксиста, в 70-е отказавшегося от марксизма. Я на него наткнулся в таком поиске, заданном Яндексу: “надлом коммунизма”. А такой запрос у . . .

12.03.2025
20:28

Ай, да Гутов! Ай, да молодец!

    Можно только удивляться глубине его стихийного постижения марксизма. Марксизм же обхохатывает буржуазный либеральный материализм, когда тот пытается себя . . .

10.03.2025
21:00

Раззудись, плечо…

    Вот возьму и всё себе разрешу… Не получается у меня разобрать картину Моисеенко “Генерал Доватор” (1947) в бравурном духе. Моисеенко. Генерал Доватор. 1947. В первом . . .

06.03.2025
19:29

Как меня вербуют против России

    В конце прошлого века я жил в Одессе и полгода носил искусство- и литературоведческие статьи по редакциям местных газет. Печатали. То были разборы произведений . . .

12.02.2025
18:06

Импровизации Пикассо и других и – свобода

    Импровизации Пикассо и других и – свобода. Я опять ошибся (см. тут). Долинина привела с Пикассо правильный пример выражения им полной свободы, вседозволенности, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100