TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

     

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет.

    Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в его работе "Проблемы пространства в живописи”:

    "В “Тайной вечере” Леонардо нетрудно заметить тесноту помещения по сравнению с фигурами сидящих за столом апостолов. Сосуды на столе также далеки от правильности перспективной трактовки”.

    Про сосуды мне было ново. А про фигуры – нет. Я про это вычитал у Флоренского, очистил от христианопочитания и написал статью (см. тут). Но она нечитабельная для обычного читателя, я её нигде, кроме своего сайта не опубликовал. Я сам её не понимаю в обычном чтении. Это потому, что, когда я её писал, я сперва делал геометрические построения, но их в текст ввёл не чертежно, а словесно. Чтоб мне теперь словеса эти понимать, нужно проделывать, описываемые построения.

    Так вот про что-то с сосудами мне было читать впервой, и я целый день потратил на поиск чего-нибудь описывающего, что там не то. Не нашёл. И, чтоб всё же не сдаться, решился на высказывание такой мысли. – Теснота-то для сидящих за столом есть теснота относительно комнаты. Так? Ну вот я и буду понимать Тарабукина, что и то, что НА столе слишком велико относительно комнаты же.

    Перец в том, что, пока я искал, я наткнулся на репродукцию того наброска на бумаге, с которого началась эта огромная фреска.

    Леонардо да Винчи. Эскиз “Тайной вечере”. 1495.

    На этом эскизе будущая фреска

    помечена чуть более серым тоном, чем остальное. То есть на удалении “от нас” ножек стола (горизонтальная красная линия) вертикали стен (красные линии) явно демонстрируют,

    что два крайние апостола слева и справа вместе с их участками стола в комнату не вмещаются.

    Тарабукин зря написал: "нетрудно заметить тесноту помещения”. – Ещё как трудно. Я, например, её никогда не замечал, пока не прочёл у Флоренского:

    "Если кто перспективист, то это, конечно, Леонардо. Его “Тайная Вечеря” — имеет задачею снять пространственное разграничение того мира, евангельского, и этого, житейского, показать Христа как имеющего только ценность особую…" (https://litlife.club/books/181277/read?page=5).

    Зачем я повторяю, собственно, уже открытое?

    Затем, что такой эскиз есть фиксация того, что происходит с художником, когда его озаряет как бы зрительная галлюцинация подсознательного – тут – идеала гармонии низкого (обычной комнаты) и высокого (выпирающего из стен этой комнаты).

    Всё элементарно при использовании понятия “подсознательный идеал”.

    А чтоб его не использовать, но как-то возвысить Леонардо, не прибегая к Богу, искусствоведы пишут муть:

    "На то, что Леонардо собирался использовать для организации пространства своей картины принципы музыкальной гармонии, указывает один из набросков к “Тайной вечере” – тот, на котором Христос протягивает кусок хлеба Иуде: на нем записаны в столбик несколько чисел. Заметка гласит: 3.4.6.-6.3–6–4 = 32.

    https://falyosa.livejournal.com/5260495.html

    [Сумма 3+4+6+6+3+6+4 действительно = 32, что написано вверху столбика.]

    Леонардо наверняка знал из разных источников, что ноты можно записывать числами, поскольку высота звука зависит от нескольких переменных, таких как размер и вес музыкального инструмента или его составных частей. Например, если разрезать струну пополам, высота ее звучания будет на октаву выше, чем у целой струны; октава, соответственно, обозначается через соотношение 1:2. Две трети от полной длины будут давать тональный интервал в пятую долю (выражаемый через соотношение 2:3), а три четверти – в четвертую (3:4).

    Леонардо использует эти соотношения при расчете пространства комнаты, в которой сидят Христос и апостолы, превращая ноты в своего рода зримую музыку. Архитектурные детали на картине, судя по всему, организованы в виде рядов, привязанных к тоновым интервалам. Как указал один исследователь, соотношение двоек, троек, четверок и шестерок на рисунке Леонардо представляет собой соотношение между четвертой и пятой частью октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6).

    В “Тайной вечере” действительно прослеживается арифметическая прогрессия. Например, если стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена по ширине дает четыре таких же части, а окна – три таких же (если измерять ширину между центрами двух боковых окон, а не между их внешним краем). Тогда получается (с небольшим приближением) пропорция 12:6:4:3. То же соотношение существует между шпалерами на стене. Они – разной длины, те, которые расположены в дальней части комнаты, увеличиваются в соотношении 1:1/2:1/3:1/4 – давая (на сей раз без всяческого приближения) математическую пропорцию 12:6:4:3” (https://design.wikireading.ru/hqOvwUcaIX).

    Нарочно непонятно при этом пишут.

    Хорошо: "стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть”. Хорошо, пусть первый план пронумерован синими числами.

    Но этот план совершенно не виден на самой картине. Как о нём вообще можно разговаривать как о воздействующем на зрителя?

    Далее. Что такое "Дальняя стена”? Это та, что за спиной Иисуса? – Хорошо. Но что такое "по ширине дает четыре таких же части”? Особенно, что такое "таких же”? Как что? – Хорошо. Пусть эти 4 - то, что пронумеровано зелёным цветом, а 3 ("а окна – три таких же”) – то, что пронумеровано фиолетовым цветом. – Но ведь это совсем из пальца высосано! – А про шпалеры совсем ничего не понятно.

    Всё это – заумь искусствоведческая. Отказаться напрочь от величия того, что когда-то называлось богодухновением, современные учёные не могут, а признать могущественный подсознательный идеал тоже не могут (муть, мол). Вот и мутят словами про золотые сечения и музыкальности.

    3 октября 2023 г.

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

22.04.2025
18:05

Наглость

    Наглость – это у меня. Я разрешил себе публиковать то, что, возможно, есть ошибка. Пусть, мол. Разозлю, так займутся этим и поправят меня, если я ошибся. А зато я . . .

21.04.2025
12:16

Художник Моисеенко, совок и Пушкин

    Вы себе не представляете, читатель, какая это сласть, угадать подсознательный идеал художника (а такой идеал рождает произведения неприкладного искусства), и . . .

13.04.2025
15:35

Странная война

    Мне жаль, что я совершенно извращённо помню ТУ войну. Мне было 3,5 года, когда она началась. Как совершенную неопределённость помню в чём-то необычное поведение . . .

05.04.2025
14:10

Уж и не знаю, как это назвать…

    Не хотелось бы во время специальной военной операции на Украине заикаться о такой чёрной странице истории, как о ГУЛАГе. Но кое-что случилось. Я уже писал (см. тут), . . .

29.03.2025
17:02

Именно несогласие делает жизнь стоящей штукой

    Это – изречение Ф. Фехера, марксиста, в 70-е отказавшегося от марксизма. Я на него наткнулся в таком поиске, заданном Яндексу: “надлом коммунизма”. А такой запрос у . . .

12.03.2025
20:28

Ай, да Гутов! Ай, да молодец!

    Можно только удивляться глубине его стихийного постижения марксизма. Марксизм же обхохатывает буржуазный либеральный материализм, когда тот пытается себя . . .

10.03.2025
21:00

Раззудись, плечо…

    Вот возьму и всё себе разрешу… Не получается у меня разобрать картину Моисеенко “Генерал Доватор” (1947) в бравурном духе. Моисеенко. Генерал Доватор. 1947. В первом . . .

06.03.2025
19:29

Как меня вербуют против России

    В конце прошлого века я жил в Одессе и полгода носил искусство- и литературоведческие статьи по редакциям местных газет. Печатали. То были разборы произведений . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100