TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.07.2025
15:29

Долой формализм!

     

    Если б вы знали, читатель, как я зол на искусствоведов, хвалящих художников, чьи картины без подготовки отвращение вызывают…

    Но начну издалека.

    Я был знаком с одним поэтом. Дома у него не раз бывал. Поэтому мне кажется, что он являл для меня живое свидетельство, что подсознательный идеал сознанию автора не дан. Он писал в стиле постмодернизма. Пофигизма, попросту говоря. Дескать ничто не достойно быть в ранге идеала. Оч-чень разочарованное мироотношение. Поэт же был в быту весел, энергичен, лишь немного ироничен.

    Самое для меня примечательное с ним было то, что у него есть рассказ о процессе сочинения в виде описания своего черновика. Образом ему послужила гончая на охоте, не сразу находящая дичь по следам. Но – радость! – находящая. – Так мне эта радость передалась при чтении рассказа. А предмет-то вдохновения – негативный: пофигизм!

    Мне сейчас интересно, какими объективно позитивными словами он описывает достижение негативной, если объективно, цели: "Идет то, чему хорошо бы стать чистым золотом прелестной прозы (без ложной скромности говоря)” (http://art-otkrytie.narod.ru/bayron.htm).

    Почему я вспомнил этот случай?

    От чтения формалиста Исаченко “Из наблюдений над “новой рифмой”” The Hague-Paris, 1973.

    Ведь формалист думает, что формы (виды рифмы, в частности) сменяют друг друга из-за наскучивания “старой” и радости от “новой”. А теоретик-формалист находит позитивные слова характеризования “новой”, которая недавно казалась плохой. Например, классическая рифма была точной, а “новая рифма” стала неточной. Для точной теоретик позитив видит в повторении звуков, а для неточной – в эквивалентности.

    Александр Блок

    Соловьиный сад

    1914-1915 гг.

     

    Я ломаю слоистые скалы

    В час отлива на илистом дне,

    И таскает осел мой усталый

    Их куски на мохнатой спине.

    Исаченко наплевать, что Блок как символист подсознательным идеалом своим звал было в заоблачные дали для чего нужна новизна рифмы, в частности. Он знает только про надоело.

    Толстой А. К.

    1856

     

    Вы всё любуетесь на скалы,

    Одна природа вас манит,

    И возмущает вас немало

    Мой деревенский аппетит.

    Примера на полное созвучие не нашёл, но.

    "Во второй половине XIX в. требования к точной рифме постепенно ослабевают. Поэзия того времени… Допустила созвучие безударных” (https://poezia.ru/works/116114). ы и о как раз такие.

    Так вот я подумал, что понятие, подобное эквивалентности, можно поискать для разъяснения себе слов о "гротескной манере”, применённых искусствоведом для картины Б. Григорьева “Портрет Федора Шаляпина. 1918” (см. тут), - слов с такой же красивой аурой, как и слово “эквивалентность”, взамен слов “неточная рифма”, имеющих ауру похуже.

    Григорьев, создавая эту картину в стиле модерн, был “обязан” (см. тут) омертвить лицо Шаляпина. До него этого достигали лишением лиц теней, обозначающих черты лица. Что он и сам применял, например, для женщины справа в той же статье.

    Для Шаляпина он применил в чём-то противоположный приём – задубелость кожи, если её не мыть каждый день. (Кстати, у субъектов левее указанной женщины именно задубелость.)

    Гротеск есть уже в немытости по отношению к Шаляпину, которого – с его холёным лицом –

    невозможно представить не умывающимся больше – в связи с тем, что он-де притворяется своим, неухоженным, перед властью низов.

    То есть намечается похожесть между позитивом чуяния какой-то повторяемости под названием эквивалентность звуков в неточной рифме и позитивом узнавания вен и складок лица, когда оно задубело от отсутствия ухода.

    Мы ж, каждый, видели массу лиц в самой разной степени ухоженности и возраста. Так, если у Григорьева увидим, что нам знакомо по другим, то у нас возникнет позитивное переживание от узнавания.

    То же – с морщинами.

    Вот, если б искусствовед помимо общих слов о "гротескной манере”, распространился б, как я, об издевательствах над кожей Шаляпина с похвалой за верность анатомии, я б на искусствоведа меньше злился.

    Хотя… Кто меня знает? Я ж так нетерпим к выпячиванию формализма и замалчиванию подсознательного идеала как перводвигателя в неприкладном искусстве. Ведь подсознательный идеал “заставляет” Григорьева относиться к Этому миру гораздо хуже, чем может выразить любой остроты гротеск. Собственно, искусствовед НЕ СМОГ адекватно истолковать Григорьева.

    31 октября 2023 г.

03.07.2025
09:56

Фейк 2

    Когда-то (см. тут) я себе позволил в своём искусствоведческом канале обсудить фейк о числе погибших российских военнослужащих на СВО. – Почему б мне не обсудить . . .

30.06.2025
14:11

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

30.06.2025
14:09

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

28.06.2025
15:18

Не состоявшийся акт информационной войны

    Иногда посещают идиотские мысли. Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед . . .

25.06.2025
13:05

Язык вражды

    Меня так допёк ИИ (искусственный интеллект) портала Дзен (или кто там занимается ограничением свободы слова) своими вердиктами “Язык вражды”, что я решил на него . . .

23.06.2025
18:31

Побег под сень авторитетов

    В дни, когда мне решительно не о чём было писать, меня спасла от впадания в тоску одна женщина, отозвавшаяся на мой какой-то давний комментарий на какую-то давнюю . . .

20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после . . .

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100