|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.08.2025 |
Шестое продолжение. Путь в духовную элиту
|
19.08.2025 |
Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту
|
11.08.2025 |
Пятое продолжение. Путь в духовную элиту
Начало тут, тут, тут, тут и тут. . "Предшественниками тотальных инсталляций [2] выступают акции Коллективных действий [1] особенно теоретические тексты Монастырского [3]" (С. 15). Читатель! С извинением я должен объяснить, что цифры означают порядок, в котором я комментирую чтение книги Екатерины Дёготь: 1 и 2 – в предыдущем “Продолжении” и 3 – в настоящем. И о теоретических текстах Монастырского я комментарий предложу в виде подражания одному из его “теоретических” текстов, “Эстетическим исследованиям" (1986). Нет, вы можете, конечно, сами их прочитать. Но я слабо верю такой мере вашей любознательности. Правда, я не умею писать тексты имеющие эстетическую ценность (каковую вещь Монастырского имеет). Ну так я поступлю следующим образом: я опишу дух этого опуса. А потом сочиню свой. Его стиль относится к постмодернизму. Автор обхохатывает госкапитализм, называемый в СССР социализмом, самообманное парение в высоком, духовном, при невольном скатывании обратно к капитализму в виде пока мещанства с его интересами ниже пояса. Образами для всех этих насмешек выбраны объекты на ВДНХ. У меня с некоторыми из избранных в 1986 году Монастырским объектами была своя комичная история в 1957-м. . Мы с соучеником, студенты, оказавшись вместе в Москве решили отдаться высокому духу просвещения в один из дней и отправились на ВДНХ. Поступили нерасчётливо и очень устали и проголодались. Выйдя из павильона “Космос”, одухотворённый я слева на крыше павильона “Мясная промышленность” увидел гигантского бетонного быка и сказал своему товарищу: “Я б его, бетонного, съел бы, если б достал”. Не витающий в облаках товарищ ответил: “Вон, вывеска приглашает зайти и попробовать свежеприготовленные на автомате сосиски”. Мы вошли в павильон. Стрелка показывала вверх по лестнице дворцового типа на ресторан, где можно съесть сосиски, изготавливаемые рядом с этой дворцовой лестницей. Мы взошли. Сели за столик. Нам принесли меню. И под моим, утратившим всякую возвышенность чувств, влиянием мы заказали по: 10 сосисок, 10 сарделек и 10 чебуреков, каждый из которых оказался, когда их принесли, величиной с ладонь и по бутылке пива. Официантка удивлённо посмотрела на меня, заказывавшего вопреки протестующим жестам товарища. Но я её внушительно уверил, что мы очень голодны. – Ну она всё принесла. – 10 сосисок я съел, можно сказать, мигом. Потом я съел половину сардельки и робко посмотрел на товарища. Тот грозно хмурясь на меня поедал уже третью сардельку. Когда он съел 10-ю, я еле одолел первую. Но к чебурекам и он уже не мог приступить, и сила его злости на меня угадывалась по его молчанию. – Мы завернули чебуреки в салфетки, позвали официантку, расплатились и… Я хотел встать и не смог. Тогда я оторвал передние ножки стула, откинувшись, и, используя инерцию всего тела, которое метнул вперёд, мне удалось встать. – Пошатываясь, с дурными головами мы вышли из павильона и плюхнулись на ближайшую скамейку у пруда. Это была середина дня. Очнулись мы, когда солнце было уже низко. Мы спали на солнцепёке. Рядом с нами лежали совершенно ужасного вида развалившиеся чебуреки. Мы их бросили в стоящую у скамейку урну. – Я не знал, как мне загладить вину за просветительский порыв посетить ВДНХ, который я навязал товарищу, которого считал низменным по сравнению с собой. Чем завершаются высокие порывы… . Как ни длинно произведение Монастырского, оно настолько остроумно осмеивает СССР, что ни минуты не задумываешься о мрачном ницшеанстве. И о пробуддизме тоже (ибо Екатерина Дёготь в связи с теоретическими-де текстами Монастырского заикается про "мотив “мандалы”” - С. 15). – Чистое произведение в стиле постмодернизма. Но ночью я усомнился в своём выводе. Для постмодернизма нужно отвергание в качестве идеала не что-то одно, а и второе, как минимум. – Чего из второго мне хватило в почти сплошном осмеянии первого, советского? Тень того, что за железным занавесом, как понимали Запад в СССР, презренное общество Потребления: "…небольшой павильон “Бытовые услуги”, который стоит недалеко от пруда на возвышении, окруженный деревьями. В каком-то смысле он представляет собой высшую точку трансцендирования усилий коллективного бессознательного, буквально — “тот свет”. И местоположение павильона, и его удивительная архитектура (такие домики можно представить себе только в стране Незнайки и его друзей-коротышек из сказки Носова), и то, что он почему-то не обозначен на план-карте ВДНХ, делают его как бы совершенно инородным, вынутым из грандиозной панорамы и топографии всего комплекса выставочных павильонов”. Монастырскому “фэ” и СССР, и Запад. Но в СССР ему не нравится лживость понятия “народное хозяйство” (из-за чего и пошли у него ассоциации с Выставкой Достижений НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА). Народного-то и нет в СССР. Оно не народное, а того, кто им управляет, т.е. партноменклатуры. "Известно, что основная идеологема коммунистов — это рай на земле, и попасть в этот рай (“спастись”) можно только путем социально-экономических преобразований народного хозяйства, в которые должно быть задействовано все общество”. И отличие сталинского социализма от капитализма не принципиальное, по Монастырскому: "…социализм — это просто абстрагирование капитализма до его абсолютизации, это как бы Абсолютный Дух капитализма, который можно называть и социализмом (проблема чисто языковая)”. Теперь это называют американским глобализмом. Монастырский как в воду глядел. И отвергает оба “изма”. Так не брезжит ли за таким единым отверганием настоящий социализм как идеал? А что такое настоящий, если лже- это с тоталитаризмом (то, что в СССР)? – Настоящий – это, по Марксу – с отмирающим государством во имя самоуправления малых коллективов или прудоновской федерации федераций. И какой же тогда у Монастырского постмодернизм? – Никакой. Или всё таки… Он уж как-то очень далёк от трагизма в своём осмеянии лжесоциализма с того сползанием обратно в капитализм, то есть в своём отказе от настоящего социализма. Страстный отказ предполагает трагизм, а тут только насмешка. Страсти нет. Нет ничего, достойного быть в ранге идеала. 10 ноября 2023 г.
|
02.08.2025 |
Четвёртое продолжение. Путь в духовную элиту
|
30.07.2025 |
|
29.07.2025 |
Третье продолжение. Путь в духовную элиту
|
27.07.2025 |
Второе продолжение. Путь в духовную элиту
|
24.07.2025 |
1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении
|
23.07.2025 |
Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал
|
22.07.2025 |
Первое продолжение. Путь в духовную элиту
|
14.07.2025 |
|
12.07.2025 |
Что прошлёпала в Рафаэле честная Полякова
|
08.07.2025 |
|
03.07.2025 |
|
30.06.2025 |
|
30.06.2025 |
|
28.06.2025 |
Не состоявшийся акт информационной войны
|
25.06.2025 |
|
23.06.2025 |
|
20.06.2025 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"