|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.07.2025 |
И – тяжёлый вздох…
Это я опять наткнулся на извращённое понимание Высоцкого. Записал его автор статьи в исторические оптимисты за слова: “Так век двадцатый — лучший из веков — <…> упадёт под двадцать первый”. Именно с пропуском того слова, какое я спрятал в троеточии, чтоб сохранить для моего читателя интригу. Чем отличается литературо- и искусствоведение от точных наук? – Неточностью, если одним словом. Например, у автора сменяется один идеал другим. Так это происходит не мгновенно: раз, и с завтрашнего дня уже другой идеал. Идеалы потому плавно переходят один в другой, что их роднит похожее. (Это элемент теории Шмита. Он плавную спираль применил для описания изменчивости идеалов во времени.) Например, я считаю (а я очень много о Высоцком написал), что у него за жизнь были два идеала. (Я теорию Шмита применил, изменив имена идеалов – мне можно: я не имею официального литературо- и искусствоведческого образования.) Один – идеал трагического героизма (“Вот-вот и взойдёт”, - так люблю я кратко оживлять название этого типа идеала цитатой из Высоцкого). Другой идеал – благого для всех свербудущего. Что общее в этих идеалах в случае Высоцкого? – В том, что в обоих – вера в отказ от лжесоциализма (с тоталитаризмом) в пользу настоящего социализма (с отмирающим государством; когда совсем отомрёт – наступит коммунизм). Только первый идеал мыслится свершащимся очень скоро, как бы детский оптимизм. Высоцкий в подсознании верил, что он сумеет народ, утративший гражданственность, особенно ярко вспыхнувшую в Великую Отечественную войну, своими яростными песнями разбудить от спячки, в которую тот впал после войны. А, когда не вышло, он впал в другую крайность, в сверхисторический оптимизм (пессимизм такой). И вскоре умер. Вот эти стихи, из которых я полупроцитировал, вдохновлены этим пессимистическим идеалом. Хотя бы из-за одного того слова, которое я спрятал в троеточие – “Как шлюха”. – Люди оказались настолько плохими, что не исправятся ни к какому историческому будущему – только к сверхбудущему исправятся, и наступит коммунизм. (Это христианоподобный – по нынешним временам – идеал; 2000 лет назад христианство имело идеал трагического героизма, как и Высоцкий вначале: “Вот-вот и” наступит Второе Пришествие.)
Не уловил ошибшийся почитатель Высоцкого сарказма в словах “лучший из веков”, в котором случились две мировые войны, одна из которых была на его глазах, и коммунисты предали коммунизм, чему он тоже стал свидетелем, и ужаснулся (при переходе ко второму своему идеалу). Осталось только проверить 1976-й год: первое ли это стихотворение с новым идеалом? Проверка у меня проста. – Над каждой статьёй на моём сайте стоит синусоида с точкой, обозначающей идеал разобранного произведения. У синусоиды есть два инерционных вылета вон с синусоиды – для идеалов экстремистских. Верх – коллективизм, низ – индивидуализм. Место для 1-го идеала Высоцкого – перед верхним перегибом синусоиды к спуску (спуск – для людей гибких, умеющих принять резко изменившуюся действительность). Место 2-го идеала Высоцкого – на верхнем вылете вон с синусоиды. А в компьютере моём есть страница со всеми синусоидами моего сайта. И все они имеют название, и оно – фамилия автора. Ну и цифра – порядковый номер статьи об этом авторе. – Достаточно мне ту страницу открыть в рисовальном редакторе и поискать, как называется та синусоида, в которой точка стоит на верхнем вылете с синусоиды. Похоже называется сама статья. Я её открываю и вижу дату соответствующего произведения. И даже ещё проще: около точки стоит название произведения – И что я вижу? – Первая – vуsotsky9 – Я никогда не верил в миражи (1980). Вторая – vуsotsky19 – Корабли постоят… (1967). Третья – vуsotsky21 – Летела жизнь (1978). – Всё. 1967-й это дань упоминавшейся вначале неточности науки. Дальнее предвестие. А 1976-й вполне годится быть первым произведением с идеалом благого для всех сверхбудущего. Очень горькое стихотворение. 9 ноября 2023 г.
|
||
29.07.2025 |
Третье продолжение. Путь в духовную элиту
|
||
27.07.2025 |
Второе продолжение. Путь в духовную элиту
|
||
24.07.2025 |
1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении
|
||
23.07.2025 |
Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал
|
||
22.07.2025 |
Первое продолжение. Путь в духовную элиту
|
||
14.07.2025 |
|
||
12.07.2025 |
Что прошлёпала в Рафаэле честная Полякова
|
||
08.07.2025 |
|
||
03.07.2025 |
|
||
30.06.2025 |
|
||
30.06.2025 |
|
||
28.06.2025 |
Не состоявшийся акт информационной войны
|
||
25.06.2025 |
|
||
23.06.2025 |
|
||
20.06.2025 |
|
||
20.06.2025 |
|
||
19.06.2025 |
|
||
15.06.2025 |
|
||
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"