|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.07.2025 |
|
29.07.2025 |
Третье продолжение. Путь в духовную элиту
|
27.07.2025 |
Второе продолжение. Путь в духовную элиту
|
24.07.2025 |
1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении
|
23.07.2025 |
Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал
|
22.07.2025 |
Первое продолжение. Путь в духовную элиту
Начало тут. . Второй упоминаемый перформанс Лейдермана “Хасидский Дюшан” (2002). Его видео есть в интернете – https://mitec.ua/hasidskiy-dushan/ Вещь длится 1,5 минуты. Ни до какого предвзрыва (см. первую статью) довести восприемника не может. Значит, тут уже не ницшеаннство. Тут, вероятно, постмодернизм – мол, ничто на свете не достойно быть в ранге идеала. Что тут есть объект внимания? Хасидский танец и книга о Дюшане (имеется в виду, что, как минимум, крайняя правая картинка, которую вы видите, есть репродукция того писсуара, который был представлен Дюшаном на выставку). Хасиды – какая-то секта в иудаизме. Они нарочито грубо танцуют: приподнимают вверх и вперёд (или назад) то одну, то другую ногу. Их танец осмеять, как того требует постмодернизм, невозможно. Насмешка, наверно, видится в костюме медведя. Грубым танцем, наверно, Лейдерман насмехается на глубоким издевательством Дюшана над буржуазной культурой, пронизанной потребительством, - над много побывавшим в работе писсуаром (не тем, первым, в 1917-м, новеньким, только из магазина). Перевода на русский исполняемой при танце песни я в интернетене не нашёл. Возможно, там насмешка над хасидами с их крайностями. Очень плохо, что тут смена идеала (отсутствие идеала это тоже такой идеал). Такая частая смена идеалов (с 1999-го прошло только 3 года) уменьшает вероятность, что в первом случае была не насмешка над ницшеанством. Двух остальных перечисленных перформансов в интернете нет. * “…чем более о работе “нечего сказать”, тем более она “гениальна” в чисто этимологическом смысле этого слова, то есть воплощает чистое творчество, чистое порождение” (С. 11). Так сказать искусствоведу – это расписаться в своей некомпетентности. Вот я – я так думаю – компетентен. Но и я подтверждаю, что из-за бессловесности подсознательного идеала, то, что попало всё же в “текст” как странность в самом деле зачастую представляется поначалу неразрешимой загадкой. Один мой товарищ, крайне неразвитый в искусствознании, сказал раз зло: “Как непонятное – так сразу и хорошо?” “Да”, - ответил я. “Ну так скажи словами, почему хорошо “Утро в сосновом лесу” Шишкина”. Мне пришлось крепко потрудиться (см. тут). И, слава богу, что мне удалось (как и во всех случаях почему-то) и найти странности, и объяснить их. – И товарищ в порядке поражения промолчал. Особенно верным у Екатерины Дёготь (составитель книги) является слово "этимологическом”. Это происхождение, попросту говоря. Так вот подсознательный идеал проявляет себя зачастую с самого-самого начала творческого акта, полного и рутины тоже. * "…выбрав самые “странные” и, следовательно, “гениальные” работы…” (С. 12). Очень хорошо, что я, не дочитав до этих слов, применил выше (в первой статье) точно такие же слова о проявлении подсознательного идеала. * "…долгое время вызывали недоумение, потом Малевича и Родченко удалось, что называется, “продавить” в мировой контекст – хотя и “неправильно”, потому что их произведения теперь прочитаны “сквозь призму дизайна”, оценены как некие формальные шедевры, что идет вразрез с намерениями их создателей” (С. 12). Я не согласен лишь потому, что мне-то удалось пробиться к художественному смыслу (подсознательному идеалу) их иных работ (тут и тут). Правда, гораздо позже времени создания этой книги. * "Московский концептуализм, как и русский авангард, поражает прежде всего отсутствием желания нравиться” (С. 12). Верно, потому что русский авангард был в отчаянии от советского государства, строящего совсем не тот социализм, хоть, казалось бы, оба – и авангард и соввласть – за Прогресс. А московский концептуализм вообще в Этом мире разочаровался. Тут не до нравления. * "На художников, которые сами считали себя “антикоммунистическими”, имея в виду свои убеждения, мы должны взглянуть как на “коммунистических”, имея в виду объективные особенности продукции, тем более что и самим им сейчас это ясно” (С. 12). В чём-то верно. Концептуалисты-то произошли от отчаяния из-за СССР-овского лжесоциализма, предавшего коммунизм. * "…их воля к созданию совершенных символов Ничто…” (С. 13). Опять верно! Символ Ничто это выражение метафизического иномирия. * "В этом проекте искусство в том смысле, который вкладывал в него XIX век, было полностью уничтожено” (С. 13). И опять верно. За исключением романтизма в начале века и редких случаев реализма как угадки того в социуме, чего ещё никто не видит, слишком много было (академизм, реализм как натуроподобие, натурализм, декадентство) прикладного искусства, которое от замысла сознания, а не от подсознательного идеала. Только в самом конце века (импрессионизм, символизм, модерн) стал пробиваться вперёд подсознательный идеал. Продолжение следует. 5 ноября 2023 г.
|
14.07.2025 |
|
12.07.2025 |
Что прошлёпала в Рафаэле честная Полякова
|
08.07.2025 |
|
03.07.2025 |
|
30.06.2025 |
|
30.06.2025 |
|
28.06.2025 |
Не состоявшийся акт информационной войны
|
25.06.2025 |
|
23.06.2025 |
|
20.06.2025 |
|
20.06.2025 |
|
19.06.2025 |
|
15.06.2025 |
|
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"