TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

     

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после свадьбы жить куда-нибудь на Север или в Сибирь, чтоб убежать от комфорта, который губит (этого мы уже оба не осознавали) социализм. Так мы его называли, стихийно стараясь его вылечить от смертельного заболевания вещизмом. Она – туристскими походами с идейным зарядом (песнями), исподволь нацеленным на мужество в преодолении соблазнов городской жизни. Я – анонимной стенгазетой на работе “Идеи коммунизма – в быт и в будни!”, где с привлечением теории обсуждал так называемые тогда кухонные разговоры.

    На какую-то из соответствующих заметок на моём канале искусственный интеллект, показавший себя умнющим созданием, внизу присобачил статью “Незаслуженно забытый Заслуженный художник", имеется в виду Васин.

    Первая же репродукция в этой статье такая.

    Васин. На Севере.

    А есть с тем же названием такая.

    Васин. На Севере. 1960 год. Холст, масло.

    Так мимо второй я б на выставке не прошёл бы, а первая какая-то не привлекающая внимание (да и остальные в той статье). – Не зря его забыли?

    Словесное возвращение его из забвения тоже никуда не годится:

    "Для ранних работ Васина характерна “сочная” живопись, интерес к деталям и живая жизнь героев картин”.

    Васин. С полными вёдрами.

    Ну какой, к чёрту, "интерес к деталям” при таком лаконизме изображения в лице, в деревьях, в травах, в крышах, в лошади? И какая "живая жизнь героев”, когда тут жизнь дополнительных цветов: оранжевого с голубым,

    жёлтого с фиолетовым.

    Вот если б у автора "живая жизнь героев” иллюстрировалась бы такой репродукцией,

    Васин. На станции. 1969.

    где противоположное голубому платью оранжевое лица и железнодорожного знака не так самоценно бьёт по глазам, как в “С полными вёдрами”, то я б не возразил.

    (Я чуть не плачу от этой репродукции…)

    Манин, я думал, наиболее полно обозревший советскую живопись ХХ века, мимо Васина тоже прошёл. – Неровный художник…

    "Повышенная цветовая гамма, светоносность холста достигались локальными, но выверенными по натуре живописными отношениями” (http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=566&show=short).

    И даётся вот такая репродукция.

    Васин. У судостроительных мастерских. Мурманск. 1965. Холст, масло.

    Ну да, - не знаю, как в Мурманске, - а в средней полосе бывают такие осенние дни, что всё как бы в молоке. Дымке туманной. Так разве можно цвета при этом называть локальными (в смысле – краска без примесей)?

    Вот эта отрезанность лица одного из рабочих, или маленькая жизнь этой девчушки на перроне в необъятной стране, отсутствие водопровода в доме или гроздь рябины, выполненная локальным, наконец, оранжевым цветом - всё это не похоже ль разве на абы какую жизнь из формулы идеостиля импрессионизма: "хвала абы какой жизни"? – Похоже.

    Но импрессионизм воспевает жизнь индивидуалиста, приспособившегося к жизни во враждебном общественном окружении. Щепетильная, коллективистская по идее, советская власть не зря чуралась импрессионизма.

    А примарное, - так его назвал Манин, - искусство?

    "Север в 1960-х годах превратился в российскую Мекку. Там открывали что-то чистое, старорусское, давно забытое. Художники видели русские лица, светлое небо (если не в алмазах, то без гари и дыма), устойчивый неторопливый быт, взаимоотношения людей, основанные на доверии, без которого нельзя обойтись в каждодневном нелегком труде. Иначе говоря, в северных впечатлениях художников сомкнулись нравственные устои людей и ясный облик родины - все то, что каким-то непостижимым образом сливается в понятие русской национальности с ее своеобразием и неповторимостью.

    Традиционное искусство власть не приветствовала, но, как ни странно, постепенно признала его только потому, что оно ориентировалось на натурную форму…” (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsectiondes&id=6).

    Оппозиционность себе этого искусства советская власть (так называемая, ибо никакая она была не советская, а власть партноменклатуры) всё-таки терпела.

    Это оппозиционность видна, наверно, только в датах создания и в теме какой-то антицивилизации-комфорта.

    У Моне мизерная вероятность улова помещена в самый центр урбанистской цивилизации. Примирение с нею, нехорошей.

    Моне. Впечатление, Восход (2). 1873.

    А Васин против цивилизации.

    Впрочем, он не был верен теме некомфорта, может, потому стёрся его пафос, и потому его забыли.

    23 октября 2023 г.

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100