|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.06.2025 |
Васин не вась-вась
Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после свадьбы жить куда-нибудь на Север или в Сибирь, чтоб убежать от комфорта, который губит (этого мы уже оба не осознавали) социализм. Так мы его называли, стихийно стараясь его вылечить от смертельного заболевания вещизмом. Она – туристскими походами с идейным зарядом (песнями), исподволь нацеленным на мужество в преодолении соблазнов городской жизни. Я – анонимной стенгазетой на работе “Идеи коммунизма – в быт и в будни!”, где с привлечением теории обсуждал так называемые тогда кухонные разговоры. На какую-то из соответствующих заметок на моём канале искусственный интеллект, показавший себя умнющим созданием, внизу присобачил статью “Незаслуженно забытый Заслуженный художник", имеется в виду Васин. Первая же репродукция в этой статье такая. Васин. На Севере. А есть с тем же названием такая. Васин. На Севере. 1960 год. Холст, масло. Так мимо второй я б на выставке не прошёл бы, а первая какая-то не привлекающая внимание (да и остальные в той статье). – Не зря его забыли? Словесное возвращение его из забвения тоже никуда не годится: "Для ранних работ Васина характерна “сочная” живопись, интерес к деталям и живая жизнь героев картин”. Васин. С полными вёдрами. Ну какой, к чёрту, "интерес к деталям” при таком лаконизме изображения в лице, в деревьях, в травах, в крышах, в лошади? И какая "живая жизнь героев”, когда тут жизнь дополнительных цветов: оранжевого с голубым, жёлтого с фиолетовым. Вот если б у автора "живая жизнь героев” иллюстрировалась бы такой репродукцией, Васин. На станции. 1969. где противоположное голубому платью оранжевое лица и железнодорожного знака не так самоценно бьёт по глазам, как в “С полными вёдрами”, то я б не возразил. (Я чуть не плачу от этой репродукции…) Манин, я думал, наиболее полно обозревший советскую живопись ХХ века, мимо Васина тоже прошёл. – Неровный художник… "Повышенная цветовая гамма, светоносность холста достигались локальными, но выверенными по натуре живописными отношениями” (http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=566&show=short). И даётся вот такая репродукция. Васин. У судостроительных мастерских. Мурманск. 1965. Холст, масло. Ну да, - не знаю, как в Мурманске, - а в средней полосе бывают такие осенние дни, что всё как бы в молоке. Дымке туманной. Так разве можно цвета при этом называть локальными (в смысле – краска без примесей)? Вот эта отрезанность лица одного из рабочих, или маленькая жизнь этой девчушки на перроне в необъятной стране, отсутствие водопровода в доме или гроздь рябины, выполненная локальным, наконец, оранжевым цветом - всё это не похоже ль разве на абы какую жизнь из формулы идеостиля импрессионизма: "хвала абы какой жизни"? – Похоже. Но импрессионизм воспевает жизнь индивидуалиста, приспособившегося к жизни во враждебном общественном окружении. Щепетильная, коллективистская по идее, советская власть не зря чуралась импрессионизма. А примарное, - так его назвал Манин, - искусство? "Север в 1960-х годах превратился в российскую Мекку. Там открывали что-то чистое, старорусское, давно забытое. Художники видели русские лица, светлое небо (если не в алмазах, то без гари и дыма), устойчивый неторопливый быт, взаимоотношения людей, основанные на доверии, без которого нельзя обойтись в каждодневном нелегком труде. Иначе говоря, в северных впечатлениях художников сомкнулись нравственные устои людей и ясный облик родины - все то, что каким-то непостижимым образом сливается в понятие русской национальности с ее своеобразием и неповторимостью. Традиционное искусство власть не приветствовала, но, как ни странно, постепенно признала его только потому, что оно ориентировалось на натурную форму…” (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsectiondes&id=6). Оппозиционность себе этого искусства советская власть (так называемая, ибо никакая она была не советская, а власть партноменклатуры) всё-таки терпела. Это оппозиционность видна, наверно, только в датах создания и в теме какой-то антицивилизации-комфорта. У Моне мизерная вероятность улова помещена в самый центр урбанистской цивилизации. Примирение с нею, нехорошей. Моне. Впечатление, Восход (2). 1873. А Васин против цивилизации. Впрочем, он не был верен теме некомфорта, может, потому стёрся его пафос, и потому его забыли. 23 октября 2023 г.
|
20.06.2025 |
|
19.06.2025 |
|
15.06.2025 |
|
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
12.06.2025 |
В чём мой долг перед собой и читателем
|
11.06.2025 |
|
10.06.2025 |
|
03.06.2025 |
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
12.05.2025 |
|
10.05.2025 |
|
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"